За обедом в ресторане я расплатился по пластиковой карте, передав ее официанту и назвав пин-код. Чек мне выдали в соответствии с суммой счета. На следующий день, расплачиваясь в магазине, я обнаружил, что моя карта заблокирована. После этого мне пришлось тратить время и деньги на поездку в банк и ее разблокирование. Можно ли принять какие-нибудь меры в отношении торговой точки, из-за которой у меня заблокировалась карточка? Существует ли какой-нибудь порядок, предотвращающий блокировку карточек?
Равиль.
– Да, действительно, согласно Постановлению Президента «О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» (от 19.04.2010 г. N ПП-1325), каждый владелец пластиковой карточки имеет персональный идентификационный номер (пин-код), удостоверяющий право распоряжаться средствами на картсчете. При неправильном его наборе осуществляется автоматическая блокировка пластиковой карточки. Также в ней имеются микрочиповый модуль и четырехступенчатая система шифрования данных, исключающие подделку и несанкционированный доступ посторонних лиц.
Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы отметить, что, конечно, в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением1 работники торговли и сферы услуг обязаны знать порядок пользования платежными терминалами. Руководитель объекта торговли и сферы услуг обязан ознакомить с ним сотрудников-продавцов.
Однако в данном случае вы сами нарушили принципы защиты пластиковой карточки. Никогда не отдавайте карточку для оплаты через платежный терминал, если вы не находитесь с ним рядом. Это позволит предотвратить не только блокировку карточки из-за неумелого пользования, но прежде всего нейтрализует риск снятия с нее сумм, превышающих предъявленный вам счет. Отдавая карточку, внимательно следите за действиями продавца, набирающего на клавиатуре терминала сумму оплаты, проверьте ее на мониторе платежного терминала (банкомата) при загрузке или снятии денежных средств. Это позволит вам убедиться, что с вашей карточкой не совершают никаких мошеннических действий. Желательно, чтобы пин-код на клавиатуре терминала набирали вы сами. Это значительно уменьшит риск блокировки карточки.
В целом хотелось бы отметить, что блокирование карточки является одной из мер защиты от несанкционированного изъятия средств. Сегодня есть много способов мошенничества, связанных с использованием различных технических приспособлений. Так, устанавливаемые на банкоматы скрытые камеры могут фиксировать набираемый индивидуальный пин-код владельца, а накладываемые на прорезь для пластиковой карты в банкомате или платежном терминале аппараты-скриммеры – считывать информацию с микрочипа и т.д. Поэтому необходимо проявлять бдительность, чтобы предотвратить как блокирование карточки, так и несанкционированный доступ к счету для снятия ваших денег и(или) считывания персональных данных.
Алексей НИЯЗМЕТОВ, юрист.
---------------------------
1Утверждено постановлением правления ЦБ и ГНК, зарегистрированным МЮ 27.07.2009 г. N 1986.
Наша партия неоднократно поднимала вопрос использования пластиковых платежных средств, но банки и, тем более, торговые организации не всегда решают вопросы в пользу их владельцев: в банке по вопросам расблокирования и обновления карт создается волокита, но это же выгодно в первую очередь банку; в магазинах терминал покупателю не дают, а заставляют кричать на весь торговый зал номер пин-кода, а, уж какие клавиши нажимают - можно лишь догадываться!
Пока банкоматов не так много, нужно пользователей научить различать наличие на них скриммера (по примеру ближнего и дальнего зарубежья видно, что очень большая проблема)!
Отвечая, же на предыдущий вопрос Гостя, хотелось бы отметить, что можно конечно написать жалобу на хозяйствующий субъект и к предпринимателю примут меры в виде штрафов, но дело в том, что в данном случае САМ потребитель доверил свою карточку и свой личный пин-код продавцу.
Но все это должно идти от законопослушания клиента, производителя услуг, имитента карточек.
Каждый из них должен в пределах своей правовой ответственности исполнять предписанное. тогда и проблем не будет.
Между тем, в договорах между банком и клиентом о получении-пользовании пластиковой карточкой второй из них не всегда оказывается в равных условиях (получается банк для клиента, а не наоборот). Поэтому нужно выбирать удобный и адекватный банк, тогда расблокирование по чьей-либо вине не будет такой карательной и мучительной процедурой!