Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 33 / АвтоНорма

Осторожно за рулем! Вас снимают

 

На ключевых и наиболее загруженных дорогах Ташкента практически закончился монтаж специальных средств фиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД). Масштабность и новизна данной инновации вызвали много вопросов, в частности, по законодательному регулированию функционирования данных средств, признания их в качестве доказательств и порядка применения.

 

Ответы на них дал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан»* (от 10.08.2015 г. N ЗРУ-389), которым были внесены соответствующие изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности (КоАО). Согласно им средствами установления фактических данных (доказательств) также признаны материалы звукозаписи, видеозаписи и кинофотосъемки (наряду с протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, и показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов). Эта мера позволит увеличить степень выявляемости нарушений ПДД и всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела.

Кроме того, КоАО дополнен статьей 17-1, которая предусматривает, что в случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации нарушения ПДД административной ответственности подлежит собственник транспортного средства. Реализация этой нормы на практике может привести к таким ситуациям, когда собственник транспортного средства, не имеющий отношения к совершенному правонарушению, может быть привлечен к ответственности.

 

Языком документа

Административная ответственность лиц

за нарушения правил дорожного движения, зафиксированных

специальными автоматизированными техническими

средствами фото- и видеофиксации

В случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения административной ответственности подлежит собственник транспортного средства.

В случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения, совершенного с использованием транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу, административной ответственности подлежит лицо, ответственное за эксплуатацию транспортного средства юридического лица.

В случае фиксации нарушения правил дорожного движения специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации повторность правонарушения не учитывается, за исключением случая, предусмот­ренного частью третьей статьи 321 настоящего Кодекса.

Собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации, совершенное с использованием принадлежащего ему транспортного средства, если в ходе рассмотрения жалобы, поданной на постановление о привлечении к административной ответственности, будет установлено лицо, во владении которого в момент фиксации правонарушения находилось соответствующее транспортное средство, либо данное транспортное средство выбыло из его владения в результате противоправных действий других лиц.

Кодекс об административной ответственности, статья 17-1.

 

 

Вот как комментирует данное положение член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Полянте СВЕШНИКОВ:

Вводимая в действие автоматизированная система будет фиксировать каждый факт нарушения ПДД с указанием места, времени и номера транспортного средства. Однако технические возможности системы не позволяют определить личность водителя, совершившего правонарушение. При наличии права на управление одним транспортным средством несколькими лицами (на основании доверенности, договора аренды) могут возникнуть случаи отрицания их причастности к правонарушению и невозможности привлечения к ответственности винов­ного лица. Это будет существенно затруднять обеспечение принципа неотвратимой ответственности за вину, предусмотренного статьей 3 КоАО.

По состоянию на 1 мая 2015 года МВД взято на учет 2,1 млн транспортных средств физлиц. Выдано 354 443 (16,8%) доверенностей на право пользования ими одному физлицу, двум и более – 432 903 (20,6%), договоров аренды транспортных средств – 195 855 (9,3%).

 

Для предотвращения таких случаев законопроект, внесенный в Законодательную палату, был дополнен нормой, освобождающей собственника от ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы о привлечении его к административной ответственности будет установлено лицо, во владении которого в момент фиксации правонарушения находилось соответствующее транспортное средство, либо оно выбыло из его владения в результате противоправных действий других лиц.

Если такое транспортное средство принадлежит юрлицу, административной ответственности подлежит лицо, ответственное за его эксплуатацию.

Также введенная статья устанавливает, что в случае фиксации нарушения ПДД специальными автоматизированными техническими средствами повторность правонарушения не учитывается.

Раньше срок применения административного взыскания не должен был превышать 2 месяцев. Из-за большого количества дел уполномоченные органы не успевали рассматривать все их в течение установленного срока. В результате лица, фактически совершившие правонарушения, оставались безнаказанными. Для предотвращения таких случаев крайний срок применения административного взыскания был продлен до 1 года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – до 1 года со дня его обнаружения (часть первая статьи 36 КоАО).

Согласно дополнениям, внесенным в часть вторую статьи 127 КоАО, правонарушением (наряду с применением в транспортных средствах без соответствующего разрешения специальных звуковых и световых устройств) теперь признается и установка различных предметов и нанесение покрытий, ограничивающих обзорность госномеров, препятствующих правильному их восприятию. За их совершение предусмотрено наложение штрафа на граждан от 1 до 3, а на должностных лиц – от 3 до 5 МРЗП с конфискацией таких устройств. Кроме того, совершение данных правонарушений является одним из оснований для задержания и досмотра транспортных средств органами внутренних дел.

Статья 283 КоАО дополнена частью четвертой, которая предусматривает, что в случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами нарушения ПДД с использованием транспортного средства протокол об административном правонарушении не составляется. Данная мера позволит не только избегать излишних временных, трудовых, материальных затрат, но и исключать вмешательство заинтересованных лиц.

КоАО дополнен статьей 309-1, которая предусматривает вынесение постановления о наложении штрафа по нарушениям ПДД, зафиксированным специальными автоматизированными техническими средствами, без совершившего их участника. Использование этих средств исключает возможность неверного толкования фактических данных, как это может происходить в ситуациях, когда протокол оформляется сотрудником ГСБДД. Постановление о наложении штрафа с приложением материалов, полученных с применением специальных автоматизированных технических средств, оформляется в форме электронного документа, имеющего юридическую силу, и подтверждается электронной цифровой подписью уполномоченного лица, его составившего. Копия постановления на бумажном носителе направляется правонарушителю заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня его вынесения.

Постановление должно содержать:

дату и место составления;

наименование органа, должность и фамилию лица, вынесшего постановление;

сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности;

время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью КоАО, предусматривающие ответственность за данное правонарушение;

изображение транспортного средства с госномером, зафиксированное специальными автоматизированными техническими средствами в момент совершения правонарушения;

принятое решение, порядок и сроки уплаты назначенного штрафа; права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также процессуальный порядок обжалования постановления о наложении штрафа.

Штраф, наложенный за нарушение ПДД, зафиксированное специальными автоматизированными техническими средствами, должен быть уплачен правонарушителем не позднее 60 дней со дня вынесения постановления о его наложении, а в случаях обжалования или опротестования – не позднее 30 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения (часть вторая статьи 332 КоАО).

Кроме того, согласно дополнениям, теперь руководитель органа, вынесшего постановление о наложении штрафа, дает письменное указание о задержании транспортных средств по нарушениям ПДД, зафиксированным специальными автоматизированными техническими средствами, по истечении 60 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа до окончания исполнительного производства по данному вопросу (часть вторая статьи 291 КоАО).

Новая редакция части третьей статьи 128-3 КоАО определяет, что превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 40 км/ч влечет наложение штрафа в 7 МРЗП. Повторное в течение года превышение на более 20, но не свыше 40 км/ч, либо на не более 20 км/ч после двукратного применения административного взыскания за то же правонарушение влечет наложение штрафа в 10 МРЗП или лишение права управления транспортным средством на 1 год.

 

Собир НУРБЕРДИЕВ,

юрист.

 


*Извлечения из Закона публикуются в пакете документов «НТВ» N 32-33 (1096-1097) от 18.08.2015 г.

 

 

Прочитано: 1808 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2015-08-26 14:21:33, Гость_К.Эргашев- депутат Законодательной палаты:
Все правильно изложено.
Тем не менее, с учетом того, что ранее в нашей стране такой механизм, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЙ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ДОРОГАХ, не использовался, возможны уточнения-дополнения-корректировки в процессе правоприменения.
Кроме этого, такая процедура будет оптимизировать деятельность судов по уголовным делам, ныне занимающихся административными нарушениями.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика