Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 14 / Актуально!

О налогах-2014 думаем сегодня

 

3 апреля Торгово-промышленная палата Узбекистана провела заседание «круглого стола». В обсуждении его темы участвовали представители Министерства финансов, Палаты налоговых консультантов, ассоциации «Хунарманд», предпринимательских структур, средств массовой информации Ташкента. Видеоконференцсвязь расширила их круг, присоединив к участникам деловых людей из Каракалпакстана, Ферганы, Бухары, Намангана, Андижана и Сырдарьинской области. Столь широкий интерес понятен. Речь шла о выработке концепции налоговой политики нашей страны на следующий год.


Открывая заседание, председатель ТПП А.Шайхов сразу определил рамки обсуждения – они продиктованы задачами реализации стратегии создания режима полного благоприятствования малому и частному бизнесу, направленной на создание в стране стимулирующей деловой среды, либерализацию, упрощение, удешевление условий ведения бизнеса, повышение благосостояния и занятости населения.

Большую роль в решении этих задач играет налоговая политика. В Узбекистане уже много лет осуществляется курс на снижение налогового бремени  налогоплательщиков. Он будет продолжен и в следующем – 2014 году.

Заместитель министра финансов М.Мирзаев призвал участников «круглого стола» вносить конструктивные предложения по совершенствованию налоговой системы с целью ее дальнейшей либерализации и создания благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Выработанные по результатам обсуждения рациональные предложения будут предложены Министерству финансов и другим компетентным государственным структурам для их возможного учета при разработке концепции налоговой политики на 2014 год.

Почему поддержки требует прежде всего эта сфера экономики, понятно. Ведь на начало текущего года в малом и частном бизнесе было занято более 75% трудоспособного населения Узбекистана. В прошлом году этим сектором произведено 54,6% ВВП страны.

 

ТОН РАЗГОВОРУ за «круглым столом» задала дискуссия по вопросу налогообложения вновь открывшихся малых предприятий, микрофирм, семейных предприятий. Согласно действующему законодательству они обязаны платить налоги сразу же после регистрации в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО).

Начало любого бизнеса предполагает несение затрат, а получение доходов – это дело будущего. А бизнес, еще не начав функционировать, уже должен платить налоги. Индивидуальные предприниматели к тому же расплачиваются с бюджетом авансом – до начала месяца, не имея представления, будут ли они в нем работать и иметь прибыль. Все эти трудности на старте не только тормозят становление бизнеса, но и отпугивают многих потенциальных предпринимателей.

Чтобы решить эту проблему, участники обсуждения предложили предоставить начинающим свое дело налоговые каникулы – отсрочить уплату налогов и обязательных платежей на срок до 6 месяцев. За этот срок фирма сможет начать свою деятельность, встать на ноги и платить налоги без особого напряга.

 

НЕМАЛОВАЖНЫЙ вопрос – наличие минимального размера единого налогового платежа. Сегодня он равен трехкратной сумме земельного налога с участка, на котором расположено предприятие. Некоторые микрофирмы и малые предприятия получают прибыль, не превышающую сумму налоговых и обязательных взысканий. Естественно, они закрываются или «уходят в тень». При обсуждении было внесено несколько предложений для решения этой проблемы.

Например, для плательщиков ЕНП, владеющих земельными участками, предусмотреть вместо установления «базы» уплату земельного налога.

Однако отказаться от минимального размера единого налогового платежа нельзя. Он является эффективным средством борьбы с сокрытием доходов от налогообложения – явлением, увы, пока еще распространенным. Поэтому для решения данного вопроса было предложено ввести вмененный налог, который рассчитывается с площади, занимаемой торговым или сервисным предприятием. Несмотря на то, что он также привязан к площади, но не все пространство может быть, скажем, торговым помещением. Поэтому если разработать грамотную методику расчета этого налога, то он может стать хорошей альтернативой действующему сейчас минимальному размеру ЕНП.

За «круглым столом» прозвучало интересное предложение. Не секрет, что практически все налоговые проверки выявляют нарушения в финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей. Тому есть два объяснения.

Во-первых, контролирующие органы нацелены на поиск правонарушений. Поэтому проверяющие не всегда толкуют требования законодательства в пользу налогоплательщика.

Во-вторых, далеко не все малые и частные предприятия могут позволить себе грамотного, а значит, высокооплачиваемого бухгалтера, хорошо ориентирующегося в налоговом законодательстве и его изменениях. А недостаточно компетентные специалисты допускают ошибки, влекущие ответственность предпринимателей.

Минимизации этих явлений будет способствовать расширение практики обращений к услугам членов Палаты налоговых консультантов. Среди них много высокопрофессиональных специалистов, имеющих немалый опыт работы в бухгалтерии, налоговых органах. По договору с хозяйствующим субъектом они могли бы рассчитывать налоговые и обязательные платежи, сдавать финансовую, налоговую и статистическую отчетности. Задача предпринимателя – вовремя рассчитываться с бюджетом на основании расчетов, сделанных налоговым консультантом. А он в свою очередь будет защищать интересы налогоплательщиков в ходе проверок их финансово-хозяйственной деятельности и нести ответственность за недоплату налогов, если она будет выявлена при проверке. Такая практика широко применяется во многих странах. Она позволяет микро- и малому бизнесу избежать ошибок налогообложения и спокойно заниматься своим основным делом – торговать, обслуживать, производить.

 

В РАМКАХ «круглого стола» специалисты и предприниматели обсудили вопросы уплаты единого социального платежа предприятиями общепита. Сегодня за основу расчета численности их сотрудников берется количество обслуживаемых столов. Однако это величина непостоянная. Участники обсуждения предложили рассчитывать ЕСП и минимальную численность сотрудников исходя из площади помещения. Это решение позволит объективно определять базу обложения предприятия общепита социальными платежами и упростит их расчет.

 

БОЛЬШОЙ интерес у участников обсуждения вызвала тема, предложенная членами профессионального объединения «Хунарманд»*. Казалось бы, ремесленники имеют очень выгодные условия хозяйствования. Им достаточно заплатить годовой взнос, равный 5 минимальным размерам заработной платы в год, и никаких тебе налоговых обязательств. Вот разве только обязательные отчисления в Пенсионный фонд, равные одной «минималке» – на сегодня это более 79 тысяч сумов. Но, скажем, для вышивальщицы, которая неделю вышивает наволочку стоимостью в 50 тысяч сумов, это тоже немалая сумма, потому что за месяц она может выпустить максимум 4–6 таких изделий. Кроме того, чтобы их продавать, ей надо поставить у себя дома контрольно-кассовую машину (ККМ), которая также стоит денег. Насколько целесообразно ремесленнику оформлять свою деятельность, если он получает небольшой доход от своей продукции? При соблюдении всех требований умелец должен отдать примерно половину своей выручки. Конечно, это продиктовано требованиями пенсионного обеспечения старости той же швеи. Но это вопросы отдаленной перспективы. А сегодня для нее могут быть более актуальны заботы воспитания и обучения детей, другие насущные расходы.

В связи с этим было высказано предложение сделать для членов ассоциации «Хунарманд» взнос в Пенсионный фонд добровольным. Если они производят отчисления в него – им идет трудовой стаж, при их отсутствии – его течение прекращается. Предлагалось также разрешить создателям штучных изделий продавать их дома без ККМ, на выставках и ярмарках. Участники обсуждения предлагали разрешить продажу со стендов, а уплату налогов с проведения таких мероприятий возложить на организаторов. Такой рациональный подход позволит ремесленникам активнее включиться в предпринимательство.

Оживленное обсуждение участников «круглого стола» вызвало и предложение по совершенствованию статьи 11 Налогового кодекса «Презумпция правоты налогоплательщика». На практике этот важный принцип не работает, в частности, и из-за отсутствия конкретизирующего раскрытия понятия и механизма выявления необходимых противоречий и неясностей. Совершенствование налогового законодательства в этом направлении – важное условие обеспечения защиты интересов налогоплательщиков.

Участники «круглого стола» за три часа обсудили далеко не все вопросы и предложения по совершенствованию налоговой политики. А потому организаторы дискуссии предложили ее продолжить в ближайшем будущем.

 

Ольга КИРЬЯКОВА,

наш корр.

Прочитано: 3975 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2013-04-12 16:15:18, Гость_Ольга А.:
Здравствуйте!
Прочитала материал "О налогах-2014 думаем сегодня" и хочу поделиться своим мнением.
Нельзя не согласиться, что очень много сделано в области сокращения форм отчетности и, вообще, работа бухгалтера на сегодня, благодаря возможности сдачи отчетов в электронном виде очень облегчена, но у меня вопрос: почему в этом плане ничего не изменилось для частного предпринимателя,без образования юридического лица. Периодичность сдачи отчетов у них, как и прежде, ежемесячная, количество отчетов также без изменения. И возможности отчитываться по электронной почте у них нет.
Почему такая не справедливость?! Или меньше всех нуждаются в этом. Ведь частный предприниматель все вынужден делать сам: и за товаром ездить и продавать его и отчеты делать и убирать и еще многое другое.
Тема данного круглого стола: "задачи реализации стратегии создания режима полного благоприятствования малому и частному бизнесу". Прошу обратить внимание на слове "частному" Не вижу ни одного решения в данном вопросе. И еще одно меня удивляет: все прекрасно понимают, что ни в торговле, ни в общепите, ни в сфере услуг , частный предприниматель не работает один. Почему ему нельзя разрешить принимать на работу помошников по трудовому соглашению? От этого выиграли бы буквально все. Государство: получали бы налоги и взносы в пенсионный фонд, работники, т.к. у них шел бы трудовой стаж и, значит, в дальнейшем - пенсия.  
Буду рада, если мое мнение кого-то заинтересует и в этом вопросе будет положительный сдвиг.
С уважением Ольга

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика