Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 19 / Вестник аудитора

О чем говорят показатели-2012

26 апреля был объявлен рейтинг аудиторских организаций по результатам 2012 года. В соответствии с Положением по проведению рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан1 данные для расчета рейтинга должны предоставлять все работающие в Узбекистане аудиторские организации. В его основе – обобщенная характеристика по выбранным параметрам, в соответствии с которыми организации выстраиваются в определенной последовательности.

 

Рейтинг рассчитывается по балльной системе. В нем участвуют аудиторские организации или занимающиеся аудиторской деятельностью подразделения аудиторско-консалтинговых групп.

Оценка производится по четырем группам в зависимости от типа лицензии. Группа N 1 объединяет аудиторские организации, осуществляющие аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов; группа N 2 – осуществляющих инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением ОАО, банков и страховых организаций; группа N 3 – имеющих право проводить только инициативные аудиторские проверки; в группу N 1М входят международные аудиторские организации.

В этом году аудиторские организации оценивались по трем факторам: «Финансовые показатели» (40%), «Деловая активность» (30%), «Корпоративный потенциал» (30%). Каждый из них подразделяется на категории, составляющие рейтинг по определенному фактору.

Так, в составе фактора «Финансовые показатели» учитывались чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в 2012 году (50%); относительный рост выручки от аудиторских услуг по сравнению с предыдущим годом, причем при отсутствии роста балл не присваивался, (25%) и размер собственного капитала аудиторской организации (25%).

По фактору «Деловая активность» оценивались срок (количество лет) деятельности организации на рынке (21,3%); принадлежность к международной сети аудиторских организаций (21,3%); членство в одном из профессиональных общественных объединений аудиторов (Палата аудиторов или Ассоциация бухгалтеров и аудиторов) (8,5%); прохождение внешнего контроля качества в 2010–2012 годах, при этом в расчет брался только один документ (21,3%); включение в список Министерства финансов или ГКИ за 2012 год (10,6%); наличие банковского сертификата на организацию (10,6%); действующий веб-сайт компании (6,4%).

Фактор «Корпоративный потенциал» учитывал численность штатных сертифицированных аудиторов на конец отчетного года (на полной ставке) (6,3%); наличие штатных сертифицированных аудиторов САР (4,2%), СIPA (8,3%), ДипИФР (6,3%), АССА или СРА (20,8%); с сертификатом налогового консультанта (4,2%), специалистов рынка ценных бумаг (4,2%), участие в конкурсе «Лучший аудитор года» – 1 тур (4,2%), 2 тур (8,3%), 3 тур (12,5%).

По этим критериям была оценена 91 аудиторская организация (всего в Узбекистане их зарегистрировано 104). Стоит отметить, что к ООО «Progress Audit», «Abdumo`min Audit», «Mirzo Anvar», «Afrosiyob Audit Standart», «Водий Сахоба Аудит», «Xorazm Audit Konsalting», «Diplomat-Audit», «Zorg», «Arhat-Audit», «Orient Finance Audit», «Kk-Audit-Servis» и частному предприятию «Mustaqil-M», не предоставившим данные для рейтинга, будут приняты соответствующие меры.

Полученные для проведения рейтинга данные позволяют проанализировать ситуацию на рынке аудита в Узбекистане.

В 2012 году по сравнению с 2011-м на 7,64% выросла чистая выручка от реализации продукции, полученная всеми аудиторскими организациями. Стоит отметить, что наибольший ее рост произошел в организациях третьей группы (52,79%). А вот у международных организаций она уменьшилась на 10,61%. Растут показатели компаний группы N 1 (17,73%), в группе N 2 рост незначителен (3,39%).

На 24,24% повысилась себестоимость реализованной продукции. Наиболее значительно она возросла у компаний группы N 3 (107,46%), в то время как у международных компаний снизилась почти на 20%. В группе N 1 себестоимость увеличилась на 40,17%, в группе N 2 – на 37,07%. Низкие показатели некоторых компаний группы N 3 обусловлены именно ростом себестоимости, который неизбежно сказывается на общих данных.

Валовая прибыль от реализации продукции за 2012 год увеличилась всего на 5,18%. Максимальный рост показали компании группы N 3 (40%). С убытками столкнулись международные аудиторские организации (9,54%) и компании группы N 2 (0,01%). Они получили убытки от основной деятельности: международные организации – 42,3%, группа N 2 – 10,84%.

В результате это сказалось и на общей картине рентабельности. Так, чистая прибыль за отчетный период составила по группе N 1 ­– 21,96%, по группе N 3 – 92,78%. А международные организации вообще завершили год с убытками в 41,53%, а группа N 2 – в 12,41%. В результате общий рост по данному показателю составил всего 3,41%.

Несмотря на неутешительные финансовые результаты итогов, участники рейтинга имеют хороший кадровый потенциал. Так, в 91 аудиторской организации трудятся 555 аудиторов. 449 из них действуют в компаниях, имеющих первый тип лицензии, 21 специалист работают в международных аудиторских организациях, 48 – в организациях группы N 2 и 37 – группы N 3.

Стоит отметить, что 307 аудиторов, работающих в 86 аудиторских организациях, – обладатели профессиональных сертификатов CAP. Больше всего сертифицированных специалистов CAP (257) представлено в группе N 1, во второй группе – 23, в третьей – 20, в международных организациях трудятся 7 сертифицированных специалистов.

27 аудиторов, работающих в 19 аудиторских организациях Узбекистана, – обладатели сертификатов CIPA. 23 из них трудятся в компаниях группы N 1, 1 специалист – в международной организации и 3 задействованы в организациях группы N 2.

Наличие высококвалифицированных специалистов – обладателей профессиональных сертификатов – показатель развития сферы аудита в целом. Имея такой потенциал, сфера будет развиваться, и можно предположить, что будущий год покажет значительно лучшие результаты.

 

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

председатель
Совета Национальной ассоциации

бухгалтеров и аудиторов Узбекистана.

 

-----------------------

1Утверждено Палатой аудиторов Узбекистана и Национальной ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Узбекистана 18.04.2008 г. NN 23, 99а.

Прочитано: 3308 раз(а)

Комментарии к статье (2)

2013-05-16 12:01:12, Гость_Стажер:
Хорошая показательная статистика. Если бы еще показывали тренды за предыдущие годы и анализ причин, было бы еще более актуально и содержательно для прогнозов общего развития рынка услуг и необходимых мер стимулирования.
   К примеру, в предыдущие годы рост составлял более 20% ежегодно, а в 2012/2011 только 7,64%, то есть замедлился в три раза! В это время себестоимость растет опережающими темпами по сравнению с выручкой(24, 24%), то есть тоже в три раза. Если тенденция будет устойчивой, то надо исправлять. Причины могут быть разными: демпинг наряду с низким качеством со стороны ряда фирм, неразвитость других профессиональных услуг, "сжатие" рынка по аудиту, утечка квалифицированных кадров в смежные области(главбухами и внутренним аудиторами), т.к. там средние зарплаты могут расти более высокими темпами, а аудиторские организации не имеют таких источников финансирования, падение престижа профессии на фоне постоянных дисскусий о повышении ответственности и т.д.
   Представляется, сильное увлечение курсами профорганизациями должно быть дополнено анализом рынка и перспективных трендов, их причин и разработкой мер по развитию профессии, методик, проектов рабочих документов и, самое важное, обеспечению интересов всех! аудиторов. Количество фирм перестало расти и количество аудиторов тоже!
2013-05-24 17:22:44, Гость_botir2002:
ООО "GRANT THORNTON" занял первое место в рейтинге. При этом добился 100% деловой активности. Как это понимать? Разве такое возможно?
 
По фактору «Деловая активность» оценивались срок (количество лет) деятельности организации на рынке; принадлежность к международной сети аудиторских организаций; членство в одном из профессиональных общественных объединений аудиторов (Палата аудиторов или Ассоциация бухгалтеров и аудиторов); прохождение внешнего контроля качества в 2010–2012 годах; включение в список Министерства финансов или ГКИ за 2012 год (10,6%); наличие банковского сертификата на организацию (10,6%); действующий веб-сайт компании (6,4%).
 
Под деловой активностью надо понимать---проведения семинаров, статьи в газетах, организация круглых столов по спорным темам. Во всем мире международные аудиторские организации, очень тесно работают с  государством, занимаются аналитикой. А где аналитические статьи? Надо менять такую методику.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика