По нашему мнению, для упорядочения поверок приборов учета газа прежде всего необходимо довести до конца работу, начатую Ташгоргазом и его филиалами по заключению договоров с индивидуальными потребителями. И дело не только в том, чтобы такой договор был на руках у каждого квартиро- и домовладельца, что само по себе непросто из-за огромного числа потребителей. Важно, чтобы договор, соответствуя требованиям законодательства, отвечал в равной мере интересам как поставщика, так и потребителя.
Дискуссия, инициированная нашими читателями, выявила необходимость существенных уточнений регулирования отношений по механизму обеспечения эффективного выполнения нормативных требований по своевременному проведению поверки газовых счетчиков. С этой точки зрения видится целесообразным четко отразить в договоре между поставщиком природного газа и пользователем следующие требования.
Во-первых. Проведение штатной – 1 раз в 4 года – поверки счетчика по учету газа1 вменить в обязанность не только потребителя этого энергоресурса, но и его поставщика. Исполнение этого обязательства может быть обеспечено путем проведения поставщиком мониторинга сроков пользования приборами учета газа, своевременного предупреждения об истечении этих сроков, демонтажа (снятия) этих приборов и оформления данного процесса соответствующим актом и установкой поверенного счетчика, а в необходимых случаях – его заменой. Такой механизм исключает однобокое возложение обязанности по поверке на потребителя. Он должен только оплатить ее и обеспечить допуск уполномоченных лиц к прибору учета.
Во-вторых. Счетчик учета потребляемого газа является собственностью пользователя. Но, согласно статье 54 Конституции Республики Узбекистан, использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства. Аналогичное требование установлено в статье 172 Гражданского кодекса (ГК), статье 1 Закона «О собственности в Республике Узбекистан» (от 31.10.1990 г. N 152-XII). В силу этого пользователь обязан использовать приборы учета газа в соответствии с требованиями законодательства, в том числе метрологическими требованиями. Поставщик же в свою очередь должен обеспечить выполнение данной обязанности потребителя, то есть на момент истечения 4-летнего срока эксплуатации снять счетчик газа для его метрологического контроля в заранее согласованный с пользователем день.
В-третьих. Невыполнение, несвоевременное выполнение этих обязанностей должно повлечь за собой ответственность виновной стороны. В договоре же следует четко сформулировать обязательства каждой стороны в решении вопроса. При этом видится целесообразным ответственность за их невыполнение или ненадлежащее выполнение установить в виде пени за каждый день просрочки. Кроме этого, финансовая ответственность потребителя за потребление газа при просроченной поверке прибора возможна лишь в случае его умышленной порчи либо воспрепятствования своевременной замене счетчика.
В-четвертых. В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке приобретения, установки и эксплуатации приборов учета газа в квартирах и индивидуальных жилых домах2 (далее – Положение N 99) приборы с просроченным сроком поверки считаются неисправными и к эксплуатации не допускаются. Кроме этого, в абзаце первом пункта 42 Положения N 99 межрегиональные унитарные предприятия АК «Узтрансгаз» и иные специализированные организации, осуществляющие техническое обслуживание приборов учета газа, обязаны в 3-дневный срок отремонтировать или в случае невозможности ремонта заменить неисправный прибор на исправный, сертифицированный для Республики Узбекистан. Именно поэтому поставщик газа во исполнение Положения N 99 обязан своевременно демонтировать и не допускать в эксплуатацию газосчетчики с просроченным сроком поверки. Такая обязанность поставщика должна найти свое отражение в договоре о поставках природного газа розничным потребителям.
Немаловажным аспектом данного вопроса является вопрос об исчислении платы при выявлении несоответствия прибора учета требованиям стандартов. Согласно абзацу второму пункта 42 Положения N 99 потребитель в период с момента обращения к поставщику с заявлением о неисправности прибора учета до его полного восстановления оплачивает стоимость газа исходя из среднесезонного его потребления за предшествующий год. В соответствии с частью первой статьи 5 ГК в случаях, когда предусмотренные частями первой, четвертой и пятой статьи 2 ГК3 отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона). В силу этого при неисправности прибора учета газа, если поставщик не докажет, что она возникла в результате умышленных действий (порчи прибора), то при исчислении платежей за использованный газ должен применяться абзац второй пункта 42 Положения N 99 в соответствии с частью первой статьи 5 ГК. В связи с этим представляется целесообразным внести в договор положение, согласно которому оплата за потребление газа с момента признания специалистами прибора учета газа неисправным до его полного восстановления и установки исчисляется исходя из средней суммы потребленного газа за предыдущий год. В связи с этим для единообразного применения всеми данных положений следует внести соответствующие изменения в действующее законодательство.
Сайёра ХАКИМОВА, наш эксперт-юрист.
-------------------------------------------
1Этот регламент предусмотрен номенклатурным перечнем групп средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке, утверждаемым Агентством «Узстандарт» (статья 17 Закона «О метрологии» от 28.12.1993 г. N 1004-XII).
2Утверждено Постановлением КМ от 28.03.2002 г. N 99.
3Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (часть первая статьи 2 ГК).
Личные неимущественные отношения и личные отношения, не связанные с имущественными, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами либо не вытекает из существа этих отношений (часть четвертая статьи 2 ГК).
К семейным, трудовым отношениям и отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам, указанным в части первой настоящей статьи, гражданское законодательство применяется в тех случаях, когда эти отношения не регулируются специальными законодательными актами (часть пятая статьи 2 ГК).
От редакции. Видится целесообразным аналогичные изменения внести в законодательные акты, регламентирующие потребление не только газа, но и других энергоресурсов – электричества, горячей и холодной воды. Это послужит защите прав потребителя и повышению ответственности поставщика за качество оказываемых им услуг.
Редакция искренне благодарит махаллинский комитет «Шофайзибог» Учтепинского района г.Ташкента (председатель Д.З.Соипов) за позитивную гражданскую позицию и выражает надежду, что консолидированное мнение читателей и редакции привлечет широкое внимание и послужит интересам дела.