Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 10 / Финансовый рынок

Закон суров, но это закон

 

В рамках модернизации и перевооружения производства и в целях развития бизнеса наше предприятие предполагает заключить с иностранным контрагентом долгосрочные договоры на оказание различных услуг, включая займы, на срок более года. Кроме того, рассматривается вопрос о введении в деловую практику компании приобретения оборудования с использованием лизинговых операций. Моя коллега из другой фирмы сообщила, что у них были серьезные проблемы из-за несоблюдения требований законодательства по привлечению внешних заимствований. Существуют ли особые условия по регистрации данных операций? Какие из них требуют дополнительных процедур?


Директор компании


ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, операции, связанные с внешними заимствованиями, подлежат дополнительной регист­рации в соответствии со статьей 9 Закона «О внешних заимствованиях» (от 29.08.1996 г. N 263-I). Также регистрации подлежат сделки, связанные с движением капитала (статья 10 Закона «О валютном регулировании»1 от 7.05.1993 г. N 841-XII). Ответственность за регистрацию валютной операции возлагается на резидента – участника договора, а коммерческие банки не вправе оказывать им услуги по не зарегистрированным в установленном порядке валютным операциям. Уполномоченный банк может переводить средства с банковских счетов юридических лиц – резидентов нерезидентам только после регистрации валютной операции в Центральном банке.

 

Под внешними заимствованиями применительно к субъектам предпринимательства – юридическим лицам понимается привлечение резидентом каких-либо активов с обязательством встречного адекватного возмещения, включая платежи за них. Правовой основой внешних заимствований выступают законы «О внешних заимствованиях», «О валютном регулировании», Положение о порядке проведения отдельных валютных операций, связанных с движением капитала2 (далее – Положение), и другие нормативные акты.

 

Особо обращаем внимание, что регистрация валютных операций производится Центробанком до их фактического осуществления, а документы рассматриваются в течение 20 дней с даты представления. Регистрация служит основанием для совершения только указанной в договоре валютной операции. При изменении хотя бы одного из следующих условий договора: суммы, участников, предмета договора, места нахождения резидента – его нужно регистрировать повторно.

 

Общий перечень документов, необходимых для регистрации валютной операции и представляемых в Центральный банк резидентами – юридическими лицами, содержится в пункте 9 Положения. На практике их подают через обслуживающий уполномоченный банк. Положение предусматривает и перечень ситуаций, когда Центральный банк может с высокой степенью вероятности отказать в регистрации валютных операций (пункт 13 Положения).

 

Регистрация при внешних заимствованиях имеет некоторые особенности.

 

Являющиеся ими валютные операции – предусматривающие получение кредитов в форме займов, импорта товаров или услуг, привлечение средств нерезидентов на счета и во вклады (депозиты), лизинговые операции – подлежат регистрации, когда срок внеш­них заимствований превышает 360 дней. В остальных случаях, когда операции связаны с движением капитала, подобного срока не предусмотрено, то есть они подлежат регистрации независимо от продолжительности их осуществления.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ регистрации в Цент­ральном банке, в частности, подлежат:

1) различные долгосрочные договоры, заключаемые предприятиями с иностранными инвестициями с головными иностранными офисами, предусматривающие ряд услуг со стороны иностранных контрагентов (по предоставлению управленческого персонала, регулированию вопросов интеллектуальной собственности, консультированию по широкому спектру вопросов – от подготовки финансовой отчетности по МСФО до сертификации и изучения внешнего рынка, а также ряду иных аналогичных вопросов). Платежи по ним имеют, как правило, характер роялти. Следует учитывать, что регистрации подлежат договоры независимо от их названия (например, «Соглашение об оказании управленческих услуг», «Генеральное лицензионное соглашение» и т.п.), если их срок превышает 360 дней;

2) долгосрочные договоры об услугах или поставках сложного технологического оборудования, его монтаже и наладке, заключаемые на срок свыше 360 дней, в рамках реализации крупных инвестиционных проектов с иностранными инвесторами. Исходя из требований пунктов 17, 31 и 53 Положения банки не вправе оказывать услуги по данным операциям без регистрации и проводить платежи, то есть перевод валютных средств будет незаконным и сделки могут быть признаны недействительными;

3) разделом IV Положения предусмотрена регистрация операций по предоставлению нерезидентам на срок свыше 360 дней кредитов в форме займов, финансирования экспорта товаров или услуг, лизинга, хотя Закон «О внешних заимствованиях» относит к внешним заимствованиям именно привлечение займов, осуществление импорта услуг и товаров. По всей вероятности, разработчики Положения отнесли подобные операции к инвестиционной деятельности, связанной с движением капитала. В противном случае будут нарушены статьи 7, 12, 16 и 43 Закона «О нормативно-правовых актах»3 (от 14.12.2000 г. N 160-II), не допускающие изменений или дополнений в процессе толкования нормативно-правовых актов и противоречия ведомственных актов закону;

4) договоры по операциям, связанным с покупкой недвижимости, и предусматривающие переводы иностранной валюты с банковских счетов резидентов нерезидентам для покупки зданий, сооружений и иной недвижимости за границей, а также сделки по продаже резидентом недвижимости за границей. При этом, согласно Закону «О валютном регулировании», порядок приобретения и продажи недвижимости нерезидентами на территории Республики Узбекистан устанавливается Кабинетом Министров, но до настоящего времени он не принят. Поэтому данные операции осуществляются в общем порядке с регистрацией в органах кадастра без дополнительной регистрации в Центральном банке либо ином уполномоченном органе, что, по существу, позитивно увеличивает инвестиционную привлекательность данного сегмента экономики.

Резиденты при продаже принадлежащих им зданий, сооружений и иной недвижимости за границей обязаны зачислять полученную при этом валютную выручку на свои банковские счета в уполномоченных банках Узбекистана;

5) инвестиционные договоры, предусматривающие переводы резидентами денежных средств за границу в целях осуществления инвестиций в формах, не противоречащих законодательству;

6) договоры по иным операциям по инвестиционной деятельности, так как статьей 8 Закона «О валютном регулировании» и пунктом 2 Положения к компетенции Центрального банка РУз отнесено определение порядка регистрации валютных операций при осуществлении инвестиционной деятельности в целом без указания: на территорию, субъектов (резидентов или нерезидентов) инвестиционной деятельности, формы инвестиций.

Примерами таких договоров могут быть:

договор комплексной предпринимательской лицензии (франшизинга), который одновременно можно отнести как к внешним заимствованиям (срок их действия, как правило, свыше 360 дней, проводятся переодические валютные платежи (роялти) нерезиденту), так и к инвестиционной деятельности (осуществляется передача прав на интеллектуальную собственность);

договор о концессии;

договор купли-продажи акций (долей);

иные договоры, заключаемые в рамках инвестиционной деятельности, формы которой перечислены в статье 4 Закона «Об инвестиционной деятельности» (от 24.12.1998 г. N 719-I) и статьях 3, 5 Закона «Об иностранных инвестициях» (от 30.04.1998 г. N 609-I).

Исходя из изложенного рекомендуется эти вопросы рассматривать в каждом конкретном случае при осуществлении внешних заимствований и инвестиционной деятельности и консультироваться с профессиональными аудиторами или юристами либо обращаться с официальными запросами в уполномоченные организации в целях снижения рисков.

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ лица – резиденты обязаны осуществлять все операции в соответствии с условиями зарегистрированных договоров, выполнять вытекающие из них обязательства, еже­квартально представлять информацию в уполномоченный банк об их исполнении, в определенных выше случаях проводить перерегистрацию договоров, а в случаях их пролонгации, отсрочки платежей, а также полного исполнения договорных обязательств информировать об этом уполномоченный банк.

В аудиторской практике неоднократно встречались случаи, когда и уполномоченный банк, и предприятие-резидент не были знакомы с подобными требованиями и потенциально могли проводить подобные операции, включая перевод валютных средств по сделкам, необоснованно и в нарушение законодательства. При обсуждении каких-либо нарушений и оценке рисков собственники компаний, руководители и главные бухгалтеры интересуются возможными негативными последствиями либо санкциями. В данных случаях негативное влияние может быть очень масштабно и значительно для компании, если не катастрофично.

Во-первых, так как сделки, связанные с внешними заимствованиями и движением капитала, подлежат обязательной госрегистрации, то несоблюдение этого требования, согласно статьей 112 Гражданского кодекса (ГК), влечет ее недействительность, и такая сделка считается ничтожной. При этом в соответствии со статьей 114 ГК каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда оно выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) –  возместить его стоимость в деньгах.

Кроме того, необоснованный перевод денежных средств в иностранной валюте за пределы Узбекистана, вызванный признанием сделки недействительной, вызывает риск квалификации действий должностных лиц хозяйствующего субъекта заключением сделки вопреки интересам Республики Узбекистан (статья 175 Уголовного кодекса), а сумму произведенных платежей – просроченной валютной дебиторской задолженностью и нанесенным ущербом.

Во-вторых, возникают риски и могут быть оспорены различные налоговые и таможенные льготы, предоставленные предприятиям, осуществляющим лизинговые операции, ввоз нового технологического оборудования, компаниям, реализующим крупные инвестиционные проекты с участием иностранных инвесторов, а также входящим в программу локализации. В качестве нескольких примеров можно привести:

возможность оспаривания льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных предприятиям, включеным в Программу углубления локализации постановлениями Президента от 27.01.2009 г. N ПП-1048 и от 29.07.2011 г. N ПП-1590, если договоры по ввозимому технологическому оборудованию, а также компонентам, не производимым в республике, используемым в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции, заключены на срок свыше 360 дней, так как операция будет отнесена к внешним заимствованиям;

риски непризнания льгот по НДС и импортным таможенным пошлинам при ввозе технологического оборудования, предоставленных статьей 211 Налогового кодекса и статьей 33 Закона «О таможенном тарифе» (от 29.08.1997 г. N 470-I), если договоры в рамках модернизации, реконструкции, технического перевооружения, нового строительства действуют свыше 360 дней;

вполне вероятно оспорить льготу по НДС, примененную согласно пункту 8 статьи 211 НК при импорте имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств по договору, заключенному между инвестором и уполномоченным госорганом по управлению госимуществом, так как в ряде случаев предусматривается исполнение инвестиционных обязательств в течение длительного времени;

пункт 4 Указа Президента «О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа» (от 28.04.2000 г. N УП-2598) предусматривает освобождение иностранных компаний, осуществляющих поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемые ими иностранные подрядные и субподрядные организации от уплаты таможенных платежей при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ. В соответствии с данным документом определены долгосрочный характер (5 лет и более) проектов и договоров в данной сфере, а также возможность заключения концессионных договоров. Наиболее активной формой договоров в данной отрасли являются соглашения о разделе продукции, также заключаемые на долгосрочной основе. Следовательно, и в данных случаях может возникнуть необходимость дополнительной регистрации валютных операций;

согласно пункту 2 Указа Президента «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» (от 11.04.2005 г. N УП-3594) обязательным условием применения льгот по налогам на прибыль юридических лиц, на имущество, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единому налоговому платежу для микрофирм и малых предприятий, а также обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд является вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования. Но если инвестирование будет осуществляться на основе валютных операций по признакам, подпадающим под регулирование путем регистрации в Центробанке, возможно аннулирование указанных льгот.

 

Исходя из изложенного можно сформулировать ряд рекомендаций.

1. Рассмотренные валютные операции, требующие идентификации в целях госрегистрации, требуют высокой компетенции и особого мониторинга в силу строгих требований законодательства и вполне возможных, очень значительных последствий для бизнеса. Поэтому руководители, главные бухгалтеры, юристы, внутренние и внешние аудиторы должны обратить особое внимание на настоятельную необходимость изучить ситуации, в которых усматривается необходимость госрегистрации. В случае сомнения в информированности своих консультантов по данным вопросам изыщите возможность обратиться к профессио­нальным аудиторским либо адвокат­ским компаниям, обеспечивающим действительно высокое качество решений и эффективность рекомендаций для бизнеса.

2. Практика свидетельствует, что некоторые коммерческие банки могут не иметь достаточного опыта профессио­нального рассмотрения и применения требований законодательства по регулированию данных валютных операций (договоров). Рекомендуем после самостоятельного мониторинга обсудить с представителями вашего банка конкретные возможные ситуации и согласовать законные способы их решения.

3. Центральный банк РУз как компетентный и объективный регистрирующий орган в лице своих высокопрофессиональных специалистов внимательно и детально рассматривает каждую валютную операцию, подлежащую госрегистрации. Поэтому целесообразно обеспечивать тщательную предварительную подготовку операций и документов до регистрации, а также квалифицированное консультационное либо аудиторское сопровождение в процессе регистрации и последующей деятельности при исполнении валютных операций.

 

P.S. Следует обратить внимание, что, несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов в процессе исследования заданного вопроса, публикуемый ответ не является профессиональной консультацией. Он выражает мнение лиц, его изучивших, исходя из их понимания описанной в вопросе ситуации.

Изложенное в этом материале мнение оставляет возможность для дополнительного изучения и последующего обсуждения вопроса. В любом случае перед конкретным применением нормативно-правовых актов целесообразно обращаться за профессиональной консультацией, чтобы учесть индивидуальные особенности отдельных случаев и для оптимального решения ситуации.


Гузаль ИСЛАМОВА,

председатель правления

ООО «Baker Tilly Tashkent»,

Олег ДАМИНОВ, аудитор.

 

 

-----------------------

1В редакции Закона от 11.12.2003 г. N 556-II.

2Утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным  МЮ 18.03.2005 г. N 1457.

3В редакции Закона от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342.

Прочитано: 9437 раз(а)

Комментарии к статье (4)

2013-03-21 20:30:50, Гость_Главный бухгалтер СП Ахмедова М:
Вот это серьезно! Я тоже разговаривала в своем банке и они в не в курсе данных требований, ни и номер! Надо разбираться быстрее
2013-03-21 21:13:35, Гость_:
Наша фирма как-то столкнулась с такой проблемой и пришлось сворачивать все лизинговые договоры. В последущем, при регистрации в ЦБ договоров, возникало много вопросов и неясностей при регистрации других договоров, подпадающих под требования указанного Положения в статье, тем более, ЦБ достаточно в "закрытом" режиме рассматривает операции, а в одном случае отказал, ссылаясь на отсутствие госдоли, хотя ее наличие не предусмотренно вообще Положением, т.е. противоречий много-последствия аховые!
2013-03-24 11:50:21, Гость_:
Договоры комплексной предпринимательской лицензии (договоры о франшизинге)  в соответствии со ст. 862 ГК РУз и п.п. 3-4 Положения о порядке государственной регистрации договоров комплексной предпринимательской лицензии (франшизинг), утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 04.11.2010г. № 244, подлежат государственной регистрации. Договор о франшизинге регистрируется органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Несоблюдение этого правила влечет недействительность договора.
   На практике регистрирующие органы(хокимияты, органы юстиции)с большими сложностями регистрируют данные договоры из-за необходимости их экспертизы и соответсвующей компетенции, а если еще их в ЦБ надо будет регистрировать, то, в итоге, данная двойная регистрации фактически НЕВОЗМОЖНА без титанических усилий, а каждый из уполномоченных органов будет отсылать друг к другу и т.д.. Получается, что вполне естественные способы и формы осуществления инвестиционной деятельности сопряжены со сложнейшими механизмами осуществления.
2013-03-29 15:26:16, Гость_:
Действительно, наша компания как-то пыталась зарегистрировать договор франшизинга в Минюсте республики(там регистрация СП нашего), а они направили нас в областное управление юстиции по юридическому адресу. В свою очередь областное управление развело руками и на запрос не ответили. Кроме этого, договор франшизы содержал передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и ранее был зарегистрирован в Агентстве по интеллектуальной собственности! Получается, в нашем случае, необходима трйная регистрация одной сделки, если договор будет подлежать еще и регистрации ЦБ. просто караул...

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика