Говорят, что один ремонт равносилен трем пожарам и пяти переездам. В столице полным ходом идет капитальный ремонт внутридомовых коммуникаций части многоквартирных домов за счет бюджетных средств. Благие ожидания жителей ряда многоэтажек обернулись проблемами. Конечно, несоразмеримыми с тремя пожарами, но тоже неприятными. Чем недовольны собственники? Государство оказывает им помощь, полностью финансируя замену старых инженерных систем в подвалах на пластиковые. Это улучшит состояние общедомового имущества, позволит жителям сэкономить свои взносы или платежи на выполнение других работ. Как это происходило в ряде домов иллюстрирует ситуация, сложившаяся в десяти чиланзарских многоэтажках.
Ремонт доверили случайным людям?
С началом капремонта в этих домах субподрядчик максимально отстранил УК от информации о его проведении. В результате неясно, кто пришел в многоэтажки и работает на внутридомовых сетях, являющихся общим имуществом собственников. Закрытыми от УК и жителей остается перечень работ, которые выполняются в каждом доме. Никто не может назвать документ, на основании которого проводится ремонт за счет средств бюджета. Субподрядчик, работающий в 10 домах, не называет ни своей фамилии, ни организации, которую представляет. По результатам работы его бригад можно судить, что хокимият, который рулит этим делом, доверил осваивать государственные средства технически безграмотным людям, взявшим на себя улучшение внутридомовых сетей, о которых ранее не имели представления.
С началом ремонта во всех 10 домах упал напор холодной воды. Частые включения-отключения без предупреждения и графиков привели к засору сантехники в ряде квартир. Затраты на ее ремонт, конечно же, из кармана жителей. Помимо ежедневных отключений, ремонтники без особой надобности перекрывали воду на 2-3 дня либо забывая ее включить, либо не подключая
из-за нарушений, созданных ими же во внутридомовых системах. Даже в праздники и в день проведения референдума за принятие новой Конституции в ряде домов люди сидели без воды. На жалобы жильцов субподрядчик отвечал, что это проблемы жителей и УК. Но аварийная служба Сувсоз всякий раз подтверждала, что их создает подрядчик.
Как навредить общему имуществу собственников и ни за что
не отвечать?
Если зафиксировать все нарушения ремонтников в 10 домах, можно составить руководство «Как навредить общему имуществу собственников и ни за что не отвечать». Причина всех проблем – халатность и безответственность субподрядчика и его рабочих, явно не знакомых с правилами проведения капремонта общедомового имущества. То и дело они создавали аварии. В одних случаях из-за некомпетентности, в других – из-за небрежности. Бросали полученный материал на коммуникации, ходили по ним, необоснованно экономили трубы, задвижки и прочее, использовали старое оборудование вместо нового, например, старые задвижки.
Вот перечень далеко не всех «достижений» субподрядчика. В подвале одного дома рабочие сломали задвижку. Сказали, что так и было. Проломили лежак холодного водоснабжения. Установили систему ХВС без сужения, что отразилось на давлении холодной воды в доме. Стали валить все на Сувсоз, мол, это поставщик не обеспечивает давление. Аварийка замерила подачу холодной воды – параметры соответствовали нормативам. Указала, что субподрядчик должен заменить лежак в соответствии с нормативами. Пластиковые трубы в подвале из экономии установили не на стене, чтобы сантехникам было удобно работать, а на потолке. Неправильно их закрепили, в результате чего пластик провис, задевает голову, крепежные шпильки торчат, создавая травмоопасность для сантехников. Работать в подвале теперь можно только сильно согнувшись.
В другом доме ремонтники порвали систему горячего водоснабжения. Возникла серьезная авария, которую опять гасили сантехники УК. Жители тогда вызывали даже МЧС. Через 2 дня, протягивая лежак ГВС – опять авария. Здесь же разбили на части чугунную задвижку.
В третьей многоэтажке тоже спровоцировали аварию во время замены лежака канализации. Сантехники УК восстанавливают ее в начале, а она рвется в конце, потому что ремонтники некачественно закрепили подпорки, используя старые вместо новых. В этом же доме повредили лежак ХВС, неправильно соединили коммуникации и уж совсем непонятно как умудрились свалить тепловой узел. Нарушений достаточно и в остальных семи домах. Не слишком ли много для одного капремонта?
Дежавю
или повторение пройденного
А между тем УК, имеющая опыт проведения ремонтов внутридомовых сетей, предлагала выполнение работ в этих 10 домах своими силами. Свои сантехники знают проблемы многоэтажек лучше пришлых, не имеющих ни практики, ни квалификации. Ей работать на этих сетях в дальнейшем. Кто теперь должен отвечать за нарушения? Аварию за аварией за нерадивыми ремонтниками вынуждена ликвидировать за свой счет УК, потому что время не ждет – страдают жители. Договорных отношений с прописанными правами и обязанностями между субпорядчиком и УК нет. Работы будут приниматься на основе акта. Налицо нарушения прав и интересов собственников. Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что за нанесение ущерба потребителю (общедомовому имуществу собственников, как и личному), исполнитель обязан компенсировать нанесенный материальный ущерб за свой счет. Если в силу технического невежества он не может сделать этого сам, значит, должен нанять грамотных специалистов, которые исправят нарушения вместо него. То есть cубподрядчик должен заплатить за нанесенный ущерб и работу по его восстановлению (возмещению) управляющей компании.
Все это справедливо вызывает негативные эмоции жителей и наводит на мысль: а не делается ли все это специально? Субподрядчику, не разбирающемуся в инженерных коммуникациях; скрывающему свои данные от тех, для кого он работает; отказавшемуся ознакомить УК с утвержденным объемом работ; создавшему жителям и УК массу проблем; заявлявшему: «жалуйтесь куда хотите» доверили осваивать государственные средства? А может он намеренно провоцирует недовольство граждан политикой государства в жилищной сфере, подрывая авторитет и уважение к ней? Дойдет ли государственная помощь в полном объеме до жителей при таких исполнителях – большой вопрос. Хочется надеяться, что это частная история и в целом это не так. Но как же напоминает дежавю, что мы это уже проходили. Опять повторение пройденного?
Когда материал был готов, руководители управляющей компании попросили не указывать ее данные. О чем это говорит? Не об опасениях ли, что вместо спроса с нарушителей будут кошмарить тех, кто не виноват?
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.