Юридическое лицо – резидент Узбекистана получает от другого лица (резидента/нерезидента) заем в сумах. Для его обеспечения третье лицо – нерезидент предоставляет залог.
Может ли предметом залога являться иностранная валюта?
Подлежит ли регистрации в ЦБ РУз договор заклада денежных средств нерезидента в иностранной валюте (перевод денежных средств на валютный или иной специальный счет залогодержателя), заключаемый в целях обеспечения займа, полученного резидентом как от резидента, так и от нерезидента? Подлежит ли регистрации в ЦБ РУз договор залога прав на денежные средства нерезидента в иностранной валюте (без фактического их перевода на валютный или иной специальный счет залогодержателя)?
– Исходя из смысла статьи 5 Закона «О залоге»1 предметом залога может быть любое не изъятое из гражданского оборота имущество (предприятие, здание, сооружение, оборудование, другие производственные фонды, ценные бумаги, денежные средства, имущественные права и т.д.), на которое законодательство допускает обращение взыскания (пункт 13 Постановления совместного Пленума Верховного суда и Высшего хозяйственного суда «О некоторых вопросах применения норм гражданского законодательства об обеспечении исполнения обязательств, вытекающих из кредитных договоров» (от 22.12.2006 г. N 13/150).
Согласно части первой статьи 3 Закона «О внешнеэкономической деятельности»2 под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность юридических и физических лиц Республики Узбекистан, направленная на установление и развитие взаимовыгодных экономических связей с юридическими и физическими лицами иностранных государств. Она может осуществляться в отношении товаров, работ (услуг), любого имущества, в том числе ценных бумаг, валютных ценностей, электрической, тепловой и иных видов энергии, транспортных средств, объектов интеллектуальной собственности, являющихся объектами купли-продажи или обмена (статья 6 Закона «О внешнеэкономической деятельности»).
Согласно части первой статьи 3 Закона «О валютном регулировании»3 валютными ценностями является в том числе и иностранная валюта. В соответствии с абзацем шестнадцатым части второй статьи 18 Закона «О валютном регулировании» в Узбекистане осуществлять расчеты и платежи в иностранной валюте можно в случаях, предусмотренных законодательством.
Все вышесказанное позволяет предположить, что иностранная валюта может выступать предметом залога. Но следует иметь в виду, что в подобных сделках в случае неисполнения обязанности заемщика возвратить занятые денежные средства в национальной валюте заимодавец может обратить взыскание на иностранную валюту залогодателя – третьего лица с последующим возмещением заемщиком стоимости понесенных залогодателем убытков (естественно, в национальной валюте) (статья 25 Закона «О залоге»). И тогда при отсутствии деловой цели на совершение сделок либо неправильного их оформления контролирующие органы могут усмотреть «альтернативные схемы» конвертации инвалюты. Ведь, согласно статье 14 Закона «О валютном регулировании», покупка и продажа иностранной валюты на территории Узбекистана может осуществляться исключительно через уполномоченные банки, их филиалы и обменные пункты. Но четко сформулированная деловая цель (не только у заемщика, но и у залогодателя) и надлежащим образом оформленные документы (деловая переписка контрагентов, протоколы разногласий к проектам договоров займа и залога, сами договоры займа и залога, оформленные с соблюдением требований законодательства РУз, уведомления, претензии контрагентов) могут послужить весомым доказательством «чистоты» совершенной сделки.
В связи со сказанным заключение подобного рода сделок сопряжено с рисками привлечения должностных лиц резидентов к ответственности за незаконное приобретение валютных ценностей (статья 177 Уголовного кодекса, далее – УК). А деньги и иные ценности, нажитые преступным путем (а при обвинительном приговоре это будет доказанным фактом), обращаются по приговору суда на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а при неустановлении лица, понесшего имущественный вред, обращаются в доход государства (пункт 5 статьи 211 Уголовно-процессуального кодекса). Это подтверждает и абзац третий пункта 14 Постановления Пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о незаконном приобретении или сбыте валютных ценностей» (от 28.04.2000 г. N 8), в соответствии с которым деньги и иные ценности, нажитые в результате незаконного приобретения или сбыта валютных ценностей, подлежат обращению в доход государства. Если деньги или иные ценности, нажитые преступным путем, не были обнаружены, полученные суммы либо стоимость ценностей взыскивается в доход государства.
Согласно абзацу второму статьи 1 Закона «О внешних заимствованиях» (от 29.08.1996 г. N 263-I) внешние заимствования представляют собой привлечение резидентами РУз активов нерезидентов с принятием на себя обязательств предоставить им в обусловленный срок адекватные активы. Резиденты Узбекистана могут осуществлять их путем:
привлечения кредитов в форме займов, импорта товаров или услуг;
привлечения финансовыми институтами РУз средств нерезидентов на депозиты;
лизинговых операций;
эмиссии и размещения на зарубежных рынках облигаций, векселей и других ценных бумаг;
использования иных видов и форм (статья 3 Закона «О внешних заимствованиях»).
Согласно статье 1 Закона «О залоге», а также исходя из смысла части второй его статьи 8 залогом признается передача одним лицом другому имущества или права на него под обеспечение исполнения обязательства третьим лицом. В случае неисполнения обязательств перед заимодавцем и обращения взыскания на предмет залога путем его реализации третье лицо (обеспечившее залогом обязательство заемщика) вправе требовать от должника возмещения стоимости заложенного имущества (иностранной валюты) и понесенных убытков. Наличие в таком договоре потенциального должника в лице заемщика – резидента Узбекистана и потенциального кредитора в лице залогодателя-нерезидента позволяет предположить наличие между ними отношений, связанных с внешними заимствованиями.
Поэтому видится целесообразным трехсторонний договор залога валютных ценностей под обеспечение обязательств по договору займа зарегистрировать в Центробанке Узбекистана, если срок его действия превышает 360 дней (пункт 25 Положения о порядке проведения отдельных валютных операций, связанных с движением капитала4). Такое действие возможно, лишь когда договор займа является долгосрочным.
Согласно статье 1 Закона «О внешних заимствованиях» кредитором является нерезидент, предоставивший или намеревающийся предоставить активы по договору о внешнем заимствовании резиденту РУз, а заемщиком – резидент РУз, совершивший внешнее заимствование либо документально завершивший намерение совершить его. Разница в том, осуществляется ли денежный перевод на валютный или иной специальный счет залогодержателя в форме заклада или же предмет залога остается в распоряжении нерезидента (залогодателя). И в первом, и во втором случаях договор залога, если его срок превышает 360 дней, целесообразно зарегистрировать в ЦБ РУз.
Согласно статье 11 Закона «О залоге» договор об ипотеке, а также договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору подлежат нотариальному удостоверению. Договор об ипотеке должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации сделок с соответствующим имуществом. Что касается регистрации договора залога, предоставляемого в обеспечение обязательств по внешнему заимствованию, вышеуказанные требования к его регистрации не предъявляются. Тем не менее, руководствуясь абзацем третьим статьи 9 Закона «О внешних заимствованиях», принимая во внимание предусмотренную статьей 5 Гражданского кодекса возможность применения гражданского законодательства по аналогии, договор залога, предоставляемого в обеспечение договора внешнего займа, необходимо зарегистрировать в ЦБ РУз. В ином случае существует риск признания данного договора недействительным.
Тем не менее следует иметь в виду, что в связи с отсутствием в законодательстве прямых указаний на необходимость регистрации заключенных с нерезидентами договоров залога под обеспечение договоров займа, а также в связи с возможными опасениями относительно притворности совершаемых сделок Центробанк может отказать в госрегистрации указанного договора и такой отказ совсем не означает, что впоследствии незарегистрированный договор залога не будет признан недействительным (со всеми вытекающими из этого последствиями), а должностные лица резидентов, выступающие по договорам займа и залога, не будут привлечены к уголовной ответственности за заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан (статья 175 УК).
Для госрегистрации таких договоров и минимизации рисков, возможных в случае отказа в регистрации, руководителям предприятий рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным аудиторским или адвокатским компаниям, обеспечивающим тщательную предварительную подготовку операций и документов до регистрации, а также квалифицированное консультационное либо аудиторское сопровождение в процессе регистрации и последующем исполнении данных операций.
Следует обратить внимание, что, несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов при исследовании заданного вопроса, публикуемый ответ не является профессиональной консультацией. Он выражает мнение лиц, его изучивших, исходя из понимания описанной в вопросе ситуации.
Екатерина АДЕЕВА,
юрисконсульт аудиторско-консалтинговой
группы компаний «BAKER TILLY UZBEKISTAN».
1От 9.12.1992 г. N 736-XII, в редакции Закона от 1.05.1998 г. N 614-I.
2От 14.06.1991 г. N 285-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 77-II.
3От 7.05.1993 г. N 841-XII, в редакции Закона от 11.12.2003 г. N 556-II.
4Утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 18.03.2005 г. N 1457.