Активное применение онлайн-ККМ и виртуальных касс (онлайн-ККТ) выявило проблемные вопросы. Чтобы их устранить, нужно дорабатывать законодательство и информационную систему онлайн-ККТ. Иначе дальнейшая работа с применением этой современной техники будет затруднительна. Собрать наиболее горячие вопросы и разработать предложения по их решению помог специалист ЦОТУ ООО «Марон» Рустам ЯКУБОВ. Надеемся, что ГНК тоже разъяснит свою позицию по поднимаемым вопросам и при необходимости примет меры.
1. Перечень отдаленных населенных пунктов
и график перехода
Согласно пункту 4 Указа Президента «О мерах по внедрению современных информационных технологий в систему расчетов в сфере торговли и оказания услуг, а также усилению общественного контроля в данной сфере» (N УП-5813 от 6.09.2019 г.) Мининфоком совместно с ГНК, Советом Министров Республики Каракалпакстан и областными хокимиятами с 1 января 2020 года должны ежегодно утверждать перечень отдаленных, труднодоступных населенных пунктов, в которых не применяется График поэтапного перевода субъектов предпринимательства, имеющих наличную выручку, на использование онлайн-контрольно-кассовых машин либо виртуальной кассы, утвержденный Указом. В открытом доступе такой документ найти не удалось.
Предложение
Уполномоченные министерства и ведомства должны опубликовать этот перечень на своих официальных сайтах и объявить об этом. Если же сегодня на всей территории Узбекистана обеспечивается доступ к Интернету, позволяющий работать системе онлайн-ККТ без перебоев, то эту норму нужно исключить из Указа N УП-5813, чтобы она не вводила налогоплательщиков в заблуждение.
2. Чек при продаже в рассрочку
Нужно ли выдавать чек онлайн-ККТ при продаже в рассрочку или с применением авансового платежа? Из разъяснений специалистов ГНК следует, что «да», чек онлайн-ККТ нужно выдавать при приеме от покупателя каждого платежа. Это правильно и логично. Но при этом специалисты рекомендуют в чеках делать соответствующие пометки, что принята часть платежа за такой-то товар. А в ответ на вопрос, как это сделать технически, направляют к специалистам в ЦОТУ. Однако на сегодняшний день ни в законодательстве, ни в официальных рекомендациях оператора фискальных данных нет четкого регламента на этот счет. Получается, что каждый специалист ЦОТУ должен выполнять эту задачу в меру своего опыта и представления?
Чтобы в чеке сделать пометку об авансовом платеже или оплате в рассрочку рядом с наименованием товара, как этого требует ГНК, нужно закрыть смену и изменить наименование товара под конкретного покупателя («Холодильник «Мороз», взнос для погашения рассрочки»). Либо изначально вносить в перечень товаров такие позиции. Процедура сложная и слегка абсурдная.
Также непонятно, как пробивать чек при приеме последующих платежей за товары, подлежащие обязательной цифровой маркировке.
Летом 2021 года начинается маркировка бытовой техники. Покупатель должен вырезать из коробки место с цифровой маркировкой и каждый раз приносить этот кусочек с собой?
Предложение
Прием платы за товары, проданные в рассрочку или с применением авансовых платежей, – это особый способ взаиморасчетов между продавцом и покупателем. По сути, данный вопрос требует дальнейшего правового урегулирования и совершенствования информационных систем ГНК.
При этом нужно учесть опыт зарубежных стран. За рубежом онлайн-ККТ имеет специальный режим для приема таких платежей. Наша система пока различает только оплату наличкой и по терминалу. Жизнь показала, что этого недостаточно.
3. Продажа с квитанциями и обязательная цифровая маркировка
В случае поломки онлайн-ККТ, после того как работа устройства будет налажена, в него нужно ввести данные обо всех продажах с выдачей квитанций (без онлайн-ККТ). С выполнением этой нормы возникают проблемы у продавцов товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке (п. 33 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 943 от 23.11.2019 г.).
На момент восстановления работы кассы покупатель уже ушел, как отсканировать знак маркировки с упаковки товара? Вряд ли покупатель придет снова и принесет упаковку, чтобы продавец выполнил свои обязательства...
Кроме того, в форму квитанций были внесены изменения в связи с вводом в перечень обязательных реквизитов чека онлайн-ККТ: идентификационного кода продукции и услуг (ИКПУ) и штрих-кода. Получается, чтобы выписать квитанцию, продавцу нужно как минимум знать все ИКПУ. А если в ассортименте тысячи наименований и программированием кассовой техники занимается товаровед – отдельный специалист? Задача представляется невыполнимой.
Предложение
По этому вопросу нужны четкие инструкции ГНК и, возможно, внесение изменений в законодательство. Иначе будет нестыковка данных.
Что делать сегодня – непонятно. Избежать дополнительных вопросов от контролирующих органов, куда делся товар, можно только путем приостановки торговли. Но это не выход, полагаем.
Вполне логично установить правила, согласно которым по товарам с цифровой маркировкой, проданным по квитанции в момент неисправности онлайн-ККТ, продавец должен представлять дополнительную отчетность.
4. Оформление возврата товара, если после открытия очередного Z-отчета
не набралась сумма, подлежащая возврату
Фискальные модули и USB-токены позволяют провести операцию по возврату товара только в том случае, если с начала текущей смены (Z-отчета) в кассе собралась сумма, необходимая для возврата. Ситуация особенно актуальна для продавцов дорогостоящих товаров, для кого отсутствие продаж в течение 1-2 дней нормальная практика (мебельные магазины и т. п.). Как быть продавцу в такой ситуации?
Предложение
Техническое решение проблемы – за оператором фискальных данных и ГНК. При этом оно не должно обременять ни покупателя, ни продавца. Требование покупателя должно быть удовлетворено при первом же обращении покупателя безо всяких «подождите», «придите позже» и т. п.
5. Приостановка деятельности
При приостановке деятельности предприниматель, работающий с онлайн-ККТ, должен направить заявление в ЦОТУ. А сотрудник
ЦОТУ – внести изменения в регистрационные данные онлайн-ККТ (п. 25 Положения). Однако механизм для этой нормы не прописан.
В результате, когда предприниматель приходит в ЦОТУ с заявлением о приостановке деятельности, непонятно, что конкретно должен делать Центр. В информационной системе онлайн-ККТ нет специальной опции, которая позволяла бы уведомлять оператора фискальных данных о приостановке деятельности. Следовательно, есть 2 варианта исхода такого обращения:
1) дальше ЦОТУ информация от предпринимателя о приостановке деятельности не уходит, поскольку непонятно, по какой форме и кому ее передавать в налоговых органах. В результате через месяц у налоговых органов возникает вопрос к предпринимателю, почему не пробиваются чеки, со всеми вытекающими последствиями и затратами бюджетных средств на выяснение обстоятельств;
2) принимая заявление к сведению, ЦОТУ может предложить предпринимателю снять с учета онлайн-ККТ на время приостановки деятельности. Но в этом случае при возобновлении деятельности предпринимателю вновь придется платить 1 БРВ за фискальный модуль и пусконаладку.
Предложение
В НПА, регламентирующих работу онлайн-ККТ, нужно прописать режим приостановки деятельности. Дать разъяснения: сколько может продолжаться такой режим, как его продлить, что в это время делать предпринимателю, ЦОТУ и налоговым органам.
Это должен быть режим, позволяющий налоговым органам оперативно получать информацию о состоянии деятельности предпринимателя, а предпринимателю – избежать дополнительных расходов при возобновлении деятельности.
6. Дублирование выручки в налоговой отчетности
Данные онлайн-ККТ отражаются в расчетах по налогам 2 путями: автоматически из онлайн-ККТ и через систему ЭСФ. В результате в некоторых ситуациях (в частности, при продаже через КПК) одна и та же сумма садится в расчет дважды. И не всегда возможно все исправить так, чтобы и расчет отражал реальные объемы продаж, и при этом не ущемлялись интересы покупателя (его право на зачет НДС).
Предложение
Система автоотражения данных онлайн-ККТ избавляет налогоплательщиков от лишней работы по оформлению счетов-фактур. Целесообразно доработать систему и оставить автоотражение данных как единственно возможное. При этом – исключить возможность вмешательства в данные онлайн-ККТ через счета-фактуры.
Все проблемы по данным онлайн-ККТ должны решаться через функционал системы онлайн-ККТ. Такой подход будет способствовать порядку и исключит неправомерную корректировку данных о продажах, которые в обязательном порядке должны пройти через онлайн-ККТ.
7. Ликвидация хозсубъекта и учет онлайн-ККТ
Субъект предпринимательства должен снять с учета кассовую онлайн-технику в случае его ликвидации или отказа от использования онлайн-ККТ (п. 26 Положения). Однако индивидуальные предприниматели очень часто этого не делают, поскольку процедура прекращения предпринимательской деятельности для них сильно упрощена. В результате ЦОТУ не может вернуть фискальные модули оператору фискальных данных, как это должно быть по правилам. А у налоговых органов и оператора фискальных данных появляются вопросы к ЦОТУ – почему при помощи конкретной ККТ не выбиваются чеки.
Предложение
Нужно дополнить законодательство следующими нормами:
1) пока онлайн-ККТ не снята с регистрации, субъект предпринимательства не получает статус «прекративший деятельность»;
2) на субъекта предпринимательства не регистрируется новая онлайн-ККТ, если за ним числится онлайн-ККМ или виртуальная касса, на которой за прошедший месяц не пробито ни одного чека. Или же в этих случаях – разрешить регистрацию новой онлайн-ККТ, но только после специального разрешения налоговых органов. Регламент выдачи такого разрешения должен включать процедуру согласования с тем ЦОТУ, через который зарегистрирована онлайн-ККТ, числящаяся за субъектом предпринимательства.
Подготовил
Олег ГАЕВОЙ.