Многим известно, что в современное время – время высоких технологий – мобильный радиотелефон используется не только для связи, но и для получения информационно-справочных, развлекательных и иных услуг (sms-услуги или контент-услуги). Заказ мелодий, картинок, анекдотов, игр, тестов, гороскопов и т.п. производится направлением абонентом sms-сообщения на определенный номер.
Нужен нормативный акт
Статьей 22 Закона «О телекоммуникациях» установлено, что операторы и провайдеры обязаны осуществлять деятельность в сфере телекоммуникаций в соответствии с условиями лицензии и установленными правилами. Тем не менее предоставление массово распространенных контент-услуг все еще не имеет специального правового регулирования. Следствием этого являются нескончаемые дискуссии не только по уплате налогов, но и по правовой квалификации отношений между контент-провайдером и абонентом, сотовым оператором и абонентом, контент-провайдером и оператором1.
Урегулировать эти отношения может только принятие отдельного нормативно-правового акта. Он, кроме прочего, должен предусматривать порядок предоставления контент-провайдером абонентам сотовой связи подписки на контент, которая будет являться публичной офертой.
Многие могут спросить: «А зачем? Ведь у нас в республике всего десяток контент-провайдеров, и стоит ли разрабатывать и утверждать для них спецправила?». Однако контент-провайдеров может быть и десяток, но в стране число их абонентов, получающих контент-услуги, давно уже обозначается миллионной цифрой. И они должны знать правила предоставления этих услуг, свои права и способы защиты интересов.
В предлагаемом нормативном акте обязательно должна быть установлена ответственность контент-провайдера, сотового оператора. И не только за качество предоставляемых контент-услуг, но и за распространение информации, запрещенной в республике или негативно действующей на психику человека.
Такой документ мог бы внести определенность в порядок исчисления и уплаты налогов контент-провайдерами и сотовыми операторами. Сегодня на вопросы их деятельности отвечают госорганы. Так, Государственный налоговый комитет на запрос о том, что является объектом налогообложения у контент-провайдера – плательщика ЕНП и по какой ставке он обязан его уплачивать с доходов от оказания услуг абонентам сотовой связи, ответил следующее: «Если договор, заключенный между контент-провайдером и сотовым оператором по предоставлению абонентам контент-услуги, является комиссионным и контент-провайдер оказывает посреднические услуги, то согласно пункту 5 приложения №10-1 к постановлению Президента от 22.12.2015 г. №ПП-2455 предприятия, оказывающие посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг, уплачивают ЕНП по ставке 33%».
Кто посредник?
Получив такой ответ или зная о нем, некоторые контент-провайдеры поспешили получить заключения адвокатов по договору, заключенному ими с сотовыми операторами на предмет, является ли он договором комиссии или нет. Адвокаты, проанализировав условия представленных им договоров и указав на то, что все посреднические договоры имеют одинаковый субъектный состав, отметили:
лицо, совершающее определенные действия, является поверенным (комиссионером, агентом), одним словом – посредником;
лицо, которое прибегает к помощи посредника, выступает в качестве доверителя (комитента, принципала);
в посреднических договорах конечным бенефициаром действий посредника является доверитель (комитент, принципал). В его интересах и за его счет совершаются действия посредника;
в договорах возмездного оказания услуг исполнитель совершает сделку от своего имени, в своих интересах и за свой счет;
каждый из проанализированных договоров заключен контент-провайдером от своего имени; предусмотренные ими услуги предоставляются им самим с использованием принадлежащих ему ресурсов (аппаратно-программного комплекса или объекта интеллектуальной собственности, право пользования которыми должным образом приобретено);
в анализируемых договорах отсутствуют какие-либо признаки, свидетельствующие о том, что контент-провайдер заключил сделку и действует не в своих интересах, а в интересах доверителя, комитента, принципала или иного третьего лица, то есть является посредником.
По результатам анализа адвокаты пришли к выводу, что договоры, заключенные между контент-провайдером и сотовым оператором, по своей сути и характеру являются договорами возмездного оказания услуг и не могут быть отнесены к посредническим договорам. А контент-провайдер не может рассматриваться в качестве посредника.
Получив такие заключения, многие контент-провайдеры успокоились, посчитав, что объектом налогообложения для них является не вся сумма, уплаченная абонентом за полученный контент, а только ее часть, перечисляемая ему оператором.
И мы считаем, что при оказании контент-услуг абонентам через сети сотовых компаний контент-провайдер не является посредником. Однако, по-нашему мнению, заключенный им договор, предметом которого является предоставление услуг абонентам сотовой связи, не является договором возмездного оказания услуг. Ведь сразу возникают вопросы: какую услугу и для себя ли заказывает сотовый оператор у провайдера? Если провайдер исполняет заказ оператора, то почему тогда в договоре участвует абонент? Например, провайдер проводит викторину с призовым фондом. Кому она предназначена: оператору или его абонентам?
Два вида услуг
Представим, что в договоре стороны обозначены не «Исполнитель» и «Заказчик», а «Сторона 1» и «Сторона 2» или «Провайдер» и «Оператор». Из такого договора более ясно, кто есть кто и какая роль отводится абоненту сотовой связи.
Почему же договор, заключенный между контент-провайдером и сотовым оператором, не является договором возмездного оказания услуг?
Вспомним, что контент – это медиаэлементы и информация (картинки, музыкальные файлы, тексты (sms, wap-страницы и т.п.), сведения о местоположении, видеоролики, видеопоток, речевые сообщения.
Если контент-потребитель получает информацию, то с философской точки зрения таковой является нематериальная (логическая, абстрактная) форма движения, которая генерируется мозгом в виде понятий, категорий, представлений. Она материализуется в конкретные сведения: цифры, буквы, символы, знаки, которые передают смыслы (понятия), ибо нематериальная форма движения по-другому не может проявиться. То есть контент-провайдеры, перерабатывая музыкальные произведения, тексты, создают контенты, которые приобретают материальную (вещественную) форму. Она позволяет их использовать на мобильных телефонах, размещать адаптированные произведения на файловых серверах и пересылать их либо предоставлять к ним доступ в ответ на запрос от конкретного абонента.
В настоящее время по договору между контент-провайдером и сотовым оператором абоненты получают услуги 2 видов.
Первый вид услуг. При их предоставлении информация не заливается (не передается) на мобильные девайсы/телефоны абонентов. Примером тому служит услуга «Good’Ok», которая заменяет обычные сигналы (гудки) входящих вызовов на мелодии или шутки (фразы), которые будут звучать в телефонной трубке вызывающего абонента. По его запросу контент-провайдер заливает заказанный сигнал на оборудование сотового оператора и в течение определенного времени сотовый оператор оказывает услугу абоненту – во время его вызова вместо обычных монотонных сигналов проигрывается запрошенная мелодия (фраза). Звонящий абоненту слышит в трубке выбранный сигнал, однако сам не может его использовать.
Другими словами, услуга передается по сетям связи в виде электромагнитных импульсов и приобретает материальную форму при заливке контент-провайдером на оборудование оператора заказанной абонентом мелодии (фразы). При этом передача материального объекта с воспроизведенной копией сигнала абоненту не осуществляется.
Поэтому мы считаем, что неуместно (неправильно) считать заключенный договор между контент-провайдером и сотовым оператором на оказание услуги «Good’Ok» договором возмездного оказания услуг. В этом случае им необходимо подписать лицензионный договор (ст.1036 Гражданского кодекса). По нему провайдер как сторона, обладающая исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар), предоставляет другой стороне – оператору (лицензиату) разрешение использовать этот объект. А для сотового оператора и абонента необходим договор на оказание услуги «Good’Ok».
Второй вид услуг. При их предоставлении информация, например, сообщение о прогнозе погоды, гороскоп и т.д., заливается (передается) на мобильные девайсы/телефоны абонентов. В этом случае:
1) на серверном оборудовании контент-провайдера наполняется (заливается) контент (информация о прогнозе погоды, гороскопе и т.д.) согласно перечню услуг;
2) абонент отправляет определенную команду (набор цифр) на короткий номер контент-провайдера, тем самым подписываясь (совершая акцепт) на ту или иную услугу;
3) ежедневно в определенное время с серверного оборудования контент-провайдера абоненту отправляется sms-сообщение с прогнозом погоды, гороскопом и т.д.
При предоставлении таких услуг сотовый оператор, являясь посредником, обеспечивает контент-провайдеру услуги связи по доставке контентa абонентам. В этом случае оператор предоставляет контент-провайдеру номера (короткие, как правило, 4-значные), на которые абоненты сотовой связи могут направлять sms-сообщения (запросы на sms-услуги).
Из этого следует, что контент-провайдер обязуется выполнять свое обязательство (оказать sms-услуги) не оператору, а его абонентам, которые имеют право требовать его исполнения путем направления sms-запросов на услугу, после чего информация заливается (передается) на мобильные девайсы/телефоны абонентов через сети оператора. Следовательно, договор, по которому контент-провайдер реализует принадлежащий ему контент абонентам через оператора, является договором комиссии. По нему провайдер является поставщиком контента, а оператор – посредником, обеспечивающим его доставку абонентам.
Юристы против
Некоторые юристы считают, что скачивание картинки, мелодии или информации в мобильный телефон является разновидностью договора купли-продажи. То есть одна сторона предлагает для продажи определенный товар (картинки, музыкальные файлы, текстовую информацию), а другая, покупая его, обязана уплатить за него установленную цену.
Мы считаем, что передача контента (продукта деятельности провайдера) абоненту или сотовому оператору не является куплей-продажей. Контент-провайдер передает права его использования, за что и получает определенную плату.
А как с налогами?
Допустим, что контент-провайдер является плательщиком ЕНП.
При предоставлении им абонентам первого вида услуг, когда информация (контент) не заливается (не передается) на их мобильные девайсы/телефоны, а принадлежит правообладателям, видится целесообразным следующий порядок налогообложения. Напомним, что провайдер и оператор заключают лицензионный договор, по которому первый передает второму правообладание на контент за определенную плату. Она может быть фиксированной или составлять какой-то процент от стоимости услуг, оказываемых оператором абонентам. Эта плата является объектом налогообложения у контент-провайдера по ставке, установленной для предприятий сферы услуг (в 2016 году она равна 5%)2. В договоре между ними устанавливается стоимость оказываемой оператором абонентам услуги «Good’Ok», с которой определяется вознаграждение правообладателя – контент-провайдера.
Объектом налогообложения у сотовых компаний является сумма, поступившая от абонента за услугу. Поскольку они являются плательщиками общеустановленных налогов, то и услуги им следует реализовать с учетом НДС.
При оказании второго вида услуг, когда информация (контент) заливается (передается) на мобильные девайсы/телефоны абонента, видится следующий порядок налогообложения.
Как известно, провайдер не может самостоятельно оказывать контент-услуги абонентам сотовой связи, поэтому заключается договор комиссии между контент-провайдером и сотовым оператором, по которому оператор выступает посредником. Для провайдера объектом налогообложения является уплаченная абонентом выручка от реализации контент-услуг. Отметим, что реализация контент-услуг абонентам должна производиться без учета НДС3, так как провайдер не является плательщиком НДС4.
При этом, по-нашему мнению, вся сумма, поступившая оператору от абонента за контент-услугу, является собственностью контент-провайдера, за что контент-провайдер несет ответственность. Следовательно, она для него и является валовой выручкой (выручкой от реализации услуги) (п.1 ч.2 ст.355 НК), налогооблагаемой базой (ч.1 ст.356 НК) и облагается по ставке 5%.
Для сотового оператора выручкой от реализации является выплачиваемое контент-провайдером комиссионное вознаграждение в размере, определенном договором, которое облагается общеустановленными налогами.
Делаем вывод. Не только контент-провайдерам, но и сотовым компаниям следует привести деятельность по предоставлению контент-услуг в соответствие с нормами действующего законодательства, а также произвести корректировку выручки от релизации данных услуг и перерасчеты по налогам.
Шарофиддин РУЗМЕТОВ,
директор ТГО РИКЦ при ГНК.
Камал МУЗАФФАРОВ,
эксперт «Norma Online».
Р.S. Эта статья о налогообложении в сфере сотовой связи актуальна не только для налогоплательщиков – контент-провайдеров и операторов. Ведь налоги ложатся на цены, в которые обходится пользование даже примитивнейшим мобильником.
Некоторые позиции авторов можно считать спорными. Иначе и быть не может. Поскольку для однозначной оценки рассматриваемых в статье ситуаций проработанной нормативной базы нет. А вот практика налогообложения есть.
Так что давайте обсудим. Всех, кого эта тема касается или просто интересует, кому есть, что грамотно и обоснованно возразить авторам либо в чем-то их поддержать, приглашаем участвовать в дискуссии на сайте norma.uz.
1Публикации по этой проблеме см. в «НТВ» №46 от 19.11.2013 г. и №48 от 3.12.2013 г. («Как обложить цифру?»), №51 от 22.12.2015 г. и №52 от 29.12.2015 г. («Посредник или поставщик»).
2См. пункт 1 Ставок единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий (кроме предприятий торговли и общественного питания) (прил. №10-1 к постановлению Президента №ПП-2455).
3Здесь обращаем внимание на пункт 43 Порядка учета и оформления счетов-фактур (прил. №3 к постановлению МФ и ГНК, рег. МЮ №2439 от 22.03.2013г.). Согласно ему комиссионер, являющийся плательщиком НДС, но при этом выставляющий счет-фактуру от своего имени при реализации товаров (работ, услуг) комитента, не являющегося плательщиком НДС, в выставленном счете-фактуре на имя покупателя сумму НДС не указывает и делает надпись «Без НДС».
4В то же время в силу части 4 статьи 354 Налогового кодекса плательщики ЕНП могут уплачивать НДС добровольно, если они осуществляют оборот, облагаемый этим налогом, в соответствии со статьей 199 НК.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОМИТЕТ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
16/2-15022
19.08.2014г.
ООО «ИИИ»
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, рассмотрев электронное письмо №1111 от 7 августа 2014 года, разъясняет следующее.
В соответствии cо статьей 204 Налогового кодекса Республики Узбекистан, при оказании услуг на основании договора комиссии, поручения или иного договора на оказание посреднических услуг в интересах другого лица налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из суммы, подлежащей получению в виде вознаграждения (процента) за оказанные услуги, включающей в себя сумму налога на добавленную стоимость.
Заместитель председателя О.Рустамов
Статью 204 читали, когда писали эту статью?
Спасибо за информацию, очень ценная для нас!
Но хотелось бы уточнить для оператора или Ваше мнение для контент-провайдера эта информация? Еще раз благодарю!
Боюсь, что такие дискуссии приведут к доп расходам на абонента.
На мой взгляд Вы ошибаетесь! Если немного есть понятия по деятельности контент-провайдерам, дискуссия по данной проблеме не навредит и моё мнение защитит интересы абонентов и не только по расходной части.