Norma.uz
Газета Норма / 2020 год / № 26 / Дом, в котором мы живем

За всё заплачено!

 

Замена, установка, поверка, ремонт современных газовых счетчиков проводятся за счет газоснабжающей организации.

 

В Узбекистане началась установка современных приборов учета газа. До 2022 года в стране намечено внед­рить Автоматизированную систему контроля и учета природного газа (АСКУГ), что предусматривает оснащение жилфонда «умными» счетчиками. Это должно сократить потери природного газа, обеспечить его достоверный учет, контроль и потребление.

Конечно, время для этого выбрано не очень-то подходящее. Карантин еще не снят, распространение вируса продолжается. Граждан призывают соблюдать меры предосторожности, не подвергать свое здоровье риску. А тут очередная установочная кампания в принудительном порядке. Вряд ли кому понравится, если в это время к вам в дом нагрянет бригада с установкой газовых счетчиков? Эмоции по этому поводу в социальных сетях вполне обоснованы.

Градуса напряжения и озабоченности не снижает даже то, что установка, поверка, ремонт – все это для потребителей бесплатно. Потому что собственником приборов учета является газоснабжающая организация. Неожиданностью для потребителей стали и габариты современных приборов учета для многоквартирных домов (МКД). Это довольно громоздкие устройства, которые отличаются от старых размерами. Более половины многоквартирных домов в столице построе­ны до 1991 года. Жители переживают, как впишется в маленькие кухоньки типовых многоэтажек махина в 22 х 16 см? Интерьер она явно не украсит.

У многих еще свежи воспоминания от недавней кампании по установке «умных» электросчетчиков. Она проходила с нарушениями законодательства, наспех, главным образом, без участия потребителей. Это стало причиной проблем, когда где-то счетчики были установлены неправильно. В результате – недостоверный учет потребления электроэнергии, необоснованные начисления. Потребители задают вопрос, не получится ли то же самое с газовыми счетчиками?

Пресс-служба АО «Худудгазтаъминот» разъясняет необходимость и механизм установки современных газовых счетчиков, их преимущества, оперативно реагирует на обращения граждан. Обобщим вопросы по установке «умных» приборов учета, наиболее часто возникающие у читателей «Нормы», а также пользователей соцсетей.

 

 

Можно ли установить счетчик в шахте, отказаться от него

или выбрать компактный прибор от другого производителя?

 

– Установка новых газовых счетчиков в МКД должна проводиться в присутствии жителей. Как их оповещать об этом?

– Установка приборов учета газа началась с частных домовладений. По данным АО «Худудгазтаъминот», графики оснащения счетчиками МКД будут скорректированы с учетом карантинной ситуации. Граждан будет оповещать газоснабжающая организация по доступным информационным каналам: на сайте АО «Худудгазтаъминот», его странице в Facebook, в группе в Телеграм-канале, а также в группах «Коммуналка» и «ТЧСЖ и как c ним жить?» в Facebook.

 

Можно ли отказаться от установки газового счетчика и оплачивать потребление газа по количеству прописанных в квартире жителей?

– Согласно постановлению Президента N ПП-4388 от 9.07.2019 г. установка современных приборов учета газа обязательна для всех категорий потребителей. До 2022 года в стране предусмотрено внедрение АСКУГ (подп. «в» п. 8). Учитывать и контролировать потребление газа автоматизированная система будет с помощью современных электронных приборов учета.

 

Современный газовый счетчик достаточно громоздкий. Можно ли выбрать и установить за свой счет более компактный прибор учета другого производителя?

– Пунктом 11 постановления Президента N ПП-3384 от 13.11.2017 г. запрещены ввоз, установка приборов учета и сопутствующих средств, не совместимых с техническими параметрами АСКУГ. Система настроена на установку одного типа газовых счетчиков. Иначе могут возникать сбои и ошибки в передаче информации о потреблении природного газа.

 

Счетчик очень большой и не вписывается в интерьер маленькой кухни. Можно ли установить его в шахте?

– Современные счетчики газа будут устанавливаться согласно нормам ШНК 2.04.08-13 с учетом требований завода-изготовителя. Бытовой газовый счетчик является элементом системы газоснабжения, и для его установки необходимо соблюдать технические требования, которые могут не совпадать с желанием абонента.

 

 

Могут ли газовики навязывать

потребителям счетчики?

 

– У потребителей нет альтернативы выбора другой модели газового счетчика. Можно ли это расценивать как ущемление прав потребителей и навязывание им товара?

– Современные газовые счетчики являются собственностью поставщика и устанавливаются потребителям бесплатно. Поэтому право выбора модели прибора учета остается за поставщиком. Если бы счетчики устанавливались за счет потребителей, то тогда можно было говорить о нарушении их прав.

 

Сколько пломб должно быть на новом газовом счетчике?

– На каждом приборе учета должны быть установлены пломбы завода-изготовителя, метрологической службы Агентства «Узстандарт». Кроме того, пломбы будут устанавливаться газоснабжающей организацией совместно с Бюро принудительного исполнения в присутствии потребителя. С 1 августа 2020 года ряд полномочий и задач Бюро передаются АО «Региональные элект­рические сети» и АО «Худудгазтаъминот». Требуется разъяснение, будут ли работники БПИ пол­ностью исключены из процесса взаимоотношений с потребителями газа и электроэнергии.

 

– Кто должен присутствовать при установке газовых счетчиков?

– Согласно действующим документам во время установки приборов учета газа должны присутствовать представители поставщика, Бюро принудительного исполнения и потребитель. Регламент оснащения жилфонда счетчиками определен Положением о порядке установки современных приборов учета электрической энергии и природного газа в рамках внедрения автоматизированной системы учета энергоресурсов (рег. МЮ N 3005 от 4.05.2018 г.). Подробно об условиях и порядке установки современных газовых счетчиков мы разъясняли в тематическом выпуске «Нормы» N 13 от 31.03.2020 г.

 

Что делать, если новый счетчик будет давать сбой?

– Изготовителем предусмотрена гарантия на случай сбоя в работе прибора учета газа или его выхода из строя.

 

Как быть, если у потребителя возникнут сомнения относительно правильности работы газового счетчика?

– По требованию юридических и физических лиц предусмотрено проведение внеочередной и экспертной поверки. Потребитель имеет право присутствовать при их проведении.

 

Каков принцип работы «умного» счетчика?

– В современных газовых счетчиках должна быть обес­печена передача данных в Единую информационную систему. Для связи с центром обработки данных каждый прибор учета снабжается sim-картой и батарейкой, обеспечивающей его питание. Батарейка рассчитана на 10 лет. В случае нулевого баланса диспетчер приостанавливает подачу газа. Если отключение сов­падает с выходными днями, то абоненту будет предоставляться кредит.

 

– Если батарейка выйдет из строя раньше установленного срока эксплуатации, за чей счет будет производиться ее замена?

– Батарейку заменят за счет газоснабжающей организации.

 

 

Платить ли потребителю за комплектующие

и что такое инвестиционная наценка?

 

– Могут ли работники газоснабжающей организации при установке счетчиков взимать с потребителей плату за комплектующие? Куда обращаться, если у граждан будут требовать деньги за установку либо за сам прибор учета?

– Установка, снятие, поверка, ремонт новых счетчиков осуществляются бесплатно, за счет средств газо­снабжающей организации. Потребители несут ответственность лишь за сохранность прибора учета. При этом все комплектующие – трубы, газовые фильтры, болты, переходники, сварочная проволока и другие детали также приобретаются за счет газоснабжающих организаций. Если с потребителей потребуют за это деньги – это правонарушение. АО «Худудгазтаъминот» просит сообщать о таких фактах по номерам телефонов 1104, 71 200 08 04, а также через общественные группы «Проблемы и пути решения вопросов газоснабжения», «ТЧСЖ и как с ним жить», «Коммуналка» в социальной сети Facebook.

 

– Как будет проводиться поверка современных газовых счетчиков?

– Государственная поверка новых приборов учета газа будет проводиться Агентством «Узстандарт» каждые 10 лет. При этом организацию работ по представлению на госповерку газовых счетчиков будут обеспечивать АО «Узтрансгаз» и Бюро принудительного исполнения.

 

– Говорят, что современные приборы учета газа устанавливаются бесплатно. Но в то же время в соцсетях обсуждается вопрос, что для покрытия проекта АСКУГ вводится инвестиционная наценка. Каким документом это предусмотрено?

– Согласно пункту 6 постановления N ПП-3384 с 1 января 2020 года на период реализации проекта АСКУГ предлагалось ввести индексируемую при необходимости, инвестиционную наценку в размере 17 сум. за 1 куб. м природного газа (реализуемого в республике), которая должна была направляться исключительно на погашение привлеченных средств республиканских фондов, коммерческих банков, международных финансовых институтов и финансирование других расходов в рамках проекта. Эта норма утратила силу согласно подпункту «г» пункта 11 приложения N 1 к УП-6010 от 18.06.2020 г.

 

– Как будут сверять показания новых газовых счетчиков? Должен ли потребитель впускать для этого работников райгаза на кухню своей квартиры?

– При подключении современных приборов учета газа к АСКУГ показания будут передаваться в Единую информационную систему в режиме онлайн. Это снимает необходимость в поквартирных обходах для сверки показаний, которые проводились прежде работниками райгаза и Бюро принудительного исполнения.

 

– Ходят слухи, что установка современных газовых счетчиков будет проводиться только тем, у кого имеется старый счетчик. Тот, у кого его нет, вроде должен обратиться в райгаз с заявлением на установку. Так ли это на самом деле?

– По информации пресс-службы АО «Худудгазтаъминот», установка счетчиков будет проводиться всем потребителям, имеющим абонентский лицевой счет. В первую очередь счетчики установят тем, у кого не работает прибор учета или завершается срок поверки. Эти потребители должны обратиться с заявлением в райгаз.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

 

Прочитано: 1581 раз(а)

Комментарии к статье (3)

2020-09-11 15:11:23, Гость_Ольга Н.:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!
2020-09-11 16:01:38, Гость_Ольга Н.:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!
2020-09-11 17:57:40, Гость_:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика