Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 19 / Актуально!

Не просто картинки с выставки

В Навои прошли региональная промышленная ярмарка и кооперационная биржа. Как было предварительно заявлено, целью ярмарки в первую очередь являлась демонстрация производства потребительских товаров, пользующихся спросом на местном рынке, а также импортозамещающей и ориентированной на экспорт продукции. Это несколько занижало планку требований к участникам смотра достижений народнохозяйственного комплекса региона. Ведь из 53-го февральского Постановления Правительства* следовало, что ключевыми задачи ярмарок должны стать:

тщательный отбор субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. В первую очередь из числа предприятий, реализующих проекты локализации, имея в виду создание условий для дальнейшего развития производственной кооперации и экспорта продукции отечественного производства;

создание системы устойчивых долгосрочных кооперационных связей, расширение числа участников и проектов локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на базе местного сырья и промышленной кооперации, активное вовлечение в промышленную кооперацию предприятий из числа субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.


Но как бы там ни было, ярмарка прошла, и, по информации организаторов, в ней приняли участие 125 хозяйствующих субъектов. За два ярмарочных дня подписано контрактов на 12,2 млрд сумов – почти на 4 млрд больше, чем на аналогичной выставке в прошлом году.

Стоит заметить, что подобные мероприятия становятся традиционными и смотры достижений экономики региона проводятся ежегодно. Они дают возможность оценивать развитие народнохозяйственного комплекса области в динамике, наблюдать, как на практике воплощаются стратегические планы по реформированию экономики страны.

Сейчас «коньком» экономических новаций стала тема локализации производства, расширение и укрепление кооперативных связей между отечественными товаропроизводителями. По общему замыслу это должно дать дополнительный толчок более эффективному использованию местной сырьевой базы, открытию новых предприятий, выпуску продукции, которая ранее импортировалась, расширению номенклатуры готовых изделий, идущих на экспорт.

Надо заметить, что подобная тенденция наблюдается и в глобальной экономике. Специалисты Moody's Analytics отмечают, что вместо аутсорсинга крупные компании все чаще используют инсорсинг – возвращают рабочие места на «домашние» рынки. Это позволяет существенно экономить на логистике. На подобную перестройку производственной политики, безусловно, немалое влияние оказал мировой финансовый кризис 2008–2009 годов. Он, кстати, и Узбекистан «поднапряг». В стране была принята Антикризисная программа. Мировые проблемы стали веским основанием для ускорения модернизации и диверсификации отечественной экономики.

Впрочем, «часы» локализации были запущены в первые годы независимости, когда в республике после решения вопроса насыщения потребительского рынка встала необходимость искать ответы на более сложные и судьбоносные проблемы. Например, с продовольственной безопасностью страны. Можно вспомнить и решение главы государства** шестилетней давности, когда о приближении глобального финансового цунами никто и из мировых «гуру» экономики не заикался и не предупреждал. Тогда Президентом были поставлены конкретные задачи по «усилению внутриотраслевой и межотраслевой промышленной кооперации». В частности, И.Каримов отмечал, что «недостаточно используются возможности внутриотраслевой и межотраслевой промышленной кооперации, особенно в сельскохозяйственном машиностроении, цветной металлургии, хлопкоочистительной и текстильной промышленности. В производство локализуемой продукции слабо привлекаются предприятия малого бизнеса». Мнение Президента, изложенное в его указе, перекликается с теми задачами, которые поставлены Правительством перед организаторами региональных промышленных и кооперационных бирж на текущий год.

На Навоийских промышленных ярмарках есть, на что посмотреть, что приобрести, чему порадоваться, чем восхититься. Хотя за названием «промышленная ярмарка» по большей части скрывался выездной «комбинированный» рынок, на котором есть немного от вещевого, от продовольственного, от специализированного.

И дело не в том, что на промярмарке присутствовали хлебопеки, молочники, колбасники, которые вроде бы к теме собрания отношения не имеют. Для Навоийской области еще какое имеют. Жаль, что не было кондитеров и производителей продовольственных полуфабрикатов. Ведь были времена, когда в индустриальный регион, кроме хлеба, завозили все продукты. Возросшее внимание к продуктовому сегменту потребительского рынка, меры по стимулированию личной инициативы и преференции в этой сфере сделали свое дело. Частный капитал фактически с нуля заложил основы и развивает региональную пищевую промышленность, где главными действующими лицами выступают субъекты малого бизнеса. Местные пищевики умудрились даже наладить производство консервированной рыбы, правда, пока предпочитают потчевать ею зарубежных потребителей.

Но чтобы подобное мероприятие «заиграло» и в полной мере соответствовало интересам и участников, и организаторов, оно должно быть бизнесом. На первый взгляд текущая модель ярмарок таковой и является: на одной площадке собираются все заинтересованные стороны – продавцы, покупатели, будущие партнеры и даже зеваки. В общем-то типичная картинка, которую можно повседневно наблюдать в торговых комплексах и на продовольственных рынках.

Однако имеющаяся здесь «изюминка» однозначно дает понять, что вы пришли не на «барахолку» или базар. Вы посещаете ВЫСТАВКУ ДОСТИЖЕНИЙ, и, чтобы оценить выложенное на «витрине», сделать покупки, найти партнера, о чем-либо с кем-нибудь договориться, у вас всего два дня. То есть речь идет о специфическом бизнесе с обязательными элементами шоу.

На мой взгляд, образцом «высшего пилотажа» такого бизнеса могут служить хорошо известные выставки достижений мирового автопрома или авиакосмической техники. Не сказать, что на каждой из них известные в мире производители «фонтанируют» инновационными решениями. Но как они подают технико-экономические показатели демонстрируемых моделей… Любо-дорого посмотреть. До открытия выставки автомобиль накроют покрывалом, а представителям СМИ рассказывают, какой он хороший, какими новыми опциями обзавелся. В первый день выставка открыта только для прессы, второй – отдан специалистам, и лишь в последующие дни, когда потребителя проинформировали, «разогрели», заинтриговали, демонстрационная площадка распахивает двери всем желающим.

Конечно, можно возразить, «мечтать не вредно, «это не наш уровень». Но никто и не требует копировать чужое один к одному. Речь ведь не о соревновании бюджетов, а о подходах, способностях организовать статусное мероприятие, призванное показать, что традиционный взгляд на регион, как на производящий золото, уран, цемент и «химию» уже устарел.

Показательный штрих. На тех же известных автосалонах конструкторы, ведущие специалисты и даже топовые менеджеры у своих стендов не жалеют красок, рассказывая, какая очередная замечательная новая модель автомобиля получилась у компании. На Навоийской же промышленной ярмарке участников представляли лаборанты, завхозы, мастера производства.

ООО «Бентонит» известно своими связями с НГМК и предприятиями нефтегазового комплекса, которым оно поставляет бентонитовый глиняный порошок для буровых растворов. Но оказалось, что оно нацелилось и на новые рынки, наладив выпуск бентонитовой муки для производства комбикормов, отбеливающей глины для очистки хлопкового масла. А вот простые вопросы об экологической безопасности муки, ожидаемой эффективности от ее применения в птицеводстве или животноводстве поставили представителя ООО впросак.

По логике инженер СП «Телеком иновейшен» знает все о производимых предприятием модемах, цифровых приставках для ТВ и может толково объяснить, чем они предпочтительнее по цене и качеству аналогов от других производителей. Но он «коммерческую тайну» не выдал, ограничившись сухой справкой: СП с 2010 года работает в СИЭЗ «Навои», где из поставляемых из Китая и Южной Кореи комплектующих собирают замечательные изделия предприятия.

На ярмарке присутствовал весь местный банковский «бомонд» – региональные подразделения НБ ВЭД, Узпромстройбанка, Микрокредитбанка, Кишлок курилиш банка. Но мимо сектора, где разместились кредитные учреждения, посетители проходили не задерживаясь. Их понять можно, полистать на промышленной ярмарке брошюры и посмотреть рекламные видеоролики, которые и так на ТВ крутят, – занятие малопривлекательное. Но и банкиров, наверное, понять можно. Когда вы покупаете в магазине бутылку молока, вы знаете, чем оно отличается от кефира или сметаны, что у него есть процент жирности, срок хранения, что оно пастеризованное. То есть потребительские свойства продукта вам понятны. Вас никто не обязывает покупать молоко каждый день или выпивать 100 литров его в год. К сожалению, этого нельзя сказать о финансовых продуктах. Банкирам можно как-то заботиться о привлекательности банковских продуктов. А можно все оставить как есть, придерживаясь философии: а куда клиент денется? Понадобятся деньги, сам придет.

Впрочем, цель нашего материала – не корпоративные интересы. Это всего лишь попытка «мазком» показать, что выставочный бизнес тоже имеет свой алгоритм, где у его организаторов ох уж какая непростая работа. Из разношерстных участников создать ансамбль, играющий по одной партитуре, в котором не будет ни своих, ни чужих, а лишь общие интересы на пару–тройку дней. Есть ли у нас специалисты по такой коммерции? Это уже другой вопрос. Но, по-моему, проблема решаема. Все-таки живем в условиях рынка. Был бы спрос…

Другая интересная проблема, которой озабочены все участники промышленной ярмарки, – это поиск рынка(ов) сбыта. Местных «грандов» – НГМК, АО «Навоиазот» – оставляем за скобками. У этих давным-давно сложившиеся рынки сбыта, отлаженные службы маркетинга. А вот в малом и частном бизнесе есть, о чем подумать. Тут можно выделить несколько типов предпринимательского мышления.

Первая группа предпринимателей состоит из тех, кто «звезд с неба не хватает» и ориентируется исключительно на местный рынок. Главным образом – это представители торговли. Для них основные потребители – работники промышленной и бюджетной сферы. Такая среда, где есть стабильность и платежеспособный спрос, интересна для новичков, выходящих на рынок. На ярмарке обратило на себя внимание частное предприятие «Стандарт Навои» из областного центра, которое открылось-то лишь в феврале текущего года. Профиль деятельности – производство модельной мужской обуви. Пока оно выпускает в день не больше 10 пар туфель. На представленных образцах нет никаких лейблов. Новоявленные обувщики намерены завоевать сердца и кошельки потребителей ставкой на качественную ручную работу и использование лишь натурального сырья. Все выставленные образцы из чистой кожи, стоящие 50 тысяч сумов, вполне вписывались в местный сегмент массового спроса.

Бухарское ООО «Альфа-Омега» привезло на ярмарку фармацевтическую продукцию собственного производства – лечебные шампуни, мази, вазелин, косметические наборы, пояса из бухарского каракуля. Для бухарцев это первая «вылазка» в соседний регион. И хотя оригинальные и симпатично упакованные изделия обратили на себя внимание, так и не удалось выяснить, насколько успешно развивается этот бизнес. Ни об объемах производства, ни о результатах продаж бухарцы предпочли не распространяться, акцентируя внимание покупателей на замечательных и полезных свойствах своей продукции. Может быть, у них такой маркетинговый ход. Но в данном случае уместно вспомнить старое правило: реализовать идею гораздо труднее, чем придумать. Не зря же американцы говорят: доллар тому, кто открыл, десять – сделавшему и сто – продавшему.

По «американским лекалам» работают в ООО «Тамды Файз», специализирующемся на выпуске строительных материалов – щебня, извести. Но основная продукция – огнеупорный кирпич, который приобретает НГМК. Для предприятия, «затерявшегося» на бескрайних просторах Кызылкумов, заказчики в лице горняков – «манна небесная». Вроде бы чего еще лучше желать, когда есть стабильные заказы и потребитель под боком. Но директор предприятия Хикмат Амонов – человек деятельный. А потому через барханы и сотни километров от Тамдынского района нашел заказчиков на свой кирпич в Хорезмской области и Каракалпакстане. Связывались,  договаривались, по «рукам ударили» через Интернет.

О том, что сбыт всему голова, достаточно убедительно продемонстрировали представители ООО «Чирчик коммунал сервис», которое впервые приехало в Навои со своим водогрейным котельным оборудованием и транспортабельными модульными котлами. Если верить чирчикцам, до обеденного перерыва в первый день ярмарки они заключили 5 договоров на продажу своей продукции на 65 млн сумов. И это вполне возможно, если посмотреть, как представители предприятия профессионально работают с потенциальными потребителями. Им дается исчерпывающая информация о технико-экономических показателях оборудования, его назначении и выгодах применения. По ходу сообщается, что предприятие не просто продает современное эффективное и энергосберегающее оборудование, но само занимается его доставкой, монтажом и пусконаладкой. Прямо на выставке можно по телефону связаться со специалистами службы единого заказчика предприятия и получить любую дополнительную информацию. Видно было, что ребята из Чирчика знают свое дело. Если их экспонаты привлекли к себе внимание, то они стараются и знают, как этот интерес поддержать.

Другая хорошая новость. В прежние годы подобные мероприятия ограничивались лишь местными участниками и редко какая столичная «птаха» на них залетала. Сейчас же областные ярмарки можно уже называть и межрегиональными. Пусть их было немного, но в Навои без чьих-либо указаний, а по своему хотению представили свою продукцию предприятия из столицы, Ташкентской, Бухарской, Самаркандской и Наманганской областей.

 

Амир МАХМУДОВ,

наш соб. корр.

г.Навои.

 

---------------------------

*Постановление КМ «О мерах по организации и проведению международной промышленной ярмарки и кооперационной биржи в 2013 году» (от 22.02.2013 г. N 53).

**Указ Президента «О мерах по дальнейшему усилению внутриотраслевой и межотраслевой промышленной кооперации» (от 12.11.2007 г. N УП-3937).

Прочитано: 2584 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика