Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 43 / Пенсионное дело

С юбилеем и увольнением

 

Наша компания намеревается прекратить трудовой договор с работником в связи с достижением им пенсионного возраста. Поэтому мы хотели бы получить разъяснения по ряду вопросов.

1. Кто – работник или работодатель (компания) – должен собирать документы, необходимые для назначения ему пенсии?

2. Если их должна собирать компания, а ей, допустим, не удастся сделать это в 2-месячный срок предупреждения о предстоящем прекращении трудового договора, то можно ли этот срок про­длить?

Г.Мамазиева,

начальник отдела кадров ООО.

 

1. Из статьи 43 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (от 3.09.1993 г. N 938-XII, далее – Закон) следует, что заявление о назначении пенсии в органы социального обеспечения подает сам работник и члены его семьи (в случае потери кормильца) через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы.

Организация в 10-дневный срок должна оформить необходимые документы о стаже и заработке и вместе с поданным заявлением и своим представлением направить их в районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов (далее – отдел ПФ) по месту жительства заявителя.

Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом письменно с указанием причин отказа.

Несогласный с решением администрации об отказе в представлении его к назначению пенсии может подать заявление непосредственно в отдел ПФ. Этот орган обязан давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсии, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов. Он вправе требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.

Предприятия и организации несут установленную законодательством ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный ему вследствие несвоевременного представления документов для назначения пенсии (ее перерасчета) или представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Если администрацией организации собраны не все необходимые документы, в отдел ПФ сдаются имеющиеся из них, а недостающие представляются дополнительно (пункт 7 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением КМ от 8.09.2011 г. N 252, далее – Положение). В этих случаях отдел ПФ сообщает администрации организации или заявителю, какие документы нужно еще представить. Если они будут представлены не позднее 3 месяцев со дня получения извещения о необходимости их представления, то днем обращения за назначением пенсии считается день приема заявления (пункт 10 Положения).

Согласно пункту 12 Положения к этому заявлению лица, обратившегося за назначением пенсии по возрасту, должны быть приложены:

документ, подтверждающий стаж работы, в том числе специальный стаж работы;

справка о заработке;

накопительная пенсионная книжка заявителя (после 1.01.2005 г.).

В необходимых случаях представляются и другие до­кументы: справка, подтверждающая военную службу, диплом или справка, подтверждающие очное обучение в высших образовательных учреждениях, документ о статусе участника войны или приравненного к нему лица, удостоверение о присвоении почетного звания и т.д. (подпункты «а»–«п» пункта 12 и пункт 16 Положения).

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных отделом ПФ или нотариусом. Исключением являются справки о заработке, инвалидности, составе членов семьи и др., которые представляются только в подлинниках (пункт 27 Положения).

2. Теперь перейдем к прекращению трудового договора с работником по инициативе администрации в связи с достижением им пенсионного возраста (пункт 7 части второй статьи 100 Трудового кодекса). Как видим, в самой формулировке этого основания нет и намека на назначение пенсии – только наступление возраста. А потому 2-месячный срок предупреждения о предстоящем прекращении трудового договора по инициативе работодателя, о котором вы пишете, предусмотренный пунктом 1 части первой статьи 102 ТК, применяется в случаях прекращения трудовых отношений по инициативе администрации. В том числе в связи с достижением работником пенсионного возраста при наличии права на получение государственной пенсии по возрасту в соответствии с законодательством.

Данный срок не имеет какого-либо значения для сбора и представления работодателем в отдел ПФ документов, необходимых для назначения работнику пенсии. И, как следствие, он не может быть продлен из-за того, что работодатель не успел их собрать и представить. Кстати, его продление по другим причинам Трудовым кодексом также не предусмотрено.

 

Камал МУЗАФФАРОВ,

эксперт «Norma Profi».

Прочитано: 1658 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика