Ваша газета («Норма» N 44 (329) от 31.10.2011 г. – материал «Пора поверить газовый счетчик» и N 39 (376) от 29.09.2012 г. – «Вам к оплате 3 000 000. Иначе отключим газ») не раз писала о проблемах проведения технического осмотра (поверки) приборов учета газа и связанными с ней неправомерными действиями поставщиков газа по отношению к потребителям. В частности, речь шла об отсутствии договоров или отсутствии в них условия о своевременном предупреждении о необходимости поверки газового прибора. Этот момент тоже имеет значение. Но суть проблемы, а значит, и ее решение видятся в том, что в типовом договоре между потребителем и поставщиком газа недостаточно четко отрегулирован этот вопрос.
В соответствии с Законом «О метрологии» межповерочный интервал для бытовых газовых счетчиков составляет 1 раз в 4 года. А согласно Положению, утвержденному Постановлением Кабинета Министров от 28.03.2002 г. N 99, «приборы с просроченным сроком поверок считаются неисправными и к эксплуатации не допускаются» (пункт 10).
Необходимо отметить, что требование Закона слово в слово включено в раздел договора «Обязанности потребителя». Но никакие свои обязательства, вытекающие из пункта 10 Положения, поставщики газа в него не включили. В итоге возник дисбаланс обязательств по поверке газовых счетчиков. Говорят, что в новый договор включен пункт о предупреждении потребителя о необходимости поверки, но этого недостаточно.
Мы, законопослушные граждане (потребители), готовы выполнять требования законодательства – проводить поверку газовых счетчиков 1 раз в 4 года. Но для выполнения этого требования газовые приборы, согласно Положению, с просроченным сроком поверки (или неисправные) прежде всего должны быть своевременно демонтированы, не допущены к эксплуатации специалистами предприятия – поставщика газа.
Поэтому необходимо включить в договор следующее обязательство: для своевременного выполнения потребителями газа требования Закона «О метрологии» поставщик газа обязан своевременно демонтировать (не допустить к эксплуатации) неисправные (с просроченным сроком поверки) газовые счетчики.
Это – первичная обязанность в выполнении требования Закона. Если она будет включена в договор, то все проблемы по поверке газовых счетчиков будут полностью решены. Мы, потребители, считаем, что они возникли из-за игнорирования Трансгазом и Тошкентшахаргазом требования пункта 10 Положения.
Надеемся, что на эту публикацию в вашей газете, подготовленную от имени многочисленных потребителей, обратят внимание должностные лица уполномоченных и контролирующих органов и учтут наши предложения по совершенствованию порядка поверки приборов учета потребления газа и решению связанных с ним проблем.
Д.СОИПОВ,
председатель махаллинского комитета
«Шофайзибог»
Учтепинского района г.Ташкента.
о ситуации с проверкой газовых счетчиков абонентов Ташгоргаза в г. Ташкенте
Документы: 1. ИНФОРМАЦИЯ о порядке проведения мероприятий, связанных с поверкой бытовых газовых счетчиков у населения (размещена на сайте НХК Узбекнефтегаз: ttp://www.ung.uz/ru/library/prezentation/)
2. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке приобретения, установки и эксплуатации приборов учета газа в квартирах
и индивидуальных жилых домах. ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к Постановлению КМ РУз от 28 03 2002 г. N 99
Позиция Райгазов и Ташгаза:
1. Абоненты должны писать Заявление в райгаз о проверке газового счетчика самостоятельно без уведомления райгаза. За ненаписание такого заявления и непроверку счетчика в срок абонент оплачивает потребленный газ по тарифу за человека. (Противоречит документам 1 и 2).
2. После проверки газового счетчика абонент должен написать заявление о его установке с приложением копии акта проверки. Далее написать также заявление с просьбой зарегистрировать факт проверки в компьютере райгаза (внутреннее действие работников райгаза. Противоречит документам 1 и 2).
3. Новая хитрость райгазов: на газовый счетчик, установленный райгазом, абонент должен предоставить райгазу сертификат на соответствие техническим условиям Госстандарта. При непредоставлении этого документа райгаз считает счетчик недействительным и считает абоненту потребление газа по тарифу за человека. (Противоречит документам 1 и 2).
4. Уговаривают абонентов отказаться от оплаты газа по счетчикам. Легко проверяется по количеству установленных газовых счетчиков и количеству абонентов оплачивающих по счетчику.
Приложение на 3 стр.:
1. ИНФОРМАЦИЯ о порядке проведения мероприятий, связанных с поверкой бытовых газовых счетчиков у населения (размещена на сайте НХК Узбекнефтегаз: ttp://www.ung.uz/ru/library/prezentation/)
Согласно номенклатурному перечню средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке, утвержденному генеральным директором агентства «Узстандарт» от 1 февраля 2007 года в соответствии со статьей 14 Закона Республики Узбекистан «О метрологии», межповерочный интервал для бытовых газовых счетчиков всех типов для населения составляет 1 раз в 4 года.
Согласно пункту 10 приложения № 4 к Постановлению КМ РУз от 28.03.2002г. № 99, приборы с просроченным сроком поверок считаются неисправными и к эксплуатации не допускаются.
Согласно пункту 34 приложения № 4 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 28.03.2002г. № 99 — поверочные и ремонтные работы приборов учета осуществляют специализированные организации, имеющие соответствующее поверочное оборудование и лицензии агентства «Узстандарт» на право проведения указанных работ.
Информацию по данным организациям и порядку проведения мероприятий, связанных с поверкой, обязаны предоставлять районные газоснабжающие предприятия (райгазы).
Мероприятия, связанные с гос. поверкой бытовых счетчиков производятся в следующем порядке:
— проводится массовое оповещение населения, в том числе и через СМИ, о необходимости проведения плановой поверки газовых счетчиков;
— абоненту направляется письменное уведомление об истечении срока государственной поверки газового счетчика за 7 дней вперед;
— в течение 5-ти рабочих дней после уведомления представители районных филиалов обязаны снять счетчик с составлением акта и передать его абоненту для проведения поверки (снимать и устанавливать счетчик имеет право только представитель районного филиала);
— абонент за свой счет оплачивает расходы на гос. поверку и, в случае необходимости, за ремонт газового счетчика в специализированных метрологических лабораториях;
— после завершения поверки абонент предоставляет в районный филиал копию подтверждающего документа и заявление на установку счетчика;
— представители районных филиалов в течение 2-х суток обязаны установить счетчик по заявлению абонента;
— на время снятия счетчика на гос. поверку расчет за использованный газ производится согласно установленному среднемесячному тарифу по нормативу;
— сроком окончания начисления среднемесячного тарифа считается дата заявления абонента на установку счетчика.
Процедура по снятию и установке счетчика со стороны представителей районных филиалов производится бесплатно.
Процедура по проведению гос. поверки, не считая ремонта, в метрологических лабораториях по времени должна занимать не более суток.
НХК "Узбекнефтегаз"
2. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке приобретения, установки и эксплуатации приборов учета газа в квартирах и индивидуальных жилых домах. ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к Постановлению КМ РУз от 28 03 2002 г. N 99
В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с
Постановлением КМ РУз от 13.01.2003 г. N 14,
Постановлением КМ РУз от 02.10.2003 г. N 421,
Постановлением КМ РУз от 18.05.2005 г. N 127,
Постановлением КМ РУз от 09.10.2006 г. N 213
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ УЧЕТА ГАЗА
10. Приборы с просроченным сроком поверок считаются неисправными и к эксплуатации не допускаются.
III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПРИБОРАМИ УЧЕТА ГАЗА
17. Межрегиональные унитарные предприятия АК "Узтрансгаз": (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от 09.10.2006 г. N 213) (См. Предыдущую редакцию)
- осуществляют установку приборов учета газа на договорной основе у потребителей с привлечением специализированных монтажных организаций, имеющих право на проведение работ по установке приборов учета газа;
- осуществляют технический надзор за эксплуатацией приборов учета газа;
- несут ответственность за недопущение подключения вновь построенных, а также существующих жилых домов (квартир) без приборов учета газа, а также установку приборов учета газа, не опломбированных заводом-изготовителем или осуществляющим поверку предприятием, не прошедших поверочные испытания на соответствие техническим условиям;
- обязаны по требованию Потребителя провести проверку прибора учета газа, установленного у Потребителя, для выявления возможных неисправностей прибора;
- обеспечивают своевременную замену вышедших из строя не по вине потребителя и не выдержавших гарантийного срока эксплуатации приборов за счет Поставщика;
-обеспечивают сбор средств от потребителей на установку и приобретение приборов учета газа;
- обеспечивают взаиморасчеты со специализированными монтажными организациями за установку приборов учета газа;
- не производят с 1 сентября 2005 года подачу газа потребителям, не имеющим приборов учета газа. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от 18.05.2005 г. N 127) (См. Предыдущую редакцию)
19. Потребители (население):
- несут ответственность за сохранение и надлежащее использование установленных приборов учета газа;
- своевременно, на договорной основе осуществляют оплату расходов на установку приборов учета газа, а также возмещение в установленные договором сроки стоимости прибора учета газа;
- в установленные сроки оплачивают по показаниям приборов учета стоимость полученного газа согласно действующим тарифам;
- приобретают право собственника на прибор учета газа после полного погашения его стоимости.
IV. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРИБОРОВ УЧЕТА ГАЗА
V. УСТАНОВКА ПРИБОРОВ УЧЕТА ГАЗА
VI. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТА ГАЗА
31. Эксплуатация приборов учета газа включает:
- техническое обслуживание приборов учета, включающее контроль показаний и технического состояния приборов;
- периодические поверочные работы;
- ремонт приборов;
- установку и замену вышедших из строя приборов.
32. После полной оплаты стоимости прибора учета газа Потребителем техническое обслуживание и эксплуатация приборов учета газа производится в соответствии с договором на поставку газа.
33. Эксплуатацию приборов учета газа, включающую установку, замену, техническое обслуживание и контроль показаний, осуществляют межрегиональные унитарные предприятия. (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от 09.10.2006 г. N 213) (См. Предыдущую редакцию)
34. Поверочные и ремонтные работы приборов учета осуществляют специализированные организации, имеющие соответствующее поверочное оборудование и лицензии на право проведения указанных работ.
VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА ГАЗА
37. Поставщик газа несет ответственность за качество подаваемого газа, обеспечивающее нормальную работу прибора учета газа, соответствие их техническим условиям по безопасной эксплуатации, точность измерения объемов газа, поставляемых Потребителю. Поставщик газа обязан довести до сведения Потребителя данные о технических показателях прибора учета газа, правила и условия эффективной и безопасной их эксплуатации, срок службы (годности), период и сроки технического осмотра и поверочных испытаний.
38. Контроль за сохранностью пломб и технической документации на газоснабжение осуществляют межрегиональные унитарные предприятия АК "Узтрансгаз". (Пункт в редакции Постановления КМ РУз от 09.10.2006 г. N 213) (См. Предыдущую редакцию)
39. Ответственность за нарушение пломбы на приборе учета и сохранность технической документации возлагается на Потребителя.
40. В случае нарушения пломбы и отсутствия технической документации на газоснабжение Потребитель оплачивает стоимость газа, рассчитанного по полной мощности установленного газоиспользующего оборудования из расчета 24 часа в сутки с момента последнего посещения контролера, а также работы по повторным поверочным испытаниям.
42. Межрегиональные унитарные предприятия АК "Узтрансгаз" и иные специализированные организации, осуществляющие техническое обслуживание приборов учета газа, обязаны в трехдневный срок отремонтировать или, в случае невозможности ремонта, заменить неисправный прибор на исправный, сертифицированный для Республики Узбекистан, с предоставлением Потребителю всех материалов и данных повторных поверочных испытаний на соответствие прибора техническим условиям. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от 09.10.2006 г. N 213) (См. Предыдущую редакцию)
При этом Потребитель в период с момента обращения к Поставщику газа с заявлением о неисправности прибора учета газа до его полного восстановления оплачивает стоимость газа исходя из среднесезонного потребления газа за предшествующий год.
43. Потребитель обязан бережно относиться к установленным приборам учета газа, обеспечивать беспрепятственный допуск обслуживающего персонала к месту установки прибора и в установленные сроки оплачивать по его показаниям стоимость полученного газа согласно действующим тарифам. В случае обнаружения неисправности прибора Потребитель обязан немедленно поставить об этом в известность Поставщика газа.
Резюме: 1.Ташгоргазу не выгодны счетчики
газа.Различные эксперты "не знают" первый документ. Из Постановления КМ №99 выдергиваются отдельные пункты.
2.Существующие нормативные документы: ИНФОРМАЦИЯ о порядке проведения мероприятий, связанных с поверкой бытовых газовых счетчиков у населения (внутренняя инструкция)и ПОЛОЖЕНИЕ о порядке приобретения, установки и эксплуатации приборов учета газа в квартирах
и индивидуальных жилых домах. ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к Постановлению КМ РУз от 28 03 2002 г. N 99, четко регламентируют обязанности сторон по проблеме газовых счетчиков. Но горгаз замалчивает эти документы.А Хокимият и Прокуратура не наведет закон и порядок в этом деле. Необходимо обращаться в городскую прокуратуру для защиты своих прав, писать жалобы вплоть до Кабинета Министров.
Налицо нарушение презумпции прав потребителя со стороны монополиста!