Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 19 / Есть вопрос!

Если транспорт свой…

Наше предприятие специализируется на производстве строительных конструкций из алюминиевых и пластиковых профилей, а также выполняет строительные работы по договорам подряда. Оно имеет автотранспортные средства, полученные по договорам аренды, а также купленные и находящиеся на балансе и используемые для поставки конструкций и материалов на строительные площадки. Часто сотрудники органов безопасности дорожного движения останавливают автомашины и требуют лицензии на перевозку грузов, указывая, что ее необходимо получить для перевозки грузов. В обоснование своих требований они указывают, что работа выполняется за оплату, которая включает в себя расходы по транспортировке материалов.

Просим разъяснить, требуется ли получение лицензии для перевозки на своих машинах принадлежащих предприятию грузов к месту выполнения работ?

 

– Для всестороннего ответа необходимо определить, кто является перевозчиком и что представляет собой договор перевозки грузов. Согласно статье 2 Закона «Об автомобильном транспорте»1 (далее – Закон):

перевозчик – юридическое или физическое лицо, владеющее автотранспортным средством на праве собственности или других вещных правах, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и имеющее на это специальное разрешение (лицензию);

клиент (пассажир, грузополучатель, грузоотправитель) – юридическое или физическое лицо, пользующееся услугами перевозчика в соответствии с заключенным договором перевозки.

Статья 13 Закона гласит, что автомобильные перевозки осуществляются перевозчиками на основе специального разрешения (лицензии); порядок их выдачи определяется Кабинетом Министров. Перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основе договора перевозки, предусматривающего условия перевозки и ответственность сторон (статья 15 Закона, статья 709 Гражданского кодекса).

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 711 Гражданского кодекса). Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза документа (транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (статья 711 Гражданского кодекса).

Соответственно, перевозчиком является юридическое или физическое лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию) на перевозку, а сама перевозка грузов осуществляется по договорам перевозки грузов, заключенным с другими лицами.

Теперь рассмотрим Положение о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом2. Согласно ему лицензированию подлежит деятельность по перевозке грузов, осуществляемая на коммерческой основе.

Все эти нормы регламентируют перевозку грузов автомобильным транспортом – самым востребованным и наиболее удобным. Законодатель предусматривает, что лицензированию подлежит перевозка грузов, осуществляемая на коммерческой основе. В данном случае под понятием «на коммерческой основе» понимается перевозка за отдельную плату, включающую в себя расходы по перевозке и прибыль за перевозку.

Однако отсутствие в законодательстве четкого понятия «на коммерческой основе», как и «коммерческой деятельности», вызывает затруднения по применению этих норм субъектами предпринимательства и их толкование отдельными лицами по своему усмотрению.

Законодательство регламентирует понятие «предпринимательская деятельность (предпринимательство)». Это инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность (статья 3 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»3). Но это понятие в данном случае не раскрывает сути «коммерческой основы».

В результате возникают разнотолкования в разъяснениях норм названного выше Положения о лицензировании деятельности по перевозкам. Так, на обращения некоторых субъектов предпринимательства по вопросу, требуется ли лицензия на эксплуатацию транспортных средств, принадлежащих предприятию на праве собственности, Агентство речного и автомобильного транспорта сообщает: «Если в смете на строящиеся объекты заложены транспортные расходы по завозу строительных материалов, техники и другого вспомогательного оборудования, то в этом случае получение лицензии обязательно. Вышеуказанное законодательство не распространяется на автотранспортные средства, используемые сугубо для собственных нужд. В связи с чем получение лицензии на них не требуется.

Также оно не требуется, если за эксплуатацию автомашины не осуществляется оплата со стороны третьих лиц».

Но органы государственной автоинспекции требуют наличие лицензии и применяют административные меры ответственности (штраф, отправка на штрафную площадку и другие наказания) за отсутствие лицензии. При этом во внимание не принимается, что автомобиль принадлежит юридическому лицу и перево­зит принадлежащий ему груз. Аналогичного мнения придерживаются и представители налоговых органов, трактуя нормы законодательства не в интересах хозяйствующих субъектов.

Анализ законодательства показывает, что предусмотренных им норм недостаточно для обоснования противоположных точек зрения Агентства и других органов по вопросу лицензирования деятельности по перевозке грузов, осуществляемой на коммерческой основе. Даже если мы будем обосновываться не на отсутствующем в нем понятии «коммерческой основы», а на предусмотренном им понятии «перевозки», которая осуществляется по договору перевозки. Более того, ими можно… подтвердить мнения и Агентства, и налоговых органов.

Так, в смете на строящийся (ремонтируемый) объект указываются затраты на эксплуатацию машин и механизмов, включающие расходы по ГСМ, оплате труда водителей, ремонту, амортизации и другие. Но она не предусматривает получение суммы рентабельности (прибыли). Это значит, что эксплуатация машины является не источником дохода, а лишь частью строительного процесса.

В то же время в стоимости всех товаров предусматриваются затраты на транспорт по перевозке сырья, поставке потребителям, которые предприятия частично осуществляют на собственных автомашинах. Затраты на транспорт включаются в себестоимость товара либо затраты по реализации и покрываются за счет выручки, получаемой от покупателя. В таком случае эксплуатация транспорта производится с целью получения прибыли, а потому любые предприятия, имеющие транспортные средства, должны получать лицензии.

А вот еще один довод. ­Целью договоров подряда является выполнение работ (а не оказание услуг по автоперевозкам), а договора поставки – реализация товаров (но не их перевозка с одного места в другое). И потому перевозка в данных взаимоотношениях не является целью договора, а выступает частью процесса.

В таких противоречиях предпринимателю разобраться сложно. И исходя из сути статьи 11 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» они должны трактоваться в пользу субъектов предпринимательства. На практике, к сожалению, это производится далеко не всегда.

Таким образом, требование контролирующих и проверяющих органов о необходимости получения лицензии при доставке строительных материалов и товаров на объект заказчика собственными автотранспортными средствами является незаконным и необоснованным. Для избежания противоречий необходимо иметь документы, подтверждающие принадлежность грузов и машины вашему предприятию, – техпаспорт, договор аренды, путевой лист, накладную на перемещение товаров.

В то же время для избежания различных толкований видится целесообразным уточнить ряд понятий в законодательстве, регламентирующем сферу перевозок.

«Перевозка на коммерческой основе означает перевозку груза с одного места в другое за отдельную плату согласно договору перевозки, заключенному между перевозчиком и заказчиком.

Лицензированию подлежит деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом, осуществляемая по договорам перевозки грузов, заключенным с юридическими или физическими лицами, предусматривающим перевозку груза заказчика с одного места в другое. Доставка грузов в рамках договора подряда со склада на строительный участок либо по договорам поставки (комиссии, поручения и др.) со склада производителя (реализатора) на склад покупателя не рассматривается как перевозка грузов, осуществляемая на коммерческой основе».

Внесение таких изменений позволит хозяйствующим субъектам осуществлять перевозку грузов своим транспортом и снизить возможности для вмешательства госорганов в их деятельность.

 

Азизбек КУРБОНОВ,

управляющий партнер

АФ «Business Legal Advisers».

 

см. также: Свои грузоперевозки просят включить “Зеленый”

 

---------------------

1От 29.08.1998 г. N 674-I.

2Утверждено Постановлением КМ от 14.07.2006 г. N 138.

3От 25.05.2000 г. N 69-II, в редакции Закона от 2.05.2012 г. N ЗРУ-328.

Прочитано: 40240 раз(а)

Комментарии к статье (25)

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден. Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.
2013-05-14 11:39:39, Гость_Али:
Исчерпывающий ответ. Надо распечатать его, заламинировать и приложить к техпаспорту автомобиля.
2013-05-17 18:20:10, Гость_ТЕМС:
Молодцы. Отлично! Я же говорю всем, что наши законы-законные". И вообще "газета НТВ-онлайн"-это самый верный помощник,юрист и друг. Так как, возникла проблема, тут же с мобильного на "норма.уз" и все решена. Плати налоги -Живи спокойно!
2013-05-17 21:40:07, botir2002:
Хорошая статья. Но Агенство уже поставило точку в этом вопросе
 
Письмо Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта
 
от 31 октября 2012 года № 3/2386-2866 на № 198 от 10 октября 2012 года.
 
На поставленный вами вопрос сообщаем, что в соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.07.2006 г. № 138, лицензированию подлежит деятельность по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, осуществляемая на коммерческой основе.
Под понятием «на коммерческой основе» подразумевается занятие юридическим лицом предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов, за которую им взимается соответствующая плата, даже если в условиях договора между сторонами об этом и не указывается. В этом случае при расчете себестоимости произведенной (изготовленной) продукции (товара) затраты на транспортные расходы уже заранее считаются заложенными.
Не требуется получение лицензии на перевозку грузов (сырья, вспомогательных материалов и т. д.), осуществляемую исключительно для собственных нужд и не используемых для производства, автотранспортными средствами, принадлежащими данному предприятию или арендованными у юридических и физических лиц.
Коммерческая организация вправе осуществлять доставку принадлежащего ей груза до получателя своим автомобильным транспортом без лицензии, при условии, что оплата транспортных расходов за перевозку груза с покупателя не взимается и не включается в себестоимость продукции.
2013-05-29 12:48:46, Гость_:
Ботир2002, так Агентство отвечало в прошлом году. А вот что оно говорит в этом году на своем сайте:
06.04.2013
Можно ли осуществлять перевозку материалов или готовой продукции производственному предприятию без наличия лицензии. Перевозки осуществляются для собственных производственных нужд. Никто нам за это не платит. Это расходы предприятия.
Как сообщается, принадлежащий предприятию автотранспорт используется для доставки товаров со склада поставщика до покупателя.
Из указанного следует вывод, что производителем продукции за доставку товаров до покупателя (ст. 442 ГК РУз) будет взиматься соответствующую плата за транспортные услуги, учитываемые при расчете себестоимости готовой продукции, по которой осуществляется дальнейшая продажа товара, даже если в условиях договора поставки с покупателем об этом и не оговаривается.
При этом вызывает сомнение списание на убытки предприятия затрат, понесенных на оплату эксплуатационных расходов автомобиля, в том числе покупку горюче-смазочных материалов, аккумулятора, автошин, ремонт и техническое обслуживание автотранспортного средства, а также выплата заработной платы водителю.
На основании изложенного и в соответствии с действующим законодательством предприятию, осуществляющему доставку груза до покупателя необходимо иметь соответствующую лицензию на городские и междугородние перевозки грузов.
2013-05-29 14:34:53, Гость_Абдурахман:
Первое письмо (2012 года) не меняет позицию Агентства в вопросе о лицензировании. Агентство пытается сформулировать понятие «коммерческая основа», а также говорит о том, что перевозка собственного груза не подлежит лицензированию лишь если ее стоимость не включена в себестоимость.
2013-05-29 15:01:14, Гость_:
botir2002
Хорошая статья, но Агенство уже поставило точку в этом вопросе
Кажется, Агентство поставило многоточие и еще больше всех запутало.
2013-05-29 18:50:05, botir2002:
Агенство пишет о том что если эти расходы отражаются в СЕБЕСТОИМОСТИ, то нужна лицензия. А если расходы отражены в расходах периода (расходы по реализации---пункт 2.1.1. Положения о составе затрат), то соответственно Лицензия не нужна!?
2013-05-30 11:51:13, Гость_Шараф Рузметов:
Задан вопрос:
Просим разъяснить, требуется ли получение лицензии для перевозки на своих машинах принадлежащих предприятию грузов к месту выполнения работ?
Ответ:
Организация занимается строительством объекта, на основании договора подряда на своем транспорте завозит груз (кирпич, цемент и т.п.) на объект. Взгляните на смету объекта, где запланированы транспортные расходы, которые должен оплатить «Заказчик».
Или взять транспорт по доставке хлебобулочных изделий. Доставка это уже коммерческая деятельность, а есть доход от этой деятельности или нет, эту задачу должны решать работники налоговых органов.
В каждом из вышеперечисленных примерах обязаны получить лицензию.  
А сотрудникам органов безопасности дорожного движения следовало бы дать инструкцию, при установлении факта перевозки груза транспортными средствами без лицензии не задерживать груз, а фиксировать перевозочные документы и данные направлять в компетентные органы.
Если же перевозка груза осуществляется не на коммерческой основе, следует к примеру проставлять штамп на перевозочных документах «Перевозка некоммерческая»
Ответ автора темы:
«Доставка грузов в рамках договора подряда со склада на строительный участок либо по договорам поставки (комиссии, поручения и др.) со склада производителя (реализатора) на склад покупателя не рассматривается как перевозка грузов, осуществляемая на коммерческой основе».
При заключении устного или письменного договора доставки, где участвуют два или несколько сторон это коммерция, а были платежи или нет, будут доказывать компетентные органы.
Если Вы перевозите своё имущество с одного склада находящегося в одном районе на другой свой склад находящийся в другом районе, то данная перевозка является не коммерческой, так как один участник перевозки.
Занятие деятельностью, подлежащей лицензированию, то есть без получения специального разрешения, -
влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц - от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.(ст.165 КоАД), следовательно есть доход или нет от перевозки груза на транспорте это не повод работать с лицензией или нет.
2013-05-30 12:00:14, Гость_Abdurahman:
To botir2002:
Исходя из их письма,  так это и получается. Т.е.  если расходы отражены в расходах периода, то соответственно Лицензия не нужна. Я так понял позицию Агентства,  с которой я категорически не согласен по ряду причин:
1. Юридическая – Агентство расширено толкует норму Положения.
2. Практическая – как Агентство или иные проверяющие органы на дорогах будут проверять куда отнесло то или иное предприятие стоимость перевозки? Я думаю не каждый работник ГСБДД, Агентства, Департамента (в г.Ташкенте) знает эти термины и разбирается в них. А водители грузовиков, уж точно,  не скажут (докажут), что стоимость перевозки не отражена в себестоимости продукции. Соответственно и получается, что по факту на дорогах лицензию спрашивают у всех, без разбора.
 
см.: http://e-gazeta.norma.uz/publish/doc/text95372_svoi_gruzoperevozki_prosyat_vklyuchit_zelenyy?paper=ntv
2013-05-30 12:57:25, Гость_:
В одном из докладов уважаемого нами Президента, часто указывалось на внедрение в гражданских отношениях мер воздействия и противовесов.
Так вот, уполномоченные органы выполняют свои функции, а перевозчик (в данном случае и предприниматель в общем) должен представить необходимую и достаточную информацию о грузе и характере перевозки.
В случае, если разрешение вопроса затягивается и субъекту предпринимательства тем самым наносится вред, то карты в руки. Заявляйте об этом в суд. С начало будет трудно. Нет практики. Но дальше легче. Система "противовесов" сработает незамедлительно. Никакому гос учреждению не будет выгодно платить за несоответствующих занимаемому положению сотрудников.
2013-05-30 18:55:50, Гость_:
"Коммерческая организация вправе осуществлять доставку принадлежащего ей груза до получателя своим автомобильным транспортом без лицензии, при условии, что оплата транспортных расходов за перевозку груза с покупателя не взимается и не включается в себестоимость продукции". - из первого ответа агентства.
"При этом вызывает сомнение списание на убытки предприятия затрат, понесенных на оплату эксплуатационных расходов автомобиля, в том числе покупку горюче-смазочных материалов, аккумулятора, автошин, ремонт и техническое обслуживание автотранспортного средства, а также выплата заработной платы водителю." - из второго ответа Агентства.
 
То есть получается, что во всех случаях надо получать лицензию? потому что если не включили в себестоимость, значит списали на убытки А это у Агентства вызывает сомнение...
2013-06-03 15:19:53, Гость_:
Гость_
... часто указывалось на внедрение в гражданских отношениях мер воздействия и противовесов. Так вот, уполномоченные органы выполняют свои функции, а перевозчик (в данном случае и предприниматель в общем) должен представить необходимую и достаточную информацию о грузе и характере перевозки...
Интересно, а какую информацию надо представить, чтоб доказать что стоимость перевозки не отражена в себестоимости продукции? Представляю себе картину: водитель объясняет проверяющему на дороге, что стоимость груза не отражена...где-то там... и показывает ему бухгалтерские проводки?
2013-06-03 17:16:07, Гость_:
Гость_
Гость_
Интересно, а какую информацию надо представить, чтоб доказать что стоимость перевозки не отражена в себестоимости продукции? Представляю себе картину: водитель объясняет проверяющему на дороге, что стоимость груза не отражена...где-то там... и показывает ему бухгалтерские проводки?
Вот втом и беда наша общая! Мы перегибаем! Всё время перегибаем!
Не водителью, а экспедитору (возможно два в одном лице) необходимо предьявить (транспортную)накладную, заметьте не счет-фактуру-накладную (этим неустановленным документом пользуются большинство предпринимателей). Если перевозка для собственных нужд, то получатель и поставщик лицо одно и то же. Необходимо, для верности сделать отметку "перевозка внутренняя" либо схожое по смыслу выражение.
В случае, когда покупатель везет свой груз со склада продавца, легче - договор и счет-фактуру, где адрес назначения соответствует следуемому маршруту.
В случае подрядных работ - аналогично первому примеру.
Вот и если после этого, вас задерживают и вы можете доказать нанесенный вам ущерб в количественном выражении - одна дорога в суд!
А.Мухамедбаев.
2013-06-07 13:08:25, Гость_Шараф Рузметов:
При обслуживании клиента перевозчик обязан:
- иметь лицензию на право перевозки;
- использовать исправные автотранспортные средства, имеющие сертификат и зарегистрированные в установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан порядке, соблюдать условия договора перевозки;
- соблюдать установленные правила перевозки пассажиров, багажа и грузов;
- доставлять пассажира, багаж и груз в пункт назначения в срок, определенный договором перевозки. Если срок доставки не определен и не предусмотрен договором перевозки, то доставка должна быть осуществлена в разумные сроки;
- обеспечивать безопасность пассажира, необходимые удобства и условия обслуживания;
- обеспечивать сохранность багажа и грузов с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю;
- обеспечивать соблюдение правил безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды;
- возмещать убытки, которые понес клиент в случае отказа перевозчика продолжать перевозку;
- вести учет и отчетность по автомобильным перевозкам в соответствии с установленным порядком;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством. (ст.18 ЗРУ от 29.08.1998 г. № 674-I «Об автомобильном транспорте»).
Отсюда следует, что при обслуживании клиента перевозчик обязан иметь лицензию, а если перевозчик является собственником произведенной продукции и независимо учитываются расходы перевозки в себестоимости продукции или нет, иметь лицензию в данном случае перевозчик не обязан.
2013-06-12 09:14:07, Гость_адвокат Павел Сильнов:
Действительно, очень много вопросов вызывает вопрос о лицензировании перевозки грузов и не только в сфере строительства, но и в других сферах. В целом согласны с мнением автора. В дополнение к ответу  следует отметить, что не подлежит лицензированию и доставка грузов продавцами в рамках договоров купли-продажи или поставки, поскольку доставка, а не перевозка,  является условием договора купли-продажи или поставки и включение расходов на доставку в состав общей суммы договора не должно означать извлечение прибыли из доставки, поскольку продавец при доставке груза лишь компенсирует свои расходы на ГСМ и эксплуатацию транспорта, а его доход складывается из «наценки» на товар, а не на транспортные расходы.
2013-06-12 12:04:30, Гость_Шараф Рузметов:
«Отсюда следует, что при обслуживании клиента перевозчик обязан иметь лицензию, а если перевозчик является собственником произведенной продукции и независимо учитываются расходы перевозки в себестоимости продукции или нет, иметь лицензию в данном случае перевозчик не обязан.»
 
Имеется ввиду, что если перевозчик является собственником произведенной продукции и доставляет свою продукцию до собственного магазина или склада на собственном транспорте, независимо учитываются расходы перевозки в себестоимости продукции или нет, иметь лицензию в данном случае перевозчик не обязан, так как не обслуживает клиента.
 
При доставке или перевозке строительных материалов до объекта строительства (договор подряда) или доставке или перевозке товаров клиентам на своем транспорте, перевозчик обязан иметь лицензию, так как перевозчик обслуживает клиента.
 

2014-08-09 10:59:47, Гость_Ищущий:
Та что же делать ?
У нашей организации есть арендованный грузовик, так вот , мы хотим перевозить собственную продукцию  со своего склада  на другой склад свой же в другом городе . Обратились в агенство , а там мне ответили что лицензию надо брать , на что я стал возражать, чуть даже не переросло в конфликт, как я им только не объяснял , в итоге пишите письмо - на который ответ я итак знаю , т.к. на сайте они всем отвечают стандартной фразой . Так что чтобы перевезти свою собстенную продукцию с одного склада(одно и тоже ООО) на другой (тта же ООО) надо брать лицензию. А чтобы лицензию взять я из-за одной машины должен на работу принять человека именно с автодорожным образованием и платить ему зарплату за то, что наше агенство решило именно так . Короче одни затраты и головная боль. Теперь мне надо идти на автобазу , сдавать туда машину , платить за путевку, лизензию и др. расходы , чтобы перевезти свой собственный груз ( не клиенту). Спасибо нашему лучшему агенству. Кстати в России в Белоруссии и в Казахстане на внутренние внутриреспубликанские грузовые перевозки для собственных нужд , даже доставка клиенту с включением в себестоимость продукции лицензия не нужна. Google вам в помощь.
2014-08-10 00:41:48, Гость_Шараф Рузметов:
«Та что же делать?» Проблема в том, что автотранспорт арендованный, если бы был собственный тогда лицензия не требовалось бы.
2014-08-11 17:08:37, Гость_Ищущий:
Будьте любезны Шараф Рузметов ответьте на вопрос "Какая разница арендованный или свой ?" и если можно то ссылку на какой нибудь законодательный акт  , тем более, что за арендованное авто я плачу аренду , а значит опять же это расходы предприятия, а не доход.  
Спасибо заранее .
2014-08-11 18:44:43, Гость_:
да и еще возможно, что с меня потребуют гараж, тех.обслуживание и мед.освидетельствование что товарищ водитель не пьян и авто в нормальном техническом состоянии , для этого я готов заключить договор с каким нибудь соседним гаражом с данными сотрудниками (и этому не сопротивляюсь) , но вот на счет гаража я  в сомнении , у меня две большие территории( я производитель) со складами и боксами с ямой , почему же опять я должен найти какой то гараж и ставить у них машину .

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика