Представительство российской компании по распоряжению своей головной компании продает часть своих основных средств, бывших в употреблении (мебель, автотранспортные средства, оргтехнику).
Представительство не занимается предпринимательской деятельностью. Будут ли доходы инофирмы от реализации такого имущества подлежать налогообложению в Узбекистане?
– В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан1 представительства не являются юридическими лицами и не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность. Согласно пункту 22 Положения оно наделяется имуществом создавшей его инофирмы и действует на основании утвержденного ею положения о представительстве. Следовательно, основные средства, используемые в деятельности представительства, являются собственностью инофирмы.
Особенности налогообложения нерезидентов Узбекистана определены статьями 154 и 155 Налогового кодекса (НК). Статья 154 определяет особенности налогообложения доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность в Узбекистане через постоянное учреждение. Понятие «постоянное учреждение» не включает осуществление деятельности подготовительного и вспомогательного характера, к которой, в частности, относится содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и(или) распространения информации (без права продажи), маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг) нерезидента Республики Узбекистан, если такая деятельность не является основной его деятельностью (статья 20 НК).
В данном случае иностранная компания не осуществляет предпринимательскую деятельность через постоянное учреждение, функции представительства (как видно из вопроса) носят исключительно вспомогательный характер.
В соответствии со статьей 155 НК доходы нерезидента Узбекистана, не связанные с постоянным учреждением, подлежат налогообложению у источника выплаты без вычета расходов, связанных с извлечением этих доходов. Данной статьей также определено, что относится к доходам нерезидентов, облагаемым у источника выплаты. Полученные от реализации находящегося на территории Узбекистана движимого имущества нерезидента в ней не указаны.
На основании пункта 2 статьи 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества2 доходы от отчуждения движимого имущества, составляющего часть деловой собственности постоянного учреждения, которое пpедпpиятие одного договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, или от отчуждения движимого имущества, относящегося к постоянной базе, доступной pезиденту одного договаpивающегося госудаpства в дpугом договаpивающемся госудаpстве с целью осуществления независимых личных услуг, включая доходы, получаемые от отчуждения этого постоянного учреждения (отдельно или вместе с пpедпpиятием) или такой постоянной базы, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Согласно пункту 4 статьи 13 Соглашения доходы, получаемые от отчуждения любого другого имущества, не перечисленного в пунктах 1, 2 и 3 этой cтатьи, облагаются налогом только в том договаривающемся государстве, pезидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
Исходя из смысла вышеприведенных положений, Налогового кодекса Республики Узбекистан и Соглашения, если нерезидент не имеет постоянной базы в Узбекистане и не осуществляет деятельность через постоянное учреждение, то доходы от реализации его движимого имущества будут облагаться налогом в стране нерезидента (в данном случае в Российской Федерации).
Ирина АГАФОНОВА,
руководитель налоговой практики
------------------------
1Приложение N 1 к Постановлению КМ от 23.10.2000 г. N 410.
2Москва, 2.03.1994 г., вступило в силу 27 июля 1995 года.
Так и по данному заданному вопросу:
Во первых, чтобы ответить на заданный вопрос в начале следует обсудить какую организацию (компанию) Российской Федерации представляет представительство?
Если представительство международной и иностранной негосударственной некоммерческой организации, то в соответствии части четвертой статьи 9 ЗРУ от 14.04.1999г. № 763-I «О негосударственной некоммерческой организации», оно является юридическим лицом.
Если представительство иностранной (в данном случае Российская Федерация) коммерческой организации, то в соответствии приложения № 1 к Постановлению КМ РУз от 23.10.2000 г. № 410, оно не является юридическим лицом и, которая не осуществляет хозяйственную или иную коммерческую деятельность, за исключением случаев, представительств иностранных авиакомпаний.
Налогообложение инофирм, представительств и их сотрудников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Если представительство иностранного банка, то в соответствии положения (рег.МЮ от 23.12.2008 г. №1883 осуществляет свою деятельность от имени создавшего его банка в пределах полномочий, установленных положением о Представительстве, не является юридическим лицом и не имеет права осуществлять банковскую или иную коммерческую деятельность.
В каждом случае при реализации движимого имущества и образовании дохода в перечисленных выше представительствах, установлены определенные нормы налогообложения, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
В соответствии пункта 2 статьи 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, доходы от отчуждения движимого имущества, составляющего часть собственности постоянного представительства, которое предприятие одного Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, или от движимого имущества, относящегося к постоянной базе, доступной резиденту одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве для целей осуществления независимых личных услуг, включая доходы от отчуждения такого постоянного представительства (отдельно или вместе с предприятием) или такой постоянной базы, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве. В нашем случае облагается налогом в Республике Узбекистан.
Хотелось бы обратить внимание читателей газеты, что в данном пункте Соглашения говорится о собственности постоянного представительства. Понятие постоянного представительства дается в данном Соглашении в статье 5, а также в статье 306 Налогового Кодекса Российской Федерации, однако понятия постоянного представительства в Налоговом Кодексе Республики Узбекистан нет и в ходе применения данного соглашения налогоплательщикам и работникам налоговых органов приходится сопоставлять понятия «постоянное представительство» и понятия «постоянное учреждение».
Для применения нормы статьи 20 НК и чтобы конкретно ответить на вопрос является ли аккредитованное представительство постоянным учреждением или не является следует ознакомится с положением о представительстве, утвержденном руководством инофирмы и скрепленной ее печатью. Если сбор, обработка и (или) распространение информации, маркетинг, реклама или изучение рынка товаров (работ, услуг) нерезидента Республики Узбекистан является основной деятельностью представительства, то представительство является «постоянным учреждением».
Спросят на основании какой нормы представительство является «постоянным учреждением»?
В соответствии части первой статьи 20 НК, под постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан, включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо. Обратите внимание «включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо». Уполномоченным лицом является представительство осуществляемая деятельность, здесь в норме не указывается «предпринимательская».
Да и если по налоговому законодательству Российской Федерации установлена уплата налога у источника выплаты с доходов нерезидента, полученных от реализации имущества, почему в Республике Узбекистан мы не должны применять эту норму?