11 ноября Законодательная палата единогласно проголосовала за предложенный правительством проект Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, а также основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год. Планируется, что рост ВВП в будущем году составит 7,8%, рост промышленного производства – 8,2%, производства продукции сельского хозяйства – 6,1%, объема капитальных вложений – 9,6%. Доля услуг в структуре ВВП должна вырасти до 55,5%, помимо прочего, благодаря снижению на 1 пункт ставки единого налогового платежа для предприятий данной сферы.
Планируются бюджетный дефицит в размере 1% ВВП и сохранение ставки рефинансирования ЦБ на уровне 9%.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Обычно именно этой информации читатели ждут с наибольшим интересом. Единая базовая ставка ЕНП для малых предприятий и микрофирм, занятых в сферах промышленности, строительства и сферы услуг, в будущем году составит 5%. Снижение налоговой нагрузки для последних предусмотрено Комплексом мер по развитию сферы услуг и сервиса в 2016–2019 годах. Оно позволит оставить в распоряжении хозсубъектов дополнительно 58,4 млрд сумов – без потерь для доходной части бюджета.
Помимо прочего, предложено унифицировать ставки ЕНП для автозаправочных станций, а также для предприятий розничной торговли, реализующих алкогольную и табачную продукцию. Ранее они дифференцировались в зависимости от локализации хозяйствующих субъектов. Предполагается, что базовая ставка составит 4%.
Налог на доходы физических лиц снижается на 1 пункт в части доходов от 1 до 5 МРЗП – с 8,5 до 7,5%. При этом ставка страховых взносов граждан, напротив, увеличивается на полпункта – с 7 до 7,5%. Мера позволит повысить реальные доходы населения на 235,4 млрд сумов и снизит налоговую нагрузку на плательщиков со средним и низким уровнем доходов с 6,2 до 5,5%. Также она нацелена на обеспечение сбалансированности средств внебюджетного Пенсионного фонда.
Традиционно будут проиндексированы ставки акциза. Этот процесс будет носить стимулирующий, обозначающий определенные приоритеты характер. К примеру, индексация налога в отношении натуральных вин будет ниже, чем, скажем, для водки или крепленых вин и т.п.
Предусмотрены также отдельные изменения ставок налогов и сопутствующие им льготы для предприятий, находящихся на общеустановленной системе налогообложения. Также изменятся условия расчета единого земельного налога. Однако, по мнению законодателей, суммы налогового изъятия при этом не изменятся.
В целом планируется снижение налоговых изъятий в 2016 году до 19,1% к ВВП против ожидаемых по итогам текущего года 20,7%. Мотивация: опережающее развитие и адресная поддержка высококонкурентоспособных отраслей, расширение объемов производства товаров, стимулирование занятости и роста доходов населения, техническое перевооружение производства, сохранение и расширение позиций на внешних рынках и другие подобные цели.
Отдельного внимания заслуживают новшества в сфере налогового администрирования, направленные на предотвращение сокрытия объектов налогообложения и занижения налогооблагаемой базы. В частности, предлагается:
- уменьшить штрафы за хранение неоприходованных товаров со 100 до 20% от их стоимости;
- предусмотреть возможность проведения внеплановых налоговых проверок налогоплательщика в случае отсутствия у него выручки от реализации в течение 3 месяцев подряд;
- предоставить налоговым органам право обращаться в суд с исками о погашении задолженности по налогу на имущество и земельному налогу физических лиц без вручения им дополнительного требования о ее погашении, за исключением случаев, когда сумма долга меньше законодательно установленного минимального размера для обращения взыскания на имущество.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Бюджет остается в полной мере социально ориентированным. Доля социальных расходов повышается до 59,2% расходной части бюджета против ожидаемых 58,7% в текущем году.
Расходы на образование в 2016 году составят 6,8% ВВП (рост на 16,6%), на здравоохранение – 2,8% ВВП (рост – 16,3%). 1,5 трлн сумов из средств внебюджетного Фонда реконструкции и капитального ремонта1 пойдет на строительство, дооснащение и ремонт образовательных и медицинских учреждений. В частности, за год будет построено 28 новых общеобразовательных школ; отремонтировано, оснащено новой мебелью, учебным и лабораторным оборудованием и спортивным инвентарем 339 школ и 120 лицеев и колледжей. В медицинской сфере плановый ремонт и дооснащение в 2016 году ожидают 168 учреждений.
Доходная база местных бюджетов будет укреплена посредством передачи им отдельных видов налоговых поступлений, ранее пополнявших республиканский бюджет. В Самаркандской области, помимо этого, предусмотрено создать дополнительные производственные мощности, что позволит, по мнению законодателей, вывести ее из режима субвенционности.
С целью повышения заинтересованности местных финансовых органов в поиске возможностей пополнить региональные бюджеты начиная с будущего года вводится система оценки их руководящих работников. Помимо безусловного и своевременного исполнения параметров бюджета, критериями оценки будут являться недопущение роста кредиторской задолженности и наличия нецелевых и незаконных расходов в бюджетных организациях.
Джамиля НИЯЗОВА, член Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли (фракция ДП «Миллий тикланиш»):
– Снижение ставки единого налогового платежа на 1% – это очень существенная мера. Ранее сниженная ставка налога предусматривалась для промышленных и строительных предприятий. Теперь круг бенефициариев еще более расширяется за счет предприятий сферы услуг. Единая базовая ставка налога составит 5%.
От этого выигрывают многопрофильные предприятия, прежде обремененные необходимостью вести раздельный учет по видам деятельности. В распоряжении субъектов предпринимательства останется свыше 58 млрд сумов. Они получают возможность оперативно и многократно использовать высвобождающиеся средства в интересах своей финансовой устойчивости, создавать новые направления деятельности, конкурентоспособные продукты. Государство получает отдачу в виде расширения налогооблагаемой базы и притока средств в доходную часть бюджета. Такова прямая и очевидная всеобщая польза от этой льготы.
Также снижается на 1 пункт ставка НДФЛ в части доходов от 1 до 5 МРЗП. И эти изменения тоже будут иметь хорошую отдачу для экономики, так как опять же больше денег будет оставаться на руках у населения. Это повышает его покупательную способность, стимулирует рынок потребительских товаров и в конечном итоге положительно влияет на доходы бюджета.
Тулкин ЭШНАЗАРОВ,
председатель Комитета по аграрным и водохозяйственным вопросам (фракция УзЛиДеП):
– Я вижу в проекте бюджета на 2016 год две базовые тенденции, касающиеся аграрной сферы. Это усиление финансовой поддержки фермерских хозяйств (на эти цели будет выделено на 22,8 млрд сумов больше, чем в текущем году). А также вложение значительных средств в мелиорацию и улучшение состояния орошаемых земель в соответствии с Государственной программой2, утвержденной Постановлением Президента от 19.04.2013 г. N ПП-1958.
В частности, предусмотрены ремонт коллекторно-дренажных сетей общей протяженностью 13,9 тыс. км; предоставление в лизинг 152 единиц мелиоративной техники, машин и механизмов специализированным организациям данной сферы; строительство и реконструкция порядка 739 км коллекторно-дренажных сетей, 115 скважин вертикального дренажа, а также ряда насосных станций и гидротехнических сооружений; строительство и монтаж системы капельного орошения на 5,3 тыс. га. Последнее даст нам значительную экономию воды – в зависимости от конкретных условий и территории, а также почти вполовину снизит фермерские трудозатраты.
В будущем году должно быть улучшено мелиоративное состояние более 280,0 тыс. га орошаемых земель. Это будет способствовать увеличению урожайности на этих территориях и повышению доходов фермерских хозяйств.
Юлия ЯШИНА,
специальный корреспондент.
1Внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений.
2Государственная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013–2017 годы.