26 февраля в Центре UZINFOCOM прошло совещание с представителями софтверных компаний, Верховного суда и Центра экономических исследований по вопросам снижения задолженности в сфере ЖКХ. Его участники провели «мозговой штурм» в поисках решения вопросов:
- как сократить задолженность;
- как работать с должниками;
- как упростить процедуры погашения долгов и представления отчета об их отсутствии с помощью современных технологий?
Основное внимание было уделено досудебному принуждению к своевременной оплате, так как суды завалены большим количеством исков от коммунальных служб к неплательщикам и несут ощутимые издержки на обслуживание этого потока типовых решений.
При рассмотрении вопросов «принуждения» предлагалось ввести обязательность представления справок об отсутствии задолженностей при крупных покупках, получении визы, получении других справок. Но основная проблема здесь в том, что дисциплинированные плательщики тоже попадают под действие этого «наказания», собирая многочисленные справки и создавая нагрузки на структуры ЖКХ. Среди методов напоминания и с учетом опыта некоторых стран были рассмотрены предложения о рассылке оповещений на электронную почту, SMS-напоминаний, публикации фамилий должников.
Основным условием уменьшения задолженностей является упрощение процедуры оплаты и снижение потерь времени на нее, отметили участники совещания. И для этого есть много резервов, начиная с интернет- и SMS-платежей и заканчивая подготовкой бланка оплаты с внесенными реквизитами и подсчитанной суммой платежа.
Были рассмотрены и другие технологические, организационные и социальные аспекты проблемы. Итоговое резюме в виде рекомендаций передано в соответствующие организации для дальнейшей проработки решения этой непростой проблемы.