На протяжении многих лет мы слышим, что собственников надо обучать, просвещать, информировать.
Что они не понимают важности капремонта, тем более энергомодернизации, не хотят вкладывать
в них деньги. Чувство собственника распространяется у них лишь на свое жилое помещение и заканчивается за дверью квартиры. Из года в год они говорят: «Мы вносим взносы, все остальное нас не касается, пусть за это платит государство». Все это похоже на «день сурка», когда одно и то же безрезультатно повторяется до бесконечности. Можно ли прервать этот бег по кругу?
Работа с собственниками – это фундамент, на котором строится управление МКД, считают специалисты. В Узбекистане, как и в большинстве стран Содружества, на данный момент этот вопрос остается открытым. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере жилищно-коммунального обслуживания проводятся Центром «Коммуналукув» при МинЖКО и Ассоциацией организаций профессиональных управляющих и обслуживающих жилищный фонд Узбекистана. Но вплотную правовым ликбезом жителей никто не занимается.
А между тем у соседей есть интересная практика. Например, в России этой проблемой озабочены не только ННО, но и государство. Там действует Федеральная программа жилищного просвещения собственников. Ее необходимость обусловлена продолжающейся реформой ЖКХ, когда постоянно меняются «правила игры» и собственники должны быть информированы о правах, обязанностях, изменениях законодательства. Государство содействует формированию инфраструктуры для системы жилищного образования. Подход такой, что все субъекты отношений должны говорить на «одном языке» и понимать друг друга. Добиться улучшения состояния МКД можно, только воспитав грамотного собственника. По всей России действует сеть центров и школ жилищного просвещения, грамотного собственника (потребителя), цель которых – основа правовых знаний и формирование жилищной культуры.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.