Указом Президента N УП-6191 от 23.03.2021 г. приняты дополнительные меры по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении.
Согласно документу с 1 июня 2021 года:
●
регистрация актов гражданского состояния, медобследование лиц, вступающих в брак, и оформление биометрического паспорта для выезда за границу осуществляются по экстерриториальному принципу, независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан;
●
при осуществлении нотариальных действий все сведения, связанные с записями актов гражданского состояния, нотариальные конторы получают самостоятельно без истребования у граждан излишних справок, через информационную систему «Единый электронный архив ЗАГС»;
●
юрлицам, являющимся субъектами предпринимательства, при уплате сборов и госпошлин, установленных за пользование госуслугами, разрешено уплачивать их в наличной форме через своих представителей;
●
возвращаются в упрощенном порядке за счет средств внебюджетного фонда Агентства госуслуг в течение 1 рабочего дня:
а) суммы платежей, излишне уплаченные физическими и юридическими лицами при пользовании услугами через центры госуслуг;
б) суммы сборов, дополнительно уплаченные за оказание госуслуг в ускоренном порядке (в случае неоказания услуг в ускоренном порядке);
●
отменяются:
а) практика истребования сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции при аккредитации сотрудников представительств зарубежных коммерческих организаций на территории Узбекистана;
б) порядок предоставления дубликатов документов, выдаваемых путем проставления QR-кода (матричного штрих-кода) при оказании госуслуг. Эти документы получают в электронной форме бесплатно и в неограниченном количестве через ЕПИГУ;
в) практика направления органами ЗАГС копий
записей актов и сдачи отчетов госорганам статистики;
●
прекращается практика запрашивания право-охранительными органами, Антимонопольным комитетом и Агентством по управлению госактивами данных о субъектах предпринимательства у Агентства и центров госуслуг.
С 1 июня также отменяется истребование госорганами, хозобъединениями, органами исполнительной власти на местах, государственными организациями и учреждениями от населения и субъектов предпринимательства:
а) документов, подтверждающих:
●
нахождение или отсутствие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере;
●
наличие или отсутствие судимости, личного жилья на имени гражданина, налоговой задолженности;
●
адресно-справочную информацию;
●
площадь жилого помещения;
●
постановку физлица-налогоплательщика на учет в налоговых органах;
●
размер пенсии и пособия;
●
нахождение или отсутствие в списке получателей пенсий и пособий;
●
регистрацию брака, отсутствие регистрации брака или расторжение брака;
б) следующих документов:
●
копии документа, удостоверяющего личность;
●
фотографии лица установленной формы;
●
справок медико-социальных экспертных комиссий;
●
трудовых книжек и их копий (за исключением случаев истребования в процессе назначения пенсии гражданам при отсутствии возможности получения документа через ЕНСТ);
●
архивных справок, подтверждающих зарплату и стаж работы, обучение в высших и средних специальных образовательных учреждениях (за исключением случаев истребования в процессе назначения пенсии гражданам при отсутствии возможности получения данного документа через ЕНСТ);
●
кадастровых документов и их копий.
В случае необходимости получения таких документов и справок при приеме на работу и выполнении иных административных процедур государственные органы и организации самостоятельно запрашивают их у ответственных государственных органов и организаций, в том числе через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство». Истребование ими документов или справок признается нарушением требований актов законодательства в сфере оказания госуслуг.
С 1 мая 2021 года предоставляется возможность приема анкеты-заявления на оформление биометрического паспорта для выезда за границу и уплаты госпошлины в электронной форме через ЕПИГУ.
С 1 июня 2021 года внедряется система выдачи ID-карт лицам, достигшим 16 лет, одновременно с постановкой их на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, а также в накопительной пенсионной системе.
С 1 июля 2021 года учет налогоплательщиков в налоговых органах будет вестись с использованием персонального идентификационного номера физлица (ПИНФЛ), являющимся единым идентификатором, удостоверяющим личность гражданина при оказании всех государственных, банковских, социальных и иных услуг. Оказание госуслуг по выдаче идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и постановке граждан на учет в пенсионной накопительной системе отменяется.
Утверждены:
●
Перечень государственных органов и организаций, ответственных за предоставление отдельных видов сведений и документов в электронном виде посредством межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство»;
●
Перечень государственных услуг, результаты оказания которых с 1 мая 2021 года по желанию граждан и субъектов предпринимательства доставляются посредством почтовой связи;
●
«Дорожная карта» по упрощению и оптимизации процедур оказания некоторых видов государственных услуг.
Документ официально опубликован в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступил в силу 24.03.2021 г.
Эльмира Сиразиева.