Президент и Правительство Республики Узбекистан особое внимание уделяют развитию современных информационно-коммуникационных технологий. В числе основных задач – расширение перечня и улучшение качества интерактивных услуг, предоставляемых госорганами субъектам предпринимательства и населению, обеспечение широкого доступа к соответствующим информационным ресурсам, в том числе в сельской местности.
В их решении главную роль играет бесперебойность работы телекоммуникационной сети, которая обеспечивает доступ к информации пользователей независимо от их территориального расположения, а также дает возможность оперативно перемещать большие массивы информации на любые расстояния, что позволяет своевременно получать данные для принятия решения.
При решении поставленных перед ними задач у провайдеров услуг телекоммуникаций возникают вопросы по исчислению объекта налогообложения и ставки налога, применяемой к доходам, полученным от их деятельности.
Чтобы на них ответить, следует ознакомиться с деятельностью по оказанию услуг телекоммуникаций. В настоящее время их предоставляют так называемые интернет- и контент-провайдеры.
Для осуществления своей деятельности те и другие обязаны иметь лицензию на эксплуатацию и оказание услуг сетей телекоммуникаций.
Контент (от английского content – содержание) – это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса. Контент-провайдеры в основном используют одну из его разновидностей – так называемый мобильный (цифровой) контент, который адресован владельцам мобильных устройств. Контент-провайдеры предоставляют его в виде мобильных мелодий, картинок, Java-игр, тем, рингтонов, видеозвонков, других цифровых файлов, которые можно загружать в мобильные устройства с помощью беспроводной связи. Контент-провайдер не всегда занимается созданием контента, он владеет правами на использование уже готового на основании договоров, заключенных с правообладателями.
Для предоставления интерактивных госуслуг часто используется различный SMS-сервис (например, через SMS-текстовые файлы сообщаются сроки уплаты налогов и наличие задолженности по ним и другая информация).
Согласно статье 6 Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (от 6.05.1994 г. N 1060-XII, далее – Закон) авторство на программу для ЭВМ или базу данных, а также личные и имущественные права автора (авторов) или иного правообладателя определяются в соответствии с действующим законодательством. Авторам и иным правообладателям принадлежит также исключительное право осуществлять и(или) разрешать модификацию программ или базы данных, в том числе их перевод с одного языка программирования на другой.
Согласно статье 7 Закона имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. Он заключается в письменной форме и устанавливает следующие обязательные условия: объем и способы использования программы или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.
Договор между контент-провайдером (лицензиатом) и автором контента (лицензиаром), как видно из нормы статьи 7 Закона, не подпадает под условия, установленные статьей 832 Гражданского кодекса (ГК), то есть предметом договора передачи имущественных прав не предусмотрено поручение одной стороны (комитента) и обязательства другой стороны (комиссионера) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Кроме того, выплату вознаграждения по такому договору производит контент-провайдер (лицензиат). Поэтому договор между контент-провайдером (лицензиатом) и автором контента (лицензиаром) не является договором комиссии. Он не может быть и посредническим, так как контент-провайдер по условиям договора является лицензиатом, а не посредником.
Согласно статье 1036 ГК договор между лицензиаром и лицензиатом является лицензионным договором, согласно которому правообладатель (лицензиар) дает разрешение на использование охраняемого объекта интеллектуальной собственности или средства индивидуализации в предусмотренном договором объеме другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить правообладателю (лицензиару) обусловленные договором платежи и(или) осуществлять другие действия, предусмотренные лицензионным соглашением (договором).
Получив право пользоваться контентом и заключив договор с оператором сотовой компании, контент-провайдер оказывает на коммерческой основе услуги телекоммуникаций (загрузка контента в мобильные устройства с помощью беспроводной связи) через сети операторов. При передаче данных он использует собственные технологические платформы для оказания услуг абонентам.
Валовая выручка, поступающая контент-провайдеру от оператора сотовой связи, является объектом обложения единым налоговым платежом. А так как данная деятельность в соответствии с законодательством не является посреднической, следовательно, выручка от оказания услуг телекоммуникаций облагается по ставке 6%.
Оператор телекоммуникаций – юридическое лицо, владеющее сетью телекоммуникаций на праве собственности или других вещных правах, обеспечивающее ее функционирование, развитие и оказывающее услуги телекоммуникаций.
Провайдер услуг телекоммуникаций – юридическое лицо, оказывающее на коммерческой основе услуги телекоммуникаций пользователям через сети операторов.
Закон «О телекоммуникациях»
от 20.08.1999 г. N 822-I, статья 2.
Интернет-провайдер – поставщик интернет-услуг, организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги.
Контент-провайдер – компания, осуществляющая сбор и предоставление информации клиентам и организациям.
Лицензиат – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление конкретного вида деятельности или использование объекта интеллектуальной собственности (в нашем случае – контента).
Лицензиар – физическое или юридическое лицо, правообладатель объекта интеллектуальной собственности, передающий другому лицу (лицензиату) права на коммерческое использование изобретения за определенное вознаграждение.
P.S. Хотелось бы отметить, что интернет-провайдеры в своей деятельности также используют контент – тексты, графику, мультимедиа и иную информацию – для наполнения сайта.
Интернет-контент – один из ключевых моментов создания сайта, который при грамотном подходе может стать мощным оптимизаторским и рекламным инструментом. Но об этом мы расскажем в следующей статье.
Шарофиддин РУЗМЕТОВ,
наш эксперт.