Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 11 / Отдел кадров

Не отдавай карту в чужие руки

За обедом в ресторане я расплатился по пластиковой карте, передав ее официанту и назвав пин-код. Чек мне выдали в соответствии с суммой счета. На следующий день, расплачиваясь в магазине, я обнаружил, что моя карта заблокирована. После этого мне пришлось тратить время и деньги на поездку в банк и ее разблокирование. Можно ли принять какие-нибудь меры в отношении торговой точки, из-за которой у меня заблокировалась карточка? Существует ли какой-нибудь порядок, предотвращающий блокировку карточек?

 

Равиль.


– Да, действительно, согласно Постановлению Президента «О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» (от 19.04.2010 г. N ПП-1325), каждый владелец пластиковой карточки имеет персональный идентификационный номер (пин-код), удостоверяющий право распоряжаться средствами на картсчете. При неправильном его наборе осуществляется автоматическая блокировка пластиковой карточки. Также в ней имеются микрочиповый модуль и четырехступенчатая система шифрования данных, исключающие подделку и несанк­ционированный доступ посторонних лиц.

Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы отметить, что, конечно, в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением1 работники торговли и сферы услуг обязаны знать порядок пользования платежными терминалами. Руководитель объекта торговли и сферы услуг обязан ознакомить с ним сотрудников-продавцов.

Однако в данном случае вы сами нарушили принципы защиты пластиковой карточки. Никогда не отдавайте карточку для оплаты через платежный терминал, если вы не находитесь с ним рядом. Это позволит предотвратить не только блокировку карточки из-за неумелого пользования, но прежде всего нейтрализует риск снятия с нее сумм, превышающих предъявленный вам счет. Отдавая карточку, внимательно следите за действиями продавца, набирающего на клавиатуре терминала сумму оплаты, проверьте ее на мониторе платежного терминала (банкомата) при за­грузке или снятии денежных средств. Это позволит вам убедиться, что с вашей карточкой не совершают никаких мошеннических действий. Желательно, чтобы пин-код на клавиатуре терминала набирали вы сами. Это значительно уменьшит риск блокировки карточки.

В целом хотелось бы отметить, что блокирование карточки является одной из мер защиты от несанкционированного изъятия средств. Сегодня есть много способов мошенничества, связанных с использованием различных технических приспособлений. Так, устанавливаемые на банкоматы скрытые камеры могут фиксировать набираемый индивидуальный пин-код владельца, а накладываемые на прорезь для пластиковой карты в банкомате или платежном терминале аппараты-скриммеры – считывать информацию с микрочипа и т.д. Поэтому необходимо проявлять бдительность, чтобы предотвратить как блокирование карточки, так и несанкционированный доступ к счету для снятия ваших денег и(или) считывания персональных данных.

 

Алексей НИЯЗМЕТОВ, юрист.

 

---------------------------

1Утверждено постановлением правления ЦБ и ГНК, зарегистрированным МЮ 27.07.2009 г. N 1986.

Прочитано: 6322 раз(а)

Комментарии к статье (5)

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.
2013-03-20 11:58:26, Гость_Sh.R.Tashhujaev- “Adolat”SDP):
Браво юрист Алексей Ниязметов!
Наша партия неоднократно поднимала вопрос использования пластиковых платежных средств, но банки и, тем более,  торговые организации  не всегда решают вопросы в пользу их владельцев: в банке по вопросам расблокирования и обновления карт создается волокита, но это же выгодно в первую очередь банку; в магазинах терминал покупателю не дают, а заставляют кричать на весь торговый зал номер пин-кода, а, уж  какие клавиши нажимают - можно лишь догадываться!
Пока банкоматов не так много, нужно пользователей научить различать наличие на них скриммера (по примеру ближнего и дальнего зарубежья видно, что очень большая проблема)!
2013-03-20 12:20:26, Гость_:
ну во первых это как раз таки выгодно банку ибо средства остаются на счету а значит идут проценты, а вот вопрос: "Можно ли принять какие-нибудь меры в отношении торговой точки" остался без ответа...
2013-03-21 11:31:35, Гость_Ахтам Хикматов – адвокат:
Вообще-то лучше было бы и правильнее, если бы покупатели (клиенты) сами набирали пин-код на клавиатуре терминала. И споров бы не было. А то, получается пин-код то есть, а для чего он нужен, если во всех местах его все спрашивают и никакого секрета здесь нет? Но, по-моему,  до этого еще нам далеко.
2013-03-23 16:27:23, Гость_Алексей Ниязметов, юрист:
Спасибо господину Ташхужаеву за столь теплый отзыв. По моему мнению формирование культуры пользования банкоматами лежит не только на плечах государства и предпринимателей, но и потребителей.
Отвечая, же на предыдущий вопрос Гостя, хотелось бы отметить, что можно конечно написать жалобу на хозяйствующий субъект и к предпринимателю примут меры в виде штрафов, но дело в том, что в данном случае САМ потребитель доверил свою карточку и свой личный пин-код продавцу.
2013-04-23 11:10:17, Гость_И.Запарходжаев - «Ижтимоий фикр» ЖФУМ:
Хорошая дискуссия разворачивается.
Но все это должно идти от законопослушания клиента, производителя услуг, имитента карточек.
Каждый из них должен в пределах своей правовой ответственности исполнять предписанное. тогда и проблем не будет.
Между тем, в договорах между банком и клиентом о получении-пользовании пластиковой карточкой второй из них  не всегда оказывается в равных условиях (получается банк для клиента, а не наоборот). Поэтому нужно выбирать удобный и адекватный банк, тогда расблокирование по чьей-либо вине не будет  такой карательной и мучительной процедурой!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика