Что делать, если членов ТЧСЖ агитируют закрывать товарищества и заключать договоры с управляющими компаниями? Прежде всего обсудить вопрос на общем собрании. В республике достаточно УК, которые профессионально обслуживают жилфонд, и жители довольны их работой. Если это делается против воли членов ТЧСЖ и с нарушением законодательства? Об этом мы подробно рассказали в тематическом выпуске «Нормы» N 8 от 25.02.2020 г. Помимо регламента действий, важно, какие нормативно-правовые акты использовать как инструмент защиты при нарушении права выбора способа управления. На что опираться при подготовке заявлений, обращений, жалоб?
1. Закон РУз «Об управлении многоквартирными домами» (вступает в действие с 1 августа 2020 года):
Способ управления многоквартирным домом определяется общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (МКД).
Управление МКД может осуществляться:
непосредственно собственниками помещений;
юридическим лицом – управляющей организацией или физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) – управляющим на основании договора;
товариществом собственников жилья – некоммерческой организацией, объединяющей собственников жилых и нежилых помещений в одном или нескольких компактно расположенных многоквартирных домах (ст. 8).
Общее собрание собственников помещений в том числе:
определяет способ управления многоквартирным домом;
принимает решение о заключении договора с юридическим или физическим лицом на управление, обслуживание и ремонт общего имущества на конкурсной основе;
осуществляет контроль за деятельностью органов управления многоквартирными домами;
устанавливает порядок отчетности органов управления многоквартирными домами (ст. 21).
2. Гражданский кодекс РУз:
Право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили. Право собственности бессрочно (ст. 164).
Собственность неприкосновенна и охраняется законом.
Неприкосновенность собственности заключается в воздержании от нарушения прав собственности всеми субъектами, противостоящими собственнику (ст. 166).
3. Закон РУз «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»:
Во взаимоотношениях собственника с государственными органами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права частной собственности, толкуются в пользу собственника (ст. 7).
4. Уголовный кодекс РУз
Причинение должностным лицом или служащим контролирующего, правоохранительного и иного государственного органа и государственной организации ущерба частным собственникам путем нарушения их прав, то есть незаконное ограничение и (или) лишение права собственности, посягательство на частную собственность, навязывание собственнику заведомо неприемлемых условий, включая необоснованное требование передачи имущества или имущественных прав, а также изъятие собственности либо понуждение его на отказ от права на собственное имущество при отсутствии признаков хищения, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, –
наказывается штрафом от 200 до 300 базовых расчетных величин или лишением определенного права до 3 лет либо обязательными общественными работами от 300 до 360 часов или исправительными работами до 3 лет либо лишением свободы до трех лет.
Те же действия, совершенные:
а) с причинением крупного ущерба;
б) по предварительному сговору группой лиц, –
наказываются штрафом от 300 до 500 БРВ или ограничением свободы от 3 до 5 лет либо лишением свободы от 3 до 5 лет с лишением определенного права.
Те же действия, совершенные:
а) с причинением особо крупного ущерба;
б) в интересах организованной группы, –
наказываются штрафом от 500 до 600 БРВ или лишением свободы от 5 до 7 лет с лишением определенного права (ст. 192-1).
Превышение власти или должностных полномочий должностным лицом, то есть умышленное совершение должностным лицом государственного органа, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан действий, выходящих за пределы полномочий, предоставленных ему законом, причинившее крупный ущерб либо существенный вред правам или охраняемым законом интересам граждан либо государственным или общественным интересам, –
наказывается штрафом от 150 до 300 БРВ или лишением определенного права до 5 лет или обязательными общественными работами до 360 часов либо исправительными работами до 3 лет или ограничением свободы от 1 года до 2 лет или лишением свободы до 3 лет.
То же действие, совершенное:
а) с причинением особо крупного ущерба;
б) в интересах организованной группы, –
наказывается штрафом от 300 до 600 БРВ или ограничением свободы от 2 до 5 лет либо лишением свободы до 5 лет с лишением определенного права (ст. 206).
5. Кодекс РУз «Об административном судопроизводстве»:
Глава XXIII предусматривает рассмотрение исков по обжалованию решений, действий (бездействия) административных органов и органов самоуправления граждан, их должностных лиц.
6. Закон РУз «О защите прав потребителей»:
Потребители имеют право в том числе на получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце), свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги) (ст. 4).
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.