Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 31-32 / Вестник аудитора

Слагаемые успеха

 

В настоящее время в Узбекистане осуществляют свою деятельность более ста аудиторских организаций. 72 из них имеют право проводить аудит всех предприятий и организаций независимо от форм собственности при условии включения данной организации в ежегодный список Министерства финансов и Госкомконкуренции Республики Узбекистан. Для этого необходимы наличие не менее шести сертифицированных аудиторов, двое из них должны иметь международный сертификат САР; уставный фонд не менее 5 000 МРЗП; наличие страховки. Большинство аудиторских организаций при осуществлении своей деятельности довольствуются этими минимальными требованиями. Но для успешной деятельности на рынке аудита этого явно недостаточно.

 

Прибыльность, хорошие финансовые результаты ауди­торской организации зависят прежде всего от объема аудиторских услуг – чем больше, тем прибыльнее. Чтобы добиться достаточно больших объемов услуг, необходимо аудировать крупные акционерные компании, холдинги, объединения и т.д., имеющие структурные подразделения по регионам республики. При проведении конкурсных отборов заказчики, как правило, составляют специальную сравнительную таблицу, в которой соискателям за каждый показатель присуждается определенное количество баллов. Итоговая сумма баллов принимается во внимание при выборе аудиторской организации для проведения аудиторской проверки. Итак, что же привлекает заказчика?

Количество сертифицированных аудиторов. За годы практики мы убедились, что для проведения полноценной и грамотной проверки крупной организации необходимо иметь в штате не менее 10–12 аудиторов и максимально задействовать их помощников. Это позволяет заключать договоры с крупными компаниями. 6 аудиторов не смогут осуществить аудит крупной компании, имеющей подразделения во всех регионах республики. Возникает необходимость привлечения субподрядчиков, уделяется недостаточное время для проверки подразделений на местах, что, естественно, отрицательно сказывается на качестве аудита.

Качество аудиторских услуг. О нем свидетельствует множество показателей: отсутствие претензий контролирующих органов к аудированным хозяйствующим субъектам; полнота аудиторского отчета; доступность и понятность предлагаемых рекомендаций; своевременная помощь в исправлении ошибок, выявляемых по ходу проверки; коммуникабельность аудиторов и взаимопонимание с клиентами.

Собственный оборудованный офис. Его наличие служит визитной карточкой аудиторской организации. Желательно наличие не просто офиса, считаем, надо иметь «идеальный офис». Для аудиторской организации его критериями являются: местоположение (желательно в цент­ральных районах города, рядом с метро); обеспеченность кабинетами (руководителя, аудиторов), бытовыми помещениями (комната отдыха, кухня и т.д.); оснащение рабочих мест компьютерами, множительной техникой, в том числе цветной печатью, досками, проекторами; наличие удобно структурированного архива, библиотеки специальной литературы; обособленность (отдельные вход и выход).

Членство в профессиональной организации. В настоящее время абсолютное большинство аудиторских организаций являются членами какой-либо общественной организации – НАБА Уз, Палаты аудиторов Узбекистана, Федерации бухгалтеров Узбекистана. Членство подразумевает не только формальную уплату годового членского взноса. Очень важно активно пользоваться статусом члена: получать от общественных организаций необходимую практическую и методологическую помощь, активно участвовать в проводимых ими мероприятиях. Все это в конечном итоге содействует повышению профессионального уровня аудиторов.

Членство в международной сети аудиторских организаций. Многие аудиторские организации, действующие на национальном рынке этих услуг, являются членами какой-либо международной сети аудита. Но сам по себе факт членства мало о чем говорит. Полноценное участие в международной сети предполагает активное использование предоставляемых ею возможностей. А для этого недостаточно формального членства. Так, для постоянного обмена информацией по актуальным вопросам развития аудита необходимо иметь в штате специалистов, владеющих иностранными языками. Чтобы пользоваться сайтом международной организации, нужно иметь ключ доступа. Наша организация является членом международной сети Leading Edge Alliance – всемирной ассоциации крупнейших независимых аудиторских и консалтинговых фирм, головной офис которой расположен в штате Иллинойс (США). Для развития наших связей и определения перспектив выхода на внешний рынок мы направили в Leading Edge Alliance нашего сотрудника, свободно владеющего английским языком.

Повышение квалификации аудиторов. Под таковым мы понимаем не только обязательное ежегодное прослушивание курса в специализированных организациях. Росту профессионализма служат обучение на курсах для получения иностранных сертификатов по направлениям «Бухгалтерский учет и аудит», «Налогообложение», «Специалист по ценным бумагам»; участие в различных семинарах и конференциях, в разработке и обсуждении нормативно-правовых актов; преподавание на курсах, если такая возможность имеется. И, конечно же, постоянное отслеживание новостей законодательства в выбранной сфере деятельности, в том числе по специализированным печатным и электронным СМИ.

Участие в профессиональных конкурсах. Ежегодные конкурсы «Лучший аудитор года», «Лучший бухгалтер года» и «Лучший внутренний аудитор года» следует рассматривать не как формальность, а извлекать максимальную пользу от участия в них. Так, оно предполагает еще один путь повышения профессионального уровня аудитора. Ведь, чтобы пройти во второй тур и занять призовое место, аудитор обновляет свои знания, вспоминает правила, положения и законы, которые необходимо ему знать для успешного проведения аудита. Конечно, нормативные документы всегда доступны. Но надо уметь их применять в конкретном случае, давать правильное толкование их положениям. Аудиторы нашей организации занимали призовые места в конкурсах 2011-го, 2012-го и 2014 годов.

Обеспечение работой в течение всего года. Всем известно, что пик занятости аудиторов приходится на февраль, март и апрель. Это связано с необходимостью проведения обязательного аудита до 1 мая текущего года. При заключении договоров рекомендуется предусматривать в них проведение поэтапного аудита по итогам 6, 9 месяцев и года. Это займет больше времени аудиторов, так как на некоторые объекты, расположенные в регионах респуб­лики, надо будет выезжать 2–3 раза в год. Но в итоге это позволит улучшить качество аудита, равномерно загрузить аудиторов в течение года. Занятость сотрудников можно обеспечить и расширением сферы деятельности. Так, шесть аудиторов нашей организации, сдав экзамен на получение сертификата внутреннего аудитора, успешно работают внутренними аудиторами в организациях, в которых мы не проводим аудит.

Еще один путь, чтобы равномерно обеспечить работой аудиторов на протяжении года, – это задействовать их как преподавателей различных курсов. Нам такую возможность дает НОУ «Центр международного учета и аудита», учрежденный нами вместе с Ташкентским государственным экономическим университетом. Почти все наши аудиторы преподают на его курсах. А молодые помощники аудиторов, прошедшие школу Центра, практически с первой попытки сдали проводимые Министерством финансов квалификационные экзамены на получение сертификата аудитора.

Таким образом, мы сумели создать коллектив единомышленников, который способен оказывать аудиторские услуги всем заказчикам – от маленького частного предприятия до крупной акционерной компании.

 

Наша справка

Аудиторская организация ООО «FTF-Audit»:

Образована в 2001 году на базе аудиторской организации ООО «Хисоб ва аудит» (создана в 1996 году).

Является членом международной аудиторской организации «Leading Edge Alliance».

Заняла первые места в рейтингах по итогам 2008-го, 2010-го и 2014 годов.

Всего сотрудников – 20;

сертифицированных аудиторов – 12;

помощников аудиторов – 8.

Из них имеют международные сертификаты CIPA – 4; САР – 17; DipIFR – 3;

диплом профессионального финансового менеджера – 4;

сертификат налогового консультанта – 4;

диплом специалиста по ценным бумагам – 2;

кандидат экономических наук, доцент – 2.

 

Тохиржон ФАЙЗИЕВ,

финансовый директор ООО «FTF-Audit», САР.

Прочитано: 2223 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика