Одним из способов влияния на налогоплательщика является приостановление операций по счетам. С введением нового Налогового кодекса причин, по которым счета могут быть заблокированы, стало больше.
Как и прежде, операции по счету могут приостановить, если:
♦ не сдана налоговая отчетность по истечении 10 дней от установленного срока;
♦ не направлен ответ на требование в рамках камеральной проверки в течение 10 дней;
♦ предприятие отсутствует по месту регистрации.
Кроме перечисленного, появились и новые основания для блокировки (ст. 111 НК в нов. ред.):
♦ налогоплательщик не допустил инспекторов на свою территорию или в помещение предприятия для проведения налоговой проверки. В этом случае операции по счетам приостанавливаются до тех пор, пока проверяющие не будут допущены на территорию. Эта причина была в арсенале налоговых органов и раньше, но применялась только по решению суда;
♦ налогоплательщик не представил документы по требованию налоговой инспекции:
√ при камеральной и налоговой проверке (ст. 146 НК в нов. ред.);
√ запрашиваемые у третьих лиц, связанных с проверяемым (ст. 147 НК);
√ в рамках налогового контроля при трансфертном ценообразовании (ст. 195 НК в нов. ред.);
Внимание!
Истребование документов в рамках камеральной проверки – это новое право налоговых органов. Ранее в ходе камерального контроля инспектор был не вправе запрашивать документы. Налогоплательщик мог их представить по своей инициативе.
♦ если ответственный за налоговую отчетность участник консолидированной группы опоздал со сдачей отчета более чем на 10 дней.
При этом заблокировать счет могут не только ему, но и всем участникам консолидированной группы.
Рекомендация:
С принятием нового Налогового кодекса процедура контроля несколько ужесточилась. Поэтому следует четко выполнять законные требования налогового органа, своевременно сдавать отчеты и отвечать на все запросы. Имейте в виду, что после приостановления операций по счетам могут последовать административные санкции в отношении должностных лиц предприятия.
Изменения в обеспечении уплаты налогов
Было
|
Стало
|
Арест, залог, поручительство и банковская гарантия
|
|
НК в редакции 2007 года не предусматривал таких мер обеспечения уплаты налогов. Налоговые органы могли только направить требование о погашении задолженности (ст. 59 НК в ред. 2007 г.). Если же задолженность не погашалась добровольно, то сразу применялись меры принудительного взыскания (ст. 62 НК в ред. 2007 г.) |
Арест имущества осуществляется по решению суда. Если же предприятие признало свою задолженность, то решение суда не нужно. Арестовывается только то имущество, которого достаточно для погашения налоговой задолженности. Арестованное имущество может находиться как на территории предприятия, так и в месте, определенном налоговой инспекцией (ст. 114 НК в нов. ред.). Арест может быть заменен на залог имущества, поручительство или банковскую гарантию (ч. 2 ст. 106 НК в нов. ред.). Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и предприятием. Если предприятие не выполнит своих обязательств, то налог и пени уплачиваются за счет стоимости заложенного имущества (ст. 107 НК в нов. ред.). Поручительство оформляется договором между поручителем и налоговым органом. При неуплате налога и пени поручитель обязан выплатить их в полном объеме (ст. 108 НК в нов. ред.). При предоставлении гарантии банк обязуется в полном объеме погасить за предприятие его налоговую задолженность и уплатить пени, если предприятие само не сможет сделать этого в установленный срок. Налоговый орган не вправе отказать предприятию в замене ареста имущества банковской гарантией (ст. ст. 106, 109 НК в нов. ред.) |
Пеня
|
|
Ранее за каждый просроченный день по уплате налогов начислялась пеня в размере 0,045 % от суммы недоимки. Если недоимка была выявлена в результате налоговой проверки, то размер пени составлял 0,06 % (ст. 120 НК в ред. 2007 г.)
|
Теперь за каждый просроченный день начисляется процент, равный 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы налога (ч. 11 ст. 110 НК в нов. ред.)
|
Приостановление операций по счетам
|
|
Применялось при (ст. 96 НК в ред. 2007 г.): ♦ непредставлении налоговой отчетности или ответа на требование в рамках камерального контроля; ♦ отсутствии предприятия по заявленному адресу; ♦ реализации товаров без приходных документов. Налоговая инспекция не была обязана уведомлять предприятие о блокировке. Ущерб от неправомерного приостановления операций по счетам предприятие могло возместить только через суд |
Расширены возможности блокировки счета налоговым органом без решения суда (ст. 111 НК в нов. ред.). Появились новые основания для блокировки: 1) непредставление истребуемых документов: ♦ при камеральной и налоговой проверке; ♦ запрашиваемых у контрагента проверяемого лица; ♦ в рамках налогового контроля при трансфертном ценообразовании; 2) недопуск проверяющих на территорию и в помещения предприятия при проведении налоговой проверки (ранее было возможно только по решению суда); 3) несдача отчетности членом консолидированной группы налогоплательщиков. Налоговый орган уведомляет предприятие о блокировке через персональный кабинет налогоплательщика. Приостановление операций не распространяется на: ♦ уплату налогов; ♦ выплату зарплаты, алиментов, вознаграждений по авторским договорам, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; ♦ специальные счета. При неправомерной блокировке или необоснованной задержке разблокировки налоговая инспекция уплачивает компенсацию. Компенсация определяется в процентной ставке, равной ставке рефинансирования, на сумму заблокированных денежных средств за каждый день просрочки (ст. 112 НК)
|
Альберт Сафин, эксперт ООО «Norma».