Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 18 / «За» и «Против»

Туристические услуги: свои или сторонние?

 

Одним из важнейших направлений инвестиционной политики нашего государства являются развитие и поддержка туристической деятельности. Для ее участников законодательством установлен ряд льгот и преференций. Вот только положения регламентирующих их нормативных актов трактуются по-разному.

Изложив противоположные точки зрения по поводу определения собственных услуг туристических организаций, «НТВ» приглашает вас принять участие в дискуссии.

 

Узбекистан имеет значительный туристический потенциал. Более полная его реализация призвана создать сотни тысяч новых рабочих мест, увеличить поступления твердой валюты, повысить реальные доходы населения. Поэтому в нашей стране особое внимание уделяется реализации государственной политики, направленной на всемерное стимулирование развития сферы туризма. В этих целях используется широкий арсенал экономических инструментов: налоговые и таможенные льготы, преференции во внешнеэкономической деятельности, привлечение национальных и иностранных инвестиций в расширение инфраструктуры туризма и т.п.

В то же время практика свидетельствует о наличии различной трактовки некоторых условий практического применения инструментов стимулирования туристической деятельности по обслуживанию иностранных туристов. Так, в последнее время участились споры по поводу определения собственных услуг туристических фирм в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту.

В стране появляется все больше негосударственных туристических компаний, которые формируют собственные туры по Узбекистану и реализуют их за пределами республики иностранным юридическим лицам (турфирмам), которые в свою очередь продают туристические путевки (ваучеры) своим клиентам – туристам этих стран. Между узбекскими компаниями и иностранными партнерами заключаются договоры на комплексные туры, которые включают полное обслуживание иностранных туристов: с момента схода с трапа самолета и до посадки на самолет для отлета на родину. Часть этого обслуживания осуществляется на собственной материально-технической базе (автотранспорт, гостиницы и т.п.) и собственным персоналом, часть по договору берут на себя третьи лица.

Именно последнее обстоятельство и становится все чаще предметом спора. Одна сторона исходит из специфики туристического продукта как единого комплекса прав на услуги, удовлетворяющего потребности туриста, и делает вывод, что турпродукт по определению является продуктом собственного производства. Другая сторона не считает проживание и питание, приобретаемые турфирмой у сторонних организаций, услугами собственного производства. Она настаивает на том, что формирование и реализация туров, в рамках которых имеются иные исполнители услуг, не являются собственным продуктом туркомпании, и рассматривает их как приобретение и реализация отдельных услуг других поставщиков.

Эти вопросы не чисто теоретические – от того, что принять за «услуги, выполняемые собственными силами», зависит применение валютных преференций субъектами малого бизнеса в сфере туризма.

Обобщив аргументы обеих сторон, экспертная служба Объединенной редакции газет «Norma» представляет на рассмотрение экспертного сообщества очередной материал из рубрики «ЗА» и «ПРОТИВ». 

 

 

АРГУМЕНТЫ «ЗА»: ТУРПРОДУКТ НЕ РАСЧЛЕНИШЬ НА ДИКОВИНЫ, АВТОБУС, ГОСТИНИЦЫ, ЭКСКУРСОВОДОВ…

 

Начнем с цитаты: «Под работой (услугой) собственного производства понимается работа (услуга), выполненная (оказанная) предприятием собственными силами» (пункт 5 Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту1). Какие же работы (услуги) турфирма выполняет (оказывает) собственными силами? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в специфике туристической деятельности.

Согласно Закону «О туризме»2 туристская деятельность – это деятельность по организации путешествий и связанных с ними услуг…» (статья 3). Именно в соответствии с этой формулировкой Закона и ведет свою деятельность большинство туристических компаний. Деятельность, в которой туристическая фирма выступает организатором путешествия и организует получение туристом результатов услуг, направленных на удовлетворение его потребностей по определенному туристическому маршруту. При этом Закон не определяет суть туристской деятельности и туристских услуг в непосредственном оказании услуг, получаемых туристом по приобретенному им маршруту. Задача туристской организации – организовать и обеспечить получение туристом услуг. Это замечание очень важно, ибо необходимо с самого начала отделить собственно туристскую деятельность как деятельность по организации путешествия от деятельности по предоставлению жилых помещений в аренду для проживания туриста, уборке, стирке, оказанию услуг общественного питания и пр.

В рамках туристской деятельности и оказания туристских услуг турфирмы могут иметь собственную материально-техническую базу (гостиницы, автотранспорт, пункты общественного питания и т.д.) и разрешительные документы на осуществление отдельных видов деятельности. А, соответственно, самостоятельно предоставлять жилые помещения в аренду с услугами по уборке номеров, доставке питания, перевозке между точками маршрута и прочий сервис. Но могут и не иметь этого, и привлекать сторонние специализированные организации (гостиницы, перевозчиков, курьеров и т.д.), обеспечивая туриста всем необходимым в рамках заявленного в турпакете объема обслуживания.

Туристическая фирма не всегда является исполнителем этих услуг в рамках своей туристской деятельности. На практике многие из них не могут перевозить туристов, размещать в гостинице, кормить их, хотя бы потому, что они не имеют ни соответствующей материально-технической базы (своих комфортабельных автобусов, гостиниц по всему маршруту), ни соответствующих разрешений (лицензий) на оказание таких услуг (например, по перевозке). Даже если у турфирмы имеется своя гостиница, скажем, в Бухаре, у нее может не быть ее в Самарканде или Хиве. Однако, с точки зрения Закона, это и не нужно. Суть деятельности туристической фирмы является организация путешествия – разработка туристического маршрута с учетом интересов туристов, реализация турпоездки (экскурсионное обслуживание, заключение договоров с транспортными компаниями, гостиницами, предприятиями общественного питания и контроль за их выполнением и т.п.).

Из этого следует вывод, полностью основанный на законодательстве: если туристическая фирма самостоятельно (то есть силами собственных сотрудников) организует путешествие и связанные с ним услуги, то она осуществляет туристическую деятельность собственными силами.

Рассмотрим еще одно понятие, очень важное для понимания сути рассматриваемого вопроса. Предметом деятельности туристической фирмы является производство туристического продукта – тура. В соответствии с Законом о туризме тур – это «туристское путешествие по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченное комплексом туристских услуг (бронирование, размещение, питание, транспорт, рекреация, экскурсии и иные услуги)» (статья 3).

Одной из основных экономических характеристик тура является его целостность – завершенность продукта, способность полностью удовлетворять потребности туриста. Трудно представить тур, который не включает, скажем, транспортировку туриста до исторических памятников или размещение в гостинице. Туристский продукт воспринимается туристом как неделимо целый «пакет благ». Если же «пакет» не укомплектован, то есть в нем отсутствуют какие-либо туристские блага, то и полезность других может утратить значение для потребителя. Не зря в Законе существует специальная статья, которая раскрывает понятие «туристское путешествие» вместе с определением «комплекса туристских услуг» (статья 11). Этот же подход к туристической деятельности как к единому комплексу туристических услуг реализован и в Налоговом кодексе.

Поэтому попытки разделить состав турпакета на «собственные» услуги (например, предоставление гида-пере­водчика) и «несобственные» (выполняемые иными организациями на основании договора) исходят из непонимания экономической специфики туристической деятельности, а потому неправомерны в своей основе.

При этом важно подчеркнуть, что с юридической точки зрения «тур» означает не отдельные услуги, предназначенные для туриста, а комплекс прав на получение в определенное время в определенном месте разнообразных услуг, предоставляемых другими организациями, состоящими в договорных отношениях с турфирмой. Турфирма принимает на себя ответственность за полноценную и качественную реализацию туристом приобретенного комплекса прав. И этот комплекс прав появляется в результате собственной деятельности турфирмы – ее сотрудники своими силами ведут переговоры с гостиницами, транспортными организациями, предприятиями общественного питания и т.п., заключают с ними контракты, контролируют их исполнение. Именно полученный в результате усилий работников турфирмы комплекс прав на предоставление услуг и образует туристический продукт, который затем и реализуется туристу.

Отсюда можно заключить, что трактовка турпродукта как суммы отдельных услуг (часть которых выполняется собственными силами турфирмы, а часть – иными организациями) неверна и с юридической точки зрения, так как не принимает во внимание его сущность как комплекса прав. Фирма не обязательно должна быть исполнителем всех получаемых туристом услуг, ее задача – сформировать комплекс прав на них и организовать их предоставление третьими лицами.

Законодательство рассматривает туристическую деятельность как самостоятельное понятие, отличное от набора услуг, получаемых туристом. Именно поэтому требование лицензирования этой деятельности распространяется на все фирмы, которые хотят ею заниматься, независимо от того, какие конкретные услуги предоставляют они, а какие – третьи лица.

И, наконец, приведем еще один аргумент против «расчленения» туристической деятельности и туристического продукта на отдельные составляющие. Если следовать этой логике, то услуги, скажем интернет-провайдера, обеспечивающего доступ к всемирной сети Интернет через коммуникационные каналы третьих лиц, не являются услугами, выполненными «собственными силами». Деятельность редакции или издательства по выпуску печатной продукции также в принципе не должна считаться выполняемой «собственными силами», так как они сами не производят бумагу, не имеют типографского оборудования, не раскладывают газеты в почтовые ящики и т.п. Ошибочность такого подхода можно продемонстрировать на примере практически любой хозяйственной деятельности, основанной на использовании принципа разделения труда.

Итак, подведем итоги.

Во-первых, деятельность фирм по организации путешествий и связанных с ними услуг является туристической. Если ее осуществляют сотрудники турфирмы, то эта деятельность в соответствии с законодательством признается «выполняемой собственными силами».

Во-вторых, экономическая природа производимого в рамках туристической деятельности продукта – туристического тура – предполагает его целостность как комплекса услуг, призванного удовлетворять разнообразные потребности туриста и не подлежащего «расчленению» на отдельные составляющие.

В-третьих, с юридической точки зрения, туристический продукт является комплексом прав, сформированных в результате собственной деятельности туристической организации. Именно этот комплекс прав является предметом продажи, оформляемой соответствующим договором с туристом или организацией, представляющей его интересы.

В-четвертых, туристический продукт, реализуемый туристической организацией, имеющей соответствующую лицензию, в рамках ее туристической деятельности, по определению является продуктом собственного производства со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

 

 

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»: ПЕРЕДАЧА ДЕНЕГ ТУРИСТА АВТОПАРКУ – ПОСРЕДНИЧЕСТВО, А НЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

 

Чтобы разобраться в том, какие туристические услуги оказываются собственными силами турфирм, а какие – нет, необходимо ответить на следующие вопросы:

какие организации относятся к сфере туризма;

что понимается под туристическими услугами;

каковы критерии отнесения к услугам, выполненным собственными силами?

Закон «О туризме» относит к субъектам туристской деятельности «предприятия, учреждения, организации, зарегистрированные в установленном порядке и имеющие лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристских услуг». Развернутый перечень таких организаций содержат Классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) – туристские гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро и бюро путешествий, учреждения по организации международного туризма, туроператоры, турагенты и прочие организации, предоставляющие услуги в сфере туризма. Все эти организации должны иметь соответствующие лицензии, которые и позволяют им оказывать туристические услуги.

Теперь рассмотрим, что представляют собой «туристические услуги». Действующее законодательство дает следующее определение: «туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста» (статья 3 Закона «О туризме»). Оно также предусматривает, что совокупность отдельных услуг образует комплекс туристских услуг, который «включает в себя транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питание, экскурсионное обслуживание, организацию культурных, спортивных программ и другие услуги».

При этом некоторые туристические организации оказывают один-два вида туристических услуг. Например, гостиница не только размещает туриста, но и предоставляет ему услуги общественного питания. Другие организации в свой туристический пакет включают более разнообразный перечень услуг – от приобретения авиабилетов, экскурсионного и транспортного обслуживания до предоставления билетов на концертно-зрелищные мероприятия.

Вполне естественно, что часть этих услуг организации оказывают самостоятельно, а часть – передают по контракту третьим лицам. Например, гостиница заключает договор на оказание услуг общественного питания с рестораном, который является отдельным юридическим лицом и арендует у этой гостиницы помещения. Турфирма, имеющая гостиницу в одном городе, заключает договор с гостиницами в других городах, которые будут посещать туристы. Другая турорганизация договаривается с транспортной компанией, имеющей соответствующую лицензию, о перевозке принимаемых ею туристов. Подобная «субподрядная» деятельность не противоречит действующему законодательству, если она реализуется в рамках установленных им норм и правил.

При этом подчеркнем, что государственная экономическая политика направлена прежде всего на стимулирование собственного производства и оказание услуг собственными силами. Присутствие множества посредников на рынках товаров и услуг важно, но не они «делают погоду». Поэтому разнообразные льготы и преференции предоставляются прежде всего производителям товаров и услуг, а не посредникам. Этот общий принцип распространяется и на сферу туризма.

Попробуем сформулировать основные критерии, на основании которых можно определить, оказывает ли фирма туристические услуги собственными силами или нет.

Представляется, что первым критерием является наличие необходимой материально-технической базы. Если субъект туристической деятельности имеет на балансе гостиницу, то оказываемые им услуги по проживанию туристов являются его собственными услугами. Для подтверждения выполнения собственными силами транспортных услуг необходимо наличие автотранспорта, услуг общественного питания – соответствующим образом оборудованного помещения и т.п. При этом имущество, используемое для оказания услуг, может быть или в собственности туристской организации или она может владеть им на основании каких-либо имущественных прав (аренды, пользования и др.).

Для оказания многих туристских услуг какой-либо особой материально-технической базы не нужно, например, для информационно-рекламных услуг, услуг гида-переводчика, бронирования авиабилетов и номеров для проживания в гостиницах и т.п. Поэтому для них критерием оказания услуг собственными силами выступает наличие у турфирмы соответствующего персонала, который должен быть в ее штате или выполнять работу на условиях трудового подряда.

Представляется, что на основании этих двух критериев можно однозначно определить, оказываются ли данные услуги собственными силами или нет.

Когда турфирма не имеет собственной материально-технической базы, необходимой для оказания каких-либо туристских услуг, и(или) необходимого персонала, она заключает договор с их производителем. С экономической точки зрения, в данной ситуации фирма выполняет посреднические функции. Посредник – это лицо, находящееся между взаимосвязанными участниками коммерческой деятельности, которое должно свести их друг с другом для обмена товарами, услугами, информацией. Так, турфирма, не имеющая собственного транспорта, оказывает туристу не транспортные, а посреднические услуги, сводя его с фактическим производителем этих услуг. И неважно, что договор посредничества при этом не заключается: Гражданским кодексом предусмотрен приоритет содержания договора над его формой.

Сформулируем основные выводы, которые позволяет сделать проведенный анализ.

Во-первых, туристическая организация, имеющая лицензию, предоставляет туристам комплекс туристических услуг, удовлетворяющих их потребности во время проведения путешествия.

Во-вторых, законодательство не вменяет туристической организации обязанности по самостоятельному исполнению всего перечня услуг, оказываемых туристу в течение организованного туристического тура. Она вправе привлекать третьи лица, имеющие необходимую материально-техническую базу, персонал и иные условия.

В-третьих, критериями оказания услуг собственными силами является наличие материально-технических и(или) трудовых условий.

В-четвертых, услуги, включенные в пакет обслуживания туриста, но исполнителями которых фактически выступают третьи лица, не являются услугами, оказанными собственными силами туристической организации. В данном случае турфирма выступает посредником, обеспечивающим движение денег от получателя услуг (туриста) к их производителю (авиакомпании, гостинице, ресторану, перевозчику…).

Прочитано: 30156 раз(а)

Комментарии к статье (20)

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.
2013-05-07 14:49:12, Гость_А.Мухамедбаев:
"ПРОТИВ!"
Вся беда в том, что определение облагаемого оборота по Налоговому кодексу Республики Узбекистан  (НК) и определение товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту согласно Правил (рег. № 2195 от 16.02.2011 г.) преследуют разные цели и основания.
В частности статьи 355 НК объектом налогообложения турфирм является выручка от реализации «комплекса» услуг за вычетом налога на добавленную стоимость.
В результате напрашивается «ошибочная мысль» - раз объектом налогообложения является весь «комплекс услуг», то и предоставляемые услуги должны быть признаны «собственными».
Но речь идет не о налогооблагаемом обороте. Предоставляемые льготы и преференции имеют строго направленный характер. Предоставляя их,  государство стимулирует представителей тех или иных отраслей нашей экономики. И это не значит, что другие, которые не подпадают под определенные критерии, не должны заниматься этой деятельностью.
Понятия «туристическая деятельность» и «тур» цитируемые теми кто «ЗА», есть определение границ (рамок) и объёмов всего «комплекса» услуг видом этой деятельности.
Я далек от мысли, что туристические услуги есть посреднические услуги. В случае, когда «комплекс» услуг предоставляется с привлечением третьих лиц, то это взаимодействие лиц в зависимости от содержания договора можно квалифицировать как договор услуг (аналогично субподрядным), либо договором простого товарищества.
А.А.Мухамедбаев – эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву.
 
P.S. Похожий форум состоялся ранее, в споре обсуждалось аналогичное по теме в материале под названием «И всё-таки они собственные». Интересно, чем закончился судебный процесс между контролирующим органом и туристической фирмой. Может мы имеем прецедент?!
2013-05-07 14:49:44, Гость_А.Мухамедбаев:
И еще.
Вернёмся к Правилам. «Под работой (услугой) собственного производства понимается работа (услуга), выполненная (оказанная) предприятием собственными силами». В правилах уточнены порядок определения собственных услуг, когда эти работы, услуги выполнены несколькими лицами.
В соответствии с НК для плательщиков общеустановленных налогов, стоимость работ и услуг, выполненные третьими (сторонними) лицами, являются вычитаемыми расходами при определении налогооблагаемой прибыли (ст.141, 145 НК).
Аналогично, для плательщиков ЕНП оказывающие строительные, строительно-монтажные, …научно-исследовательские работы, часть третья ст. 355 НК объектом налогообложения определяет выручку от реализации работ и услуг, выполненные собственными силами.
Иными словами, налоговое законодательство разделяет «комплекс» работ и услуг на собственные и не собственные.
Становиться явным, что и НК  и Правила имеют идентичный подход при определении объекта налогообложения и «собственных услуг», и тем более не идут в разрез Закону Республики Узбекистан «О туризме» и Гражданскому кодексу Республики Узбекистан.
Я за то, чтобы туристические фирмы, оказывая услуги, имели выручку в иностранной валюте. Я за то, чтоб эта валюта оставалась в их распоряжении в полном объеме. Я за то, чтоб туристические фирмы, имея собственную валюту, оказывали бы нашим гражданам (за «сум»ы) услуги по организации туров за рубежом.
Но в месте с этим, я за то, чтобы мы различали субъекты, которые подходят к бизнесу с пониманием дела (вкладывают, имеют основные средства, недвижимое и движимое имущество, квалифицированный персонал…)  от тех, кто имеет другой подход к туристическому бизнесу, кто имеет всего лишь клиентуру, кто в силу каких-то причин, вынужден (хотя это и за определенную плату) выезжать на "чужом горбу".
В контексте публикации считаю, что в данном случае не имеет место различное толкование нормативной базы.
Также считаю, что необходимо перечень организаций и оказываемых ими услуг для целей налогообложения часть третью ст.355 НК дополнить соответственно «туристические организации» и «туристические услуги».
 
А.А.Мухамедбаев – эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву.
2013-05-07 14:50:14, Гость_Сергей Данилов:
Комментарий уважаемого эксперта  - хороший пример того, как можно по-разному читать одни и те же документы.
 
«Иными словами, налоговое законодательство разделяет «комплекс» работ и услуг на собственные и не собственные» - пишет в своем комментарии уважаемый эксперт.  
 
Действительно, в статье 355 Налогового Кодекса Республики Узбекистан говорится о валовой выручке, как объекте налогообложения. И там действительно есть упоминание о работах и услугах, выполненных собственными силами.
 
Законодатель, говоря о валовой выручке в целях налогообложения, специально оговаривает какие виды работ и услуг должны быть выполнены собственными силами.
 
В частности, это касается только «строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций - выручка от реализации соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, выручка от реализации товаров (работ, услуг) должна быть услугами собственного производства».
 
Законодателем это оговорено специально, поскольку эти виды работ и услуг на практике действительно подразумевают систему подрядных и субподрядных работ и услуг сторонних организаций.
 
О туристской деятельности и туристских услугах никаких специальных оговорок в этой статье Налогового Кодекса Узбекистана ничего не говорится.
 
Уважаемый эксперт также отмечает, что «Становиться явным, что и НК  и Правила имеют идентичный подход при определении объекта налогообложения и «собственных услуг», и тем более не идут в разрез Закону Республики Узбекистан «О туризме» и Гражданскому кодексу Республики Узбекистан».
 
Кстати, в Законе «О туризме» нет ни слова о «строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских…» и других организаций.
 
Далее эксперт отмечает, «В частности статьи 355 НК объектом налогообложения турфирм является выручка от реализации «комплекса» услуг за вычетом налога на добавленную стоимость. В результате напрашивается «ошибочная мысль» - раз объектом налогообложения является весь «комплекс услуг», то и предоставляемые услуги должны быть признаны «собственными». Но речь идет не о налогооблагаемом обороте».
 
Тут следует заметить, что дискуссия на эту тему возникла в связи с конкретными и не единичными  случаями, в частности, в Самарканде. Так вот, объектом налогообложения всегда являлась выручка от реализации комплекса туристских услуг (тура), в том числе и тех, услуг, которые, по мнению проверяющих, не являлись услугами собственного производства туроператора.    
 
Если полагать, что услуги поставщиков (например, услуги гостиниц в городах Узбекистана по маршруту проданного тура) не являются услугами собственного производства турфирмы, тогда это должно быть подкреплено посредническими договорами, а объектом налогообложения должна стать только сумма вознаграждения турфирме за оказанные услуги третьих лиц.
 
Тогда, следуя логике проверяющих, из общей выручки турфирмы за проданные туры необходимо выделить «услуги, не выполненные собственными силами турфирмы», что и должно составить объект налогообложения.
 
Однако, в данных конкретных случаях, как нам известно, со стороны проверяющих органов на это противоречие в ходе проверки указано не было, а налоги были уплачены турфирмой со всего объема выручки, в том числе и с объема услуг (например, гостиничных), приобретенных у других поставщиков.
 
Кстати, в статье 208 Налогового Кодекса Республики Узбекистан упоминание, хотя и путанное, что туристско-экскурсионные услуги, включенные в стоимость ваучера (путевки) и входящие в стоимость тура, являются комплексной услугой.
 
Как отмечено в этой статье, «к туристско-экскурсионным услугам относится комплекс туристско-экскурсионных услуг, включенных в стоимость путевки (ваучера), на оказание туристических услуг, входящих в состав тура».
 
Причем, без всяких оговорок, являются ли эти услуги собственного производства того, кто формирует тур, или приобретаются у стороннего поставщика.
 
Далее в статье приведен перечень обязательных и дополнительных туристских услуг, которые в совокупности можно считать «комплексом туристских услуг», который включает в себя «транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питание, экскурсионное обслуживание, организацию культурных, спортивных программ и другие услуги, определенные договором на их предоставление».
 
Несмотря на то, что ни в одном документе не определено, какое количество туруслуг должно входить в комплекс, мировая туристская практика показывает, что в тур должно входить не менее двух услуг, одна из которых, как правило, услуга по размещению.
 
Тут важным обстоятельством, на мой взгляд, является то, что комплекс туруслуг или тур, продается по единой цене, а обязательные туруслуги (например, услуги по размещению) являются неотъемлемой составной частью тура, без которых, согласно Закону «О туризме», учитывать данную категорию потребителей как «туристов»  невозможно – чтобы стать туристом нужна, как минимум, одна ночевка (речь идет о зарубежных посетителях).
 
Кстати о ночевках в средствах размещения. Специалисты до сих пор спорят по вопросу как согласуются понятия:  «гостиничные услуги», «услуги по размещению» и «обеспечение проживания туристов», но это дело теоретиков. А вот практики знают, что гостиничная услуга, как считают проверяющие, собственная услуга гостиницы, по сути, включает в себя комплекс взаимодополняемых услуг, обеспечивающих проживание туристов, а не только их размещение. Причем, сегодня гостиницу для иностранных туристов без услуг Интернета, стоимость которых, зачастую, включена в стоимость проживания, продать довольно сложно. Кроме этого, гостиница сама не производит электрэнергию, холодную и горячую воду, отопление, покупая у третьих лиц эти услуги, которыми с удовольствием пользуется туристы. Как впрочем, и услугами связи, телевидения и пр.  
 
Может быть, эти неотъемлемые составляющие гостиничной услуги, тоже следует, для неприменения льгот, разделять на собственные и несобственные?    
 
Я тоже за то, чтобы турфирмы получали валюту от реализации туристского продукта зарубежным потребителям.
 
Я также за то, чтобы эти валютные средства в полном объеме туроператоры могли бы использовать для более эффективного продвижения своих комплексных услуги (туров), так и для продвижения Узбекистана на зарубежных  туристских рынках, где отечественный турбизнес испытывает серьезную конкуренцию сор стороны других, и не только центральноазиатских стран.
 
Добавлю, что основой валютных поступлений от туризма – являются туристские ресурсы Узбекистана. Однако без серьезных усилий, а самое главное, затрат, в том числе и валютных, со стороны  отечественных туроператоров, эти уникальные туристские ресурсы рискуют остаться невостребованными.
 
Сергей Данилов,
Руководитель туристско-информационного проекта www.GoUzbekistan,
независимый эксперт по международному туризму
2013-05-07 14:50:39, Гость_А.А.Мухамедбаев:
Уважаемый Сергей Данилов!
Я более чем уверен, что Вам понятен лейтмотив моего мнения, т.е. я сторонник и готов поддержать туроператоров, которые на самом деле предоставляют полный комплекс тур услуг и имеют всю или львиную долю необходимой для этого материально-технической базы (собственность, аренда или др...) от тех кто имеет всего лишь авиакассу и перекупают услуги у смежников. Вот за тех, кто действительно оказывает тур услуги собственными силами, я готов горой стоять за их право на преференции по обязательной продажи выручки в СКВ.
И как вы думаете,  кому мы должны отдавать, столь необходимую валюту для укрепления наших позиций в тур бизнесе?! - профессионалам или проходимцам!
С уважением,
Абдугани Мухамедбаев - эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву.
2013-05-07 14:51:05, Гость_Сергей Данилов:
Уважаемый Абдугани Мухамедбаев,
 
Спасибо за ваши дополнения. Я уже не первый раз читаю ваши комментарии, которые, к слову сказать, очень содержательные и профессиональные. В ряде ваших есть правильные и убедительные доводы, но некоторые утверждения, все же, требуют уточнения и учета особенностей рынка туристских услуг, в том числе и Узбекистана, как важного элемента международной торговли.
 
Как я понимаю, когда вы говорите о деятельности турфирм «кто имеет всего лишь авиакассу и перекупают услуги у смежников», то, скорее всего вы говорите о туристской деятельности на канале внутреннего и, особенно, выездного туризма, когда, в ряде случаев, вся работа местной турфирмы, выступающей в качестве турагента зарубежного туроператора, сводится к информационно-консалтинговым услугам, бронированию и продаже авиабилета, иногда оказываются услуги при прохождении визовых формальностей, направления заявки зарубежному партнеру на тур или просто на гостиницу. В ряде случаем менеджеры местной турфирмы никогда не бывали в странах, в которых они бронируют отдельные услуги или куда  заправляют запросы партнерам, тем более не всегда знают особенности предлагаемого турпродукта. Но, как вы сами понимаете, деятельность выездной отечественной турфирмы – это импорт туруслуг. Мы же говорим о въездном туризма, т.е. ведем разговор об экспорте туристских  услуг. Вы совершенно правы, когда говорите, что туроператорская деятельность носит посреднический характер. Об этом в туристской теории и практике ведутся дискуссии и научные споры. Вы, также правы, говоря, что посредники бывают разными и предлагают разные продукты. Причем, именно в их комплексном сочетании, что существенно меняет добавленную стоимость каждой отдельной услуги, которые в едином пакете с другими услугами создают некий синергетический эффект.
 
Вы, конечно, знаете, что большинство зарубежных туристов для поездок в Узбекистан, хотя и посещают страну по линии разных туроператоров, пользуются услугами одних и тех же авиакомпаний, действующих на рынке пассажирских авиаперевозок нашей страны (то же самое касается и ж/д перевозок). Большая часть туристов совершают поездки по стандартному, классическому маршруту 7 ночей/8 дней, включающих посещение Ташкента, Самарканда, Бухары, Ургенча (Хивы), иногда городов Ферганской долины и Термез. Все туристы посещают одни и те же памятники и туристские объекты, часто бывают в одних и тех же известных ресторанах и смотрят одни и те же фольклорные выступления (например, в медресе на Ляби-Хаузе в Бухаре). Словом, большинство турфирм предлагают на рынке похожий турпродукт, но при этом, заметно отличающийся по цене и качеству, набору и видам услуг, информационному обеспечению и другим, часто, индивидуальным особенностям туроператоров, что позволяет им конкурировать и развиваться на одном и том же сегменте рынка.
 
Поясню на простом примере, на узбекском плове, поскольку, в футболе, туризме и плове разбираются почти все. Приготовить плов самому несложно. Рецепты всех его видов хорошо известны, их легко можно найти в Интернете, а продукты можно легко купить на рынке. Именно поэтому, этот падишах узбекской кухни прочно занял свое достойное место не только на узбекском дастархане, но и вошел в повседневное меню и меню дорогих ресторанов, например в Москве. Вместе с тем, как мы с вами знаем, хороший плов, зависит не только от знания технологии и качественных продуктов. Часто главным фактором становится – мастерство повара. В Узбекистане можно стать успешным ошпазом, научившись хорошо готовить только одно блюдо. Помните фразу Жванецкого? «Общим видом овладели, теперь подробностей не надо пропускать». Все дело в подробностях, деталях и нюансах.
 
Гастрономия Узбекистана для иностранных туристов – важный мотивационный элемент. Для зарубежных гостей важно не просто поесть вкусный и безопасный плов. Важно не только узнать его технологические особенности, пищевую ценность. Но еще более важно узнать его культурологические аспекты, его роль в народных традициях, легендах и повседневной  жизни. Важно также узнать культуру его потребления и место плова в кулинарном наследии народа. Работу хорошего и ответственного туроператора можно отчасти сравнить с мастерством ошпаза. Эту работу не только сопровождает, но и отличает знание этих деталей и умение ими пользоваться в конкурентной борьбе. И не только на рынке туруслуг Узбекистана, но и на региональном рынке.
 
Детали есть в каждом деле. В гостиничном, в ресторанном, в экскурсионном… И эти детали лучше знают профессионалы – руководители и сотрудники гостиниц, ресторанов, экскурсионных бюро. И все эти виды предпринимательской деятельности – требуют отдельной подготовки и знаний. Поэтому небольшой турфирме довольно сложно управиться всеми эти видами бизнеса, да и зачем? Пусть каждый делает свое дело хорошо, а рынок сам вытеснит тех, кто не справится с растущей конкуренцией.
 
Для развития туризма в Узбекистане, особенно, его экспортной составляющей, надо создавать условия, облегчающие ведения бизнеса, иначе предприниматели сами отреагируют на появление проблем и найдут законный способ их обойти.
 
С уважением, Сергей Данилов
2013-05-07 14:51:29, Гость_А.А.Мухамедбаев:
Во-первых, хочу аудиторию «Нормы» и его сотрудников  с наступающим праздником Днем Памяти и Почестей, а также с  окончанием поста и Пасхой!
Во-вторых,  ещё раз  рад, что уважаемый Сергей Данилов, дабы  помочь представителям турбизнеса в их нелегком труде, постарался перевести полемику в более «понятный» мне разрез отрасли предпринимательства.
Я был и есть борец за права предпринимателей. Но, для того чтобы в полном объеме реализовать предоставленные  льготы и преференции, необходимо в первую очередь соответствовать им. И тогда есть кого защищать и что отстаивать.
Смею заметить, что я уже писал, и далек от мысли выдавать деятельность туроператоров за посреднические.
И в отличие от турдеятельности, право и правоприменительная практика достаточно знакомая нам часть нашей жизни.
А если по-большому, никто не лишает малых и больших операторов от права распоряжения всем объемом  валютной выручки. Речь идет всего лишь о второй половине валютной выручки, которая подлежит обязательной продаже.
Оказываете услуги посредством своей базы - хорошо, пользуетесь услугами смежников – тоже не плохо.  Но льгота на то и льгота, чтобы получать по заслугам, стремиться отвечать этим требованиям.
Я в своих комментариях поднял вопрос о внесении поправок в НК, дабы изменить порядок определения налогооблагаемой базы по ЕНП для лиц оказывающих туристические услуги. Т.е. определять базу  исходя из объема услуг выполненных самими операторами, за вычетом услуг смежников.
На мой взгляд, это направление может внести  больший вклад в развитие туристической отрасли нашей страны.
 
С уважением, Абдугани Мухамедбаев – эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву.
2013-05-07 14:51:59, Гость_Сергей Данилов:
Уважаемый Абдугани Мухамедбаев,
 
Мы с вами можем долго дискутировать на эту тему, поскольку, вроде говорим об одном и том же, читаем одни и же документы, но понимаем - по-разному, о чем я и говорил выше.
 
Если вы настаиваете на разделении "услуг смежников", то почему вы не обратили внимание в моем предыдущем комментарии на "услугу по размещению", которая считается собственной услугой гостиницы, но на самом деле являющейся комплексной услугой  ряда смежников (поставщиков услуг связи и телекоммуникации, горячей и холодной воды, отопления и др.)?  
 
Предлагаю следующее. Если Вы, как эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву, уверены в своей позиции, то, почему бы Вам не не растолковать все это руководству Минфина Узбекистана и Экспертному совету при ГНИ, поскольку, они не разделяют Вашу точку зрения.
 
Об этом можете прочитать по ссылке http://gouzbekistan.uz/cat/touristIndustry/Sobstvennujprodykttyroperatorasere3nujargymen3A    
 
У меня, кстати сказать, есть копии документов, на которые я ссылаюсь.
 
С уважением,
 
Сергей Данилов
2013-05-07 14:52:27, Гость_А.А.Мухамедбаев:
Да! Пути Минфина и Экспертного Совета  неисповедимы!!!!
Достаточно полезная и интересная ссылка, с которой я с величайшим  удовольствием ознакомился.
Поздравляю Самаркандского туроператора!
А вот повезет ли другим?!
Спасибо за конструктивный диалог!
Абдугани Мухамедбаев – эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву
2013-05-08 13:46:25, rimma.norma [админ]:
Эксперты редакции уже рассматаривали подобную ситуацию. Рекомендуем посмотреть материал "Туруслуги собственного производства" в № 43 от 30 октября 2012 г. газеты "Норма", полную версию публикации можно найти на сайте Norma.uz.или в электронных продуктах компании. Надо сказать, что мнение эксперта Мокшина А. соответствует позиции "за".
 
ссылка: http://norma.uz/publish/doc/text84608_turuslugi_sobstvennogo_proizvodstva
2013-05-08 16:59:25, Гость_Солодовникова Р.Г. :
Актуальность данного вопроса очевидна и в очередной раз указывает на несовершенство действующего законодательства указанной сфере, что порождает самые разные точки зрения на сложившуюся ситуацию.
Понятие "туристская деятельность" имеет несколько значений, во-первых, деятельность специализированных организаций по предоставлению и организации туристских услуг и товаров, во-вторых, занятие туризмом, отдыхом, экскурсиями, досугом, в-третьих, проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий в целях реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.        
Что показывает зарубежная практика? По законодательству РФ  туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. По законодательству Республики Беларусь наряду с туроператорской и турагентской к туристской также относится деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий. В   Республике Казахстан туристская деятельность - это деятельность физических и юридических лиц по предоставлению туристских услуг. Аналогичным образом определяются эти понятия в Украине и Молдове. Закон Мальты "О путешествиях и туризме" для обозначения предпринимательской деятельности в туризме использует синоним понятия "туристская деятельность" - "туристская операция" (tourism operation), под которой понимаются услуги всех субъектов туристской индустрии, имеющих лицензию на соответствующую туроперацию.
По законодательству Узбекистана – это лицензионная и сертифицированная деятельность  по организации  путешествий и связанных с ними услуг, причем экскурсионная деятельность и туристкие услуги являются ее элементами.
Таким образом, во всех указанных определениях данного вида предпринимательской деятельности можно выделить общее – это организация путешествий с предоставлением комплекса услуг, направленных на удовлетворение потребностей туриста.
В Директиве Совета Европейского экономического сообщества от 13 июня 1990 г. N 90/314/ЕЕС "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" под турпродуктом (туром, услугами, включающими все) понимается предварительно намеченное сочетание не менее двух нижеперечисленных элементов, предлагаемых для продажи по глобальной цене, если период оказания услуг превышает 24 часа или включает ночь: транспортные услуги; услуги проживания; другие услуги в секторе туризма, не относящиеся к транспорту или к проживанию, составляющие значительную часть "услуг, включающих все".
Однако собственно туристские услуги оказываются совершенно другой категорией исполнителей - не организаторами туризма, а именно непосредственными исполнителями - перевозчиками, средствами размещения, питания и проч. Но  все эти предприятия оказывают услуги всему населению, а не только туристам. Выделение доли услуг, предоставляемых именно туристам, является критерием степени участия предприятия в туристской деятельности и достаточно сложно на практике, в том числе в вопросе предоставления льгот. Кроме того, в теории туристских услуг выделяются типичные и нетипичные туристские услуги.
В российской практике разработаны Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденные Госкомитетом по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г.  №402, в которой дано определение термину «туристский продукт» - право на тур, как комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, являющееся объектом купли-продажи и подлежащее продаже либо туристу, либо другой туристской организации. Эти  рекомендации призваны обеспечить единство состава и классификации затрат, методов их учета, а также определить методы исчисления себестоимости туристского продукта, услуг по туристскому обслуживанию и порядок формирования финансовых результатов от продажи туристского продукта для всех организаций, занимающихся туристской деятельностью. При этом, как сказано в данном документе туристский продукт может формироваться туристской организацией либо из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, либо из услуг, оказываемых собственными силами, либо как из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, так и из услуг, оказываемых собственными силами. Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу. Таким образом, туристский продукт, представляющий комплекс услуг, необходимых туристу во время путешествия, отнесен к собственным услугам организаций, занимающихся туристкой деятельностью.  
Полагаю, что аналогичный документ, разработанный компетентным органом, способствовал бы правильному разрешению возникшей проблемы.
2013-05-08 17:42:02, botir2002:
Разработка такого документа маловероятно, чем больше документов, тем больше рисков.
Может быть принять более радикальные меры. Например
1.Дать льготу всем компаниям при экспорте товара, работ и услуг(снижении ставки ЕНП, налога на прибыль и имущества)
2.Отменить понятие «продукт и услуги собственного производства»
3.Обязать всех продавать 50% валютную выручку
2013-05-08 21:06:07, Гость_naus:
Для понимания поставленной проблемы нужно ответить на вопросы: А почему малые предприятия так хотят воспользоваться  льготой по валютной выручке? Что будет, если они этой льготы лишатся? Насколько мне известно, рентабельность туристического бизнеса, направленного на привоз в Узбекистан интуристов, невысока - 15-20 процентов. Если лишить его права оставлять 100 процентов СКВ в собственном распоряжении, то у многих  вместо прибыли будут убытки. Понятно, что предприниматели найдут выход и в этой ситуации. Им придется или повышать  стоимость туров в СКВ, что вряд ли  в условиях острой конкуренции положительно скажется на росте потока туристов в страну из-за рубежа. Или же принимать решения вне рамок действующего правового поля. И то, и другое - нежелательно. Поэтому, юридические аргументы в пользу той или иной стороны, конечно, важны. Но не менее важна и экономическая сторона вопроса, которую обязательно надо учитывать вырабатывая те или иные решения госорганов.
2013-05-10 12:31:01, Гость_Yodgor:
с 1996 года работаю в сфере туризма и изучил огромное колличество материало касательно тур индустрии, и для большего понимания туризма в целом проработал в ведущих предприятиях туризма, а так же сотрудничал с такими же предприятиями туризма. вот уже несколько лет пытаюсь наладить деятельность туристической фирмы, куда пригласили меня на работу. исходя из преобретённого опыта и следуя последним тенденциям мировой практики - это сделать невозможно.
причина 1. у нас сезонность и держать рабочий персонал на постоянно на своём баллансе ВООБЩЕ НЕ ВЫГОДНО. поэтому многие, даже могу сказать все туристические предприятия пользуются этим методом и нанимают работников во время сезона, для оказания тех или иных услуг (гиды, транспорт, фольклёрные группы итд).
причина 2. для того чтобы увеличить разнообразии туристических услуг (туристских продуктов,) должна быть востребованность на те или иные виды услуг. но этого тоже нет, так как востребование идет по единичным случаям - и опять же нет смысла создавать услугу и держать её постоянно ради разовых заявок. все прекрасно понимают и знают что нас посещают люди НЕ МОЛОДЫЕ, которые мал подвижны, то есть не мобильные и не легки на подъём и у них очень ограниченные потребности и интересы в силу своего возраста, состояния здоровия и экономического благосостояния.
 
НАДО СПЕРВА НАМ ПОДУМАТЬ КАК СДЕЛАТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАН КРУГЛЫЙ ГОД И ДЛЯ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА.
2013-05-16 13:29:59, Гость_Alis Rus, Ph.D.:
На мой взгляд, в данном вопросе во главу угла должно быть поставлено развитие туризма.  Ведь, по большому счету, речь не идет о разграничении туроператоров, предоставляющих  полный комплекс тур услуг и имеющих  необходимую  для этого материально-техническую базу (собственность, аренда или др...) от тех, кто пользуются  услугами смежников и подрядчиков. Речь идет о том, чтобы  обеспечивался рост спроса на туристические услуги,  решались задачи совершенствования туристической инфраструктуры, в частности, гостиничного бизнеса, от которого в первую очередь  зависят объемы въездного потока туристов в страну.  В этой связи, возникает вопрос об эффективности для развития туризма  предоставления определенных льгот, (в данном случае- по обязательной продаже валютной выручки) в первую очередь  крупным компаниям, обладающим своей материально-технической базой,   без учета интересов небольших турфирм, которые способны порой более оперативно реагировать на  конъюнктуру рынка и принимать гостей,  как говориться, «по- семейному»? Перед туроператорами стоит сложная проблема – найти оптимальное соотношение между низкой ценой и разнообразием предлагаемых услуг. Для предпринимателя важно определиться со стратегией – снижать уровень затрат или расширять ассортимент – и четко следовать ей, поскольку одновременные попытки и снижать цену, и улучшать качество продукции, и расширять ассортимент могут привести к убыточности предприятия. Туристическая фирма может стремиться создать собственную инфраструктуру, чтобы сократить число посредников. Это не только снизит себестоимость, но и повысит качество услуг, так как. туристическая фирма будет иметь большие возможности по контролю за структурными подразделениями. Предоставление преференций крупным туроператорам, которые и так уже имеют большую конкурентоспособность, не будет способствовать здоровой конкуренции и улучшению качества предоставляемых услуг. Обобщая сказанное, делаю вывод о том, что если рассматривать обсуждаемый вопрос в данном контексте, становится очевидным решение его в пользу мнения, что туристический  продукт является единым  комплексом прав на услуги, удовлетворяющим потребности туриста, и, соответственно, что турпродукт по определению является продуктом собственного производства. При таком подходе, всё логично становится на свои места в свете государственной политики максимального благоприятствования развитию туризма в нашей стране.
2013-05-16 16:46:39, Гость_А.А.Мухамедбаев:
Гость_Alis Rus, Ph.D.
Обобщая сказанное, делаю вывод о том, что если рассматривать обсуждаемый вопрос в данном контексте, становится очевидным решение его в пользу мнения, что туристический  продукт является единым  комплексом прав на услуги, удовлетворяющим потребности туриста, и, соответственно, что турпродукт по определению является продуктом собственного производства. При таком подходе, всё логично становится на свои места в свете государственной политики максимального благоприятствования развитию туризма в нашей стране.
Интересная логическая последовательность - чтоб помочь (особенно малым операторам) необходимо принять комплекс услуг как собственные.
 
А почему именно турбизнесу необходимо дать эту льготу. Чем хуже их промышленность и его сегмент малого предпринимательства?
 
В этом контекcте более актуальным является мнение уважаемого -  
botir2002
Может быть принять более радикальные меры. Например
1.Дать льготу всем компаниям при экспорте товара, работ и услуг(снижении ставки ЕНП, налога на прибыль и имущества)
2.Отменить понятие «продукт и услуги собственного производства»
3.Обязать всех продавать 50% валютную выручку

А.А.Мухамедбаев -эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву
2013-05-16 17:00:56, Гость_:
Гость_А.А.Мухамедбаев

 
А почему именно турбизнесу необходимо дать эту льготу. Чем хуже их промышленность и его сегмент малого предпринимательства?
 

Прошу прощения!
Нужно читать "чем хуже (от туризма)промышленность и его сегмент малого предпринимательства ?
 
Спасибо!
А.Мухамедбаев-эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву
2013-05-20 17:33:41, Гость_Alis Rus, Ph.D.:
Ничем не хуже. Просто в данном случае мы рассматриваем именно этот вопрос.И в этом аспекте, государство проводит политику льгот для этой отрасли с целью способствования ее активному развитию. И в это связи, применительно к  туризму, государство решает кому давать преференции: всем субъектам услуг туриндустрии, или его отдельным субъектам, в частности, обладающим собственной базой. Комплексное развитие туризма, как отрасли народного хозяйства, требует преференций для всех его субъектов. А равная конкуренция внутри отрасли, без каких-либо льгот для отельных субъектов, должно привести к улучшению качества услуг в целом и, в конечном счете, естественное вытеснение с рынка неконкурентоспособных туроператоров.
2013-05-25 16:30:03, Гость_Шараф Рузметов:
Тема статьи и дискуссия по поводу определения собственных услуг туристических организаций могут затронуть и другие организации, оказывающие услуги или выполняющие  определенные работы (за исключением строительных ит.п.).
Желание господина Мухамедбаев А расставить точки над I и его логический подход при определении услуг собственного производства туристических организаций может привести организации, нарушающие не только Закон о валютном регулировании, но и к неправильному применению льготы при определении доли экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ и оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту и снижении ставки налога ЕНП или налога на прибыль и налога на имущество.    
«Вся беда в том, что определение облагаемого оборота по Налоговому кодексу Республики Узбекистан  (НК) и определение товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту, согласно Правил (рег. № 2195 от 16.02.2011 г.), преследуют разные цели и основания».
 
«В соответствии с НК для плательщиков общеустановленных налогов, стоимость работ и услуг, выполненных третьими (сторонними) лицами, являются вычитаемыми расходами при определении налогооблагаемой прибыли (ст.141, 145 НК)».
«Становится явным, что и НК  и Правила имеют идентичный подход при определении объекта налогообложения и «собственных услуг», и тем более не идут в разрез Закону Республики Узбекистан «О туризме» и Гражданскому кодексу Республики Узбекистан».
Иными словами Уважаемый Мухамедбаев А. желает сказать, что все вычитаемые расходы, в том числе за расход электроэнергии (в наличии Электростанции нет), аренда помещения и т.п. расходы следует вычитать из полученной стоимости комплекса туристско-экскурсионных услуг для определения услуг собственного производства.
Организации, оказывающие услуги по ремонту транспортных средств (поездов, вагонов, самолетов), а также другие услуги при экспорте за свободно конвертируемую валюту, обязаны также применять такой же метод определения стоимости услуг собственного производства.
И что получается, например если нет поставщика электроэнергии, нет кислорода и карбита для проведения сварочных работ, нет запасных частей к двигателю самолета или локомотива организация не имеет возможности выполнить услугу или работу, а если есть то это стоимость расхода электроэнергии, др. материалов (зап.частей) не включается в стоимость услуг собственного производства?
Если у туристической организации на балансе нет гостиницы, это не значит, что эта организация не имеет право заниматься туруслугами, и в действующем законодательстве нет определения, что является услугами собственного производства не только для туристических организаций, но и для других организаций, оказывающих услуги.
 
В связи с этим, у проверяющих работников Самаркандского туроператора сложилось мнение такое же как у Уважаемого Мухамедбаева А.
Однако Экспертный Совет выносит решение, что комплекс туруслуг является услугами собственного производства.
И для закрытия данного вопроса следовало бы до внесения изменения и дополнения в законодательство Республики Узбекистан понятия и определения что является услугой собственного производства, туроператорам обратиться с обращением и получить совместное письмо МФ и ГНК.
 
Тема вопроса: Производить 50 % обязательную продажу валютной выручки или нет?
У туроператора нет на расчетном счете Уз.сум для взаиморасчета с гостиницей или транспортной организацией. В данном случае туроператор задумается расстаться с иностранной валютой с выгодой или по курсу ЦБ. Все таки проблема в другом.
 
Однако определения стоимости услуг собственного производства для применения нормы установленной Постановлением Президента РУз от 25.12.2012 г. № ПП-1887, для предприятий, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ и оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту, за исключением сырьевых товаров, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года № УП-1871, составляет:
- от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации   установленная ставка ЕНП, налога на прибыль, налога на имущество снижается на 30%
- от 30 и более процентов в общем объеме реализации  установленная ставка ЕНП, налога на прибыль, налога на имущество снижается на 50%
 
Почему то не возникает?
2015-07-21 10:25:29, Гость_Жура:
        Говорим что, одним из важнейших направлений инвестиционной политики нашего государства являются развитие и поддержка туристической деятельности. Для ее участников законодательством установлен ряд льгот и преференций. Гостиниц платят НДС. Вот только положения регламентирующих их нормативных актов трактуются по-разному. Хотя гостиницы тоже оказывают услуги по проживанию, питание. Все зависит от  трактовки  Налогового  Кодекса РУз.
Статья 208. Оборот по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемый от налога
Освобождается от налога на добавленную стоимость если иное не предусмотрено статьей 212 настоящего Кодекса оборот по реализации:
     15) санаторно-курортных, оздоровительных, туристско-экскурсионных услуг, а также услуг учреждений физической культуры и спорта. В целях применения настоящего пункта:
    - к туристско-экскурсионным услугам относится комплекс туристско-экскурсионных услуг, включенных в стоимость путевки (ваучера), на оказание туристических услуг, входящих в состав тура. Комплекс туристических услуг включает в себя транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питание, экскурсионное обслуживание, организацию культурных, спортивных программ и другие услуги, определенные договором на их предоставление;
2017-04-27 15:36:38, Гость_:
спасибо тем кто ответил и написал вопросы.. очень детально и конкретно.... по моему мнению в таких вопросах нужно включить на обсуждение не посредственно тур операторов или тех кто не посредственно работает в туризме так как это косоется именно работников тур-сферы

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика