– За прошедший год после создания нашего Агентства разработано 12 проектов нормативно-правовых актов, в том числе 6 новых документов. Но еще достаточно действующих НПА, которые были разработаны очень давно и устарели. Их совершенствование создаст условия для решения системных проблем в сфере защиты прав потребителей.
Проекты новых документов разрабатываются исходя из результатов исследований отраслей, опросов и обращений потребителей. В частности, они охватывают следующие аспекты:
- организацию контрольной закупки товаров народного потребления в объектах розничной торговли для определения соответствия (экспертизы) установленным требованиям законодательства о защите прав потребителей и стандартам;
- упорядочение деятельности в сфере оказания бытовых услуг населению;
- проведение мониторинга «тайный покупатель» фармацевтической продукции;
- внедрение системы оценки воздействия НПА и их проектов на потребителей;
- утверждение правил оказания платных услуг негосударственными образовательными учреждениями;
- утверждение правил оказания платных медицинских услуг.
Зачастую права потребителей не учитывались при разработке документов предприятиями-монополистами, о чем свидетельствует огромное число обращений граждан. Об этом говорилось и на совещании 28 мая 2020 года с участием Президента страны. На сегодня Агентством проинвентаризированы и даны рекомендации по 86 действующим законам 16 отраслей, а также по 32 проектам нормативно-правовых документов.
За год работы Агентства по защите прав потребителя поступило около 12 тыс. жалоб от потребителей, из них 36,6 % касались сферы торговли, общепита и туризма, 28,8 % – жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, 20,5 % – социальных и банковских услуг и в 14,1 % обращениях выражено недовольство рекламой.
Для справки: опросами по удовлетворенности уровнем обслуживания в 3 сферах (транспорта, торговли и связи) было охвачено около 10 тысяч потребителей. Из них недовольство уровнем связи выразили 71,2 % участников опроса, качеством торговых услуг – 58,9 % и работой общественного транспорта – 52,5 %.
Права потребителей нарушались при составлении договоров на продажу квартир в новостройках, автолизинга, на предоставление банковских услуг, а также при установке приборов учета газа и электричества.
Для повышения информационной осведомленности потребителей в 476 торговых центрах и рынках страны организованы «уголки потребителей», в
51,5 тыс. объектов торговли и услуг установили информационные стенды.
Лола Абдуазимова.