Процесс управления многоквартирным жилфондом – это всегда две стороны: управляющий и собственник. Управляющий должен быть профессиональным, собственник – информированным. Но не всегда так получается. Управляющий определяет и разъясняет приоритеты ремонтных работ, в том числе связанных
с энергомодернизацией. Но понимают ли собственники их важность? Могут ли они принять осознанное решение о проведении таких работ или будут отказываться от них, способствуя тем самым ухудшению технического состояния дома? Чтобы этого не случилось, управляющий должен способствовать формированию грамотного собственника.
В странах постсоветского пространства капитальный ремонт финансируется в основном за счет отчислений граждан и средств Госбюджета. Энергомодернизация– это очень большие деньги. Если жителям не понятны ее цели, преимущества, то они откажутся от нее или не будут платить, и тогда усилия не принесут ожидаемого результата. Поэтому самый ответственный этап в работе управляющего – информирование квартировладельцев.
Обычно решения в совместном домовладении принимаются большинством голосов (более 50 %). Но в Латвии, например, за важные решения, в том числе касающиеся энергомодернизации, должны проголосовать более 70 % собственников. Это обусловлено тем, что при принятии решений всегда остается часть колеблющихся, противников, которые проголосуют «за», если с ними грамотно работать.
Часто возникает вопрос: кто должен работать с собственником – государство, управляющий или негосударственные объединения (ассоциации)? Государство создает рамочные условия и стимулы, чтобы эти субъекты эффективно работали и работа приносила результаты. ННО способствует правовому образованию собственников. Управляющий находится к ним ближе всех. По мнению специалистов, на нем лежит задача не только по управлению общим имуществом, но и по просвещению жителей. Для достижения успеха необходимо обеспечить три условия: собственник должен понять, поверить и доверять управляющему.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.