Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 51 / «За» и «Против»

Посредник или поставщик?

 

«Скачай на мобильник мелодию!» – призывает телереклама. И скачивают – на миллиарды сумов, причем не только рингтоны, видео и звукозаписи, но и картинки, гороскопы, игры и т.п.

Кто на этом зарабатывает? Правообладатели – авторы этого медиа-контента, операторы сотовой связи, контент-провайдеры, рекламные площадки.

В центре рынка неголосовых услуг мобильной связи находится контент-провайдер – организация, предоставляющая информацию абоненту сотовой связи за плату. Она заключает лицензионные договоры с правообладателями и получает право продавать их авторский медиа-контент. Его поставка потребителям идет не напрямую, а через оператора сотовой связи. Да и деньги за медиа-контент списываются со счета номера абонента посредством подключения биллинга сотового оператора – системы обработки платежей. Таким образом, выстраивается следующая цепочка: потребитель платит оператору сотовой связи, тот – контент-провайдеру, последний – обладателю прав на мобильный контент.

Вроде понятная и прозрачная схема взаимодействия. Однако...

На практике не все и не всем одинаково понятно и ясно. Например, какого рода услуги оказывает контент-провайдер? Одни считают, что это, по сути своей, посреднические услуги, другие – услуги телекоммуникаций. «Какое это может иметь значение?» – спросит читатель. Для потребителя контента, конечно, никакого. А вот для контент-провайдеров (а их в Узбекистане более десятка) – огромное. Ведь от того, к какому виду отнесут их деятельность, будут зависеть объект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка. Поэтому рассмотрим подробно аргументы «За» и «Против» признания деятельности контент-провайдеров как ­посреднической.

 

 

«ЗА»: КОНТЕНТ-ПРОВАЙДЕРЫ – ЭТО ПОСРЕДНИКИ

 

Википедия, один из авторитетных источников энциклопедической информации в сети Интернет, дает следующее определение посредничества: «Посреднические услуги – форма предпринимательской деятельности, заключающаяся в способствовании налаживанию связей между производителями и потребителями с тем, чтобы ускорить и облегчить обращение сырья, материалов, продукции, денег, валюты, информации, потребительских товаров».

Деятельность контент-провайдеров полностью подпадает под это определение. Как правило, они не создают собственного медиа-контента. Они берут его из сети Интернет или покупают права у правообладателей и перепродают потребителям – абонентам сотовой связи. Так как собственного контента они не производят, следовательно, являются информационными посредниками. Ведь их деятельность состоит в обеспечении движения контента от производителя к потребителю, что и является посредническими услугами.

Вывод об определении услуг контент-провайдеров как посреднических напрашивается и при анализе до­говоров между ними и сотовыми операторами. В соответствии с ними контент-провайдеры являются посредниками между операторами сотовой связи и абонентами. Услуги в этих договорах предоставляются не потребителю, а сотовому оператору, который и оказывает телекоммуникационные услуги абоненту. То есть контент-провайдер не имеет возможности самостоятельно оказывать услуги по предоставлению контента. Соответственно, потребитель-абонент платит деньги именно тому, кто оказывает телекоммуникационные услуги, – сотовому оператору. А роль контент-провайдера сводится к посредничеству, оплачиваемому сотовым оператором из средств потребителя.

Несмотря на то что договор внешне не имеет формы договора посредничества (комиссии, поручения, агентства), по своему содержанию он является посредническим.

При посреднических договорах налоговой базой являются доходы посредника от оказанных им посреднических услуг. Например, сотовый оператор снял со счета абонента за пользование контентом 10 000 сумов, из которых 4 000 заплатил контент-провайдеру. Вот эти 4 000 сумов и образуют налоговую базу обложения единым налоговым платежом (если контент-провайдер является плательщиком ЕНП), ставка которого при посреднических услугах составляет 33%*.

 

М.ПАРПИЕВ,

эксперт.

 


*Пункт 9 приложения N 10-1 к Постановлению Президента от 4.12.2014 г. N ПП-2270.

 

 

«ПРОТИВ»: КОНТЕНТ-ПРОВАЙДЕРЫ – ПОСТАВЩИКИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

 

Рассмотрим подробнее правовые условия и процедуры оказания услуг контент-провайдера.

1. Он обязан получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации и оказанию услуг телекоммуникаций (пункт 7 Положения о лицензировании деятельности в сфере телекоммуникаций, утвержденного Постановлением КМ от 22.11.2000 г. N 458). Таким образом, законодательство рассматривает деятельность контент-провайдеров не как посредническую, а как телекоммуникационную.

2. Контент-провайдер должен иметь (в собственности или на условиях аренды) аппаратно-программный комплекс (оборудование и ПО). Он используется для технического обеспечения оказания услуг, предоставляя доступ абонентов к контенту в реальном режиме времени посредством канала передачи данных. Это условие также является еще одним доказательством того, что оказываемые услуги контент-провайдера являются техническими телекоммуникационными, а не посредническими.

3. Сотовый оператор заключает с контент-провайдером договор о выделении ему сервисного номера и предоставлении технической поддержки в качестве реализации мероприятий по техническому обеспечению контент-провайдера при предоставлении абонентам телекоммуникационных услуг.

4. В случае использования контент-провайдером чужой интеллектуальной собственности он обязан заключить соответствующее соглашение с правообладателями на предоставляемый контент. В нем устанавливается размер выплачиваемого контент-провайдером вознаграждения правообладателю – так называемые роялти. Проще говоря, контент-провайдер покупает у собственника права на распространение его контента треть­им лицам.

Этот договор, по своей сути, является договором по использованию объектов интеллектуальной собственности и никак не подходит под определения посреднических договоров, предусмотренные Гражданским кодексом (главы 46, 48 и др.).

Как происходит оказание услуг контент-провайдером? Абонент звонит на сервисный номер, выделенный для этих целей сотовым оператором контент-провайдеру. Оборудование сотового оператора по его запросу подключается к аппаратно-программному комплексу контент-провайдера, который на его основе формирует заказанные абонентом контент или услугу.

Теперь рассмотрим основные элементы налогообложения – налогооблагаемую базу и налоговые ставки. Стоимость услуги по предоставлению контента устанавливает контент-провайдер. Он же принимает запросы абонентов и, соответственно, несет ответственность за предоставление качественных телекоммуникационных услуг. Поэтому, как это и определено в Налоговом кодексе (статья 356), налогооблагаемой базой является выручка от реализации услуг контент-провайдера, оплаченная абонентом-потребителем. Например, услуга стоит 10 000 сумов, которые абонент уплачивает на счет оператора, а тот передает контент-провайдеру 6 000 сумов, оставляя у себя стоимость своей предоставленной контент-провайдеру услуги. В этом случае контент-провайдер в качестве выручки в бухгалтерском учете отражает всю сумму реализации абоненту – 10 000 сумов, которая и является налогооблагаемой базой по ЕНП (при упрощенной системе налогообложения). Ставка налога в этом случае – 6% в 2015 году.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • контент-провайдер не заключает договоры комиссии или поручения ни с сотовым оператором, ни с правообладателями контента. У него есть оборудование для оказания услуг на основе лицензии на телекоммуникационную деятельность;
  • все расходы, связанные с предоставлением контента абонентам, несет сама компания-провайдер, они не возмещаются ни сотовым оператором, ни правообладателями контента, как это было бы принято по договору комиссии;
  • выручка, полученная от абонентов сотовой сети, воспользовавшихся услугами контент-провайдера через выделенный оператором сервисный номер, образует его налогооблагаемую базу;
  • вся выручка контент-провайдера облагается ЕНП (для плательщиков по упрощенной системе налогообложения) по ставке, установленной для предприятий сферы услуг.

 

В заключение следует отметить, что контент-провайдеры во избежание рисков, связанных с налогообложением, должны ответственно относиться к отражению выручки, расходов, прав на использование контента, собственного контента в бухгалтерском учете. Значительное внимание необходимо уделять договорам, заключаемым с правообладателями и сотовым оператором, и исходя из их условий точно определять содержание бухгалтерских операций.

 

Г.ИСЛАМОВА,

председатель правления АО ООО «Baker Tilly Tashkent».

Прочитано: 4056 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика