Norma.uz
Газета Норма / 2023 год / № 22 / Дом, в котором мы живем

Управлять домами должны профессионалы

 

Как повысить потенциал организаций управляющих и обслуживающих жилищный фонд? С этой целью руководители ряда УК из всех регионов республики собрались на тренинг-семинар, который проходил в предгорьях Тянь-Шаня – Акташе. Это мероприятие было организовано в рамках проекта PROMHOUSE «Профессионализация управления жилищным фондом в Казахстане и Узбекистане». С узбекистанской
стороны партнером проекта выступает Ассоциация организаций профессиональных управляющих
и обслуживающих жилищный фонд.    

 

Внимание правовому регулированию

Руководители УК в течение нескольких дней обсуждали различные аспекты профессионального управления многоквартирным жилфондом. В частности, в центре внимания были вопросы правового регулирования. Управляющие, безусловно, должны владеть законодательством, им необходимы знания, навыки пользования электронными информационнно-правовыми базами norma.uz, lex.uz и прочими. Ассоциация организаций профессиональных управляющих и обслуживающих жилищный фонд Узбекистана, членами которой являются все участники семинара, помогает им  в  этом, проводит обучающие семинары, обеспечивает НПА.  

Исполнительный директор Ассоциации Рахима Ортикова отметила, какими документами должны руководствоваться управляющие, остановилась на необходимости внесения изменений в некоторые законодательные акты. Главной проблемой сегодня является низкая платежная дисциплина собственников. Управляющие, как впрочем и жители, недооценивают всю важность договорных отношений. Например, проблему с неплатежами можно было решать гораздо проще, прописав в договоре возможность рассмотрения вопроса в рамках третейского разбирательства, не доводя дело до суда. Ряд УК успешно используют такую практику. Большинство жителей подписывают договоры управления, не читая их, что приводит к конфликтным ситуациям, нарушениям их прав. Собственникам пора становиться грамотными заказчиками услуг, внимательно знакомиться с тем, что им предлагают, учиться отстаивать свои интересы в рамках закона. 

Еще одна важная тема – планирование работ по текущему и капитальному ремонтам с учетом приоритетов. Обследование зданий должны проводить грамотные специалисты на основе строительных норм и правил. Необходимо изучать рынок строительных материалов, проводить мониторинг подрядных организаций. Проекты плана работ и сметы расходов обязательно согласовать с собственниками – заказчиками услуг. Это серьезный процесс, который по силам только специалистам.

 

Ставка на цифровизацию

Сегодня в жилищно-коммунальной сфере делается ставка на цифровизацию. С помощью новых информационных технологий и сервисов могут быть созданы комфортные и безопасные условия для жителей многоквартирных домов. Цифровая сеть способна ускорить выявление аварийных ситуаций, спланировать ремонт и замену сетей, в результате чего снижается   коммунальная нагрузка на жителей. Информационные технологии обеспечивают прозрачность взаимодействия УК и собственников жилых помещений: с их помощью можно оперативно принимать и обрабатывать обращения  жителей, эффективнее работать с начислениями  и платежами, вести учет потребляемых ресурсов. 

Представление наших управленцев об этом расширило выступление профессора бизнес-информатики Европейской бизнес-школы (ЕБС) Хайко Гзелла в рамках обучающей программы проекта PROMHOUSE «Цифровизация в сфере недвижимости».   

Своим опытом поделился директор управляющей компании Yangi muxtasham-Saroy Дилшод Асрокулов, активно использующий инструменты цифровизации в практике УК. Он считает, что информационные технологии должны быть максимально просты и понятны, чтобы ими могли пользоваться как жители, так и работники обслуживающих организаций. Возможность видеть здание в цифровом режиме позволит объективно оценить все недостатки и своевременно устранить их, а в конечном итоге повысить стоимость самого здания и квартиры.

 

Учиться владеть собой

В рамках тренинга управляющим предложили проверить себя: могут ли они управлять своими эмоциями в сложных ситуациях. Это очень важно в общении с жителями. Ведь руководители УК должны владеть мастерством спора, технологией убеждения, правильно вести деловую беседу, выслушать и понять, почему к ним пришли с жалобой или просьбой, помочь в их решении. В рамках деловых игр, которые провел тренер-психолог Бобоер Тураев, управляющие узнали, как можно создать эмоциональный и психологический комфорт при общении с жителями, урегулировать конфликтные ситуации. Сегодня очень важны социально-психологические аспекты построения взаимодействия с собственниками, о чем в общем-то не задумываются наши управленцы. Особенно это необходимо, когда люди недовольны работой органов управления и качеством услуг, отсутствием прозрачности расходования их средств, когда они недопонимают суть преобразований, происходящих в жилищно-коммунальной сфере. Было интересно наблюдать, как руководители УК разыгрывали ролевые игры, примеряя на себя роль доведенного до отчаяния жителя, выходили из той или иной сложной ситуации. Затем все вместе разбирали предлагаемую модель поведения, оценивая свои действия и действия коллег.   

Под занавес встречи всех ожидала хорошая новость. В стране началась подготовка хаусмастеров. Специалистов по этой престижной и востребованной профессии готовят в Алмалыкском архитектурно-строительном техникуме. В настоящее время решается вопрос о внесении ее в Классификатор профессий. Придет время, когда технические работы по дому будут выполнять дипломированные специалисты. Это станет возможным благодаря реализуемому проекту PROMHOUSE в Узбекистане и Казахстане в тесном сотрудничестве с Ассоциацией организаций профессиональных управляющих жилищным фондом Узбекистана.

 

Наталья Вишневская,

консультант по жилищному законодательству.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 636 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика