Norma.uz
Газета Норма / 2020 год / № 26 / Дом, в котором мы живем

Вмешательство хокимиятов запрещено, но вертикаль в управлении жилфондом усиливается

 

Законом «Об управлении многоквартирными домами» (N ЗРУ-581 от 7.11.2019 г.), вступающим в действие с 1 августа 2020 года, органам государственной власти на местах и их должностным лицам запрещено вмешиваться в деятельность органов управления МКД. Собственники помещений, уставшие от такого вмешательства, связывают надежды на его устранение с новым жилищным законодательством.

 

В уходящем со сцены Законе «О товариществах частных собственников жилья» прописаны взаимоотношения товариществ с органами госвласти на местах. В 2006 го­ду, когда он был принят, нормы регулирования взаимоотношений сторон были установлены с ­целью защиты прав и интересов членов ТЧСЖ. В Законе о ТЧСЖ роль хокимиятов была определена как гаранта прав собственников при нарушении этих прав руководством ТЧСЖ. Тогда у членов товариществ не было достаточного опыта защиты своих законных интересов. Со временем органы госвласти на местах вместо защиты сами стали вмешиваться в дела ТЧСЖ. Установленные законодательством меры поддержки товариществ хокимиятами стали трансформироваться в свою противоположность. Например, Закон о ТЧСЖ устанавливает, что отношения с хокимиятами должны строиться без излишней опеки. Хокимияты же сплошь и рядом дают различные указания товариществам. Они получили также возможность представлять на рассмотрение общего собрания членов ТЧСЖ предложения об отзыве председателей правления, освобождении от должности управляющих (исполнительных директоров) при несоблюдении ими прав и интересов членов ТЧСЖ, рекомендовать кандидатуры на эти должности, созывать внеочередное общее собрание членов ТЧСЖ в случае нарушений товариществом законодательства. Во что это вылилось, многим хорошо известно.

Взаимоотношения товариществ с махаллинскими комитетами тоже не всегда складывались на принципах партнерства. Многие махкомы со временем превратились в рупоры хокимиятов.

Собственников беспокоит, как будут складываться отношения с государственными органами и органами местного самоуправления, когда вступит в действие новый Закон «Об управлении многоквартирными домами»? В чем будет заключаться господдержка? Кто будет контролировать и координировать деятельность органов управления?

 

 

Что предусматривает господдержка управления многоквартирными домами

 

Государство гарантирует обеспечение прав и защиту законных интересов собственников помещений, управляющих организаций и управляющих, товариществ, содействует их развитию и укреплению.

Основными направлениями господдержки органов управления многоквартирными домами являются:

♦ совершенствование нормативно-правовых актов, в том числе стандартов, в жилищно-коммунальной сфере;

♦ содействие при ликвидации аварийных ситуаций в МКД;

♦ совершенствование системы оплаты коммунальных услуг;

♦ создание условий для развития конкуренции при предоставлении услуг в жилищно-коммунальной сфере;

♦ предоставление льгот по налогам и другим обязательным платежам, а также льготных кредитов;

♦ оказание поддержки малообеспеченным семьям по содержанию МКД;

♦ предоставление земельных участков, прилегающих к МКД, на праве постоянного пользования;

♦ осуществление подготовки и переподготовки ­кадров в сфере управления МКД;

♦ принятие отдельных программ и других мер по созданию эффективной системы эксплуатации МКД (ст. 9 Закона о МКД).

 

 

Главный координатор – МинЖКО

 

C введением нового Закона статьей 49 не допускается вмешательство органов госвласти на местах, а также их должностных лиц в деятельность органов управления многоквартирными домами. Хокимияты могут выступать гарантом при получении банковских кредитов органами управления МКД в порядке, установленном законодательством.

Устранив вмешательство и сведя до минимума роль хокимиятов в управлении жилфондом, новый Закон усиливает государственную вертикаль управления МКД в лице Министерства жилищно-коммунального обслуживания (МЖКО). На него возлагается координация деятельности органов управления МКД, включающая в себя (ст. 10 Закона о МКД):

♦ эффективную организацию системной работы по эксплуатации и содержанию МКД и земельных участков, прилегающих к ним;

♦ организацию работ по проведению мониторинга технического состояния МКД;

♦ осуществление контроля за соблюдением требований по содержанию, эксплуатации и определению эксплуатационных затрат, правил и норм технической эксплуатации МКД, требований по содержанию земельных участков, прилегающих к ним, в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигие­ническими нормативами;

♦ своевременную и качественную подготовку МКД к сезонной эксплуатации;

♦ содействие внедрению современных инновационных технологий;

♦ внедрение информационных систем для ведения учета органов управления МКД и отчетности их деятельности;

♦ размещение информации о деятельности органов управления МКД на официальном веб-сайте Министерства;

♦ оказание информационной и консультационной помощи по управлению МКД;

♦ правовое и методологическое сопровождение деятельности органов управления МКД;

♦ выработку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы по управлению МКД, разработку и внедрение современных форм и методов управления МКД;

♦ организацию курсов повышения квалификации специалистов по управлению МКД;

♦ проведение аттестации и выдачу квалификационного сертификата должностным лицам управляющих организаций и управляющим, председателям правления товариществ для управления МКД.

 

 

На кого возложен госконтроль за деятельностью органов управления

 

Государственный контроль в области органов управления МКД осуществляют Инспекция по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда при МинЖКО и ее территориальные инспекции (ст. 11 Закона о МКД).

 

 

В чем заключаются полномочия Жилфондинспекции

 

Жилфондинспекция осуществляет государственный контроль за (ст. 12 Закона о МКД):

♦ соблюдением правил и норм технической эксплуа­тации МКД, требований по содержанию земельных участков, прилегающих к многоквартирным домам, в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, недопущением самовольного переустройства и перепланировки помещений собственниками;

♦ соблюдением установленных правил и системным проведением ремонтно-восстановительных работ общего имущества, фасадов МКД, внутридомовых инженерных коммуникаций;

♦ соблюдением организациями сферы жилищно-коммунального обслуживания требований нормативных документов в области технического регулирования при оказании соответствующих услуг;

♦ целевым использованием средств собственников помещений в МКД, аккумулируемых для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

 

 

Какие права предоставляются контролирующему органу

 

Жилфондинспекции предоставлены полномочия выдавать обязательные для исполнения предписания:

♦ органам управления МКД либо собственникам помещений – по устранению имеющихся нарушений правил содержания и технической эксплуатации МКД, требований по содержанию земельных участков, прилегающих к ним, в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

♦ организациям сферы жилищно-коммунального обслуживания – по соблюдению требований нормативных документов в области технического регулирования при оказании соответствующих услуг.

Решения Жилфондинспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 12 Закона о МКД).

 

 

Взаимоотношения с махаллей

 

Точно так же, как в Законе о ТЧСЖ, в новом Законе органы управления МКД могут сотрудничать с органами самоуправления граждан по вопросам организации работ по благоустройству и озеленению прилегающих к домам территорий и другим вопросам (ст. 49 Закона о МКД). Каким другим – не уточняется. Недостаточная проработка этой нормы может быть причиной разногласий и противоречий между органами управления и органами самоуправления граждан.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

 

Прочитано: 1031 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика