Управляющая компания включила в платежки за содержание общего имущества ежемесячную плату за домофон. Руководители УК мотивируют это тем, что домофон является общим имуществом собственников и мы обязаны содержать его за свой счет. Так ли это на самом деле?
Относится ли домофон к общему имуществу?
Этот вопрос недостаточно проработан законодательством и требует более четкой регламентации. Напомним, что относится к общедомовому имуществу собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно Закону «Об управлении многоквартирными домами» (далее – Закон) к общему имуществу относятся:
• общие помещения в многоквартирном доме;
• несущие и ограждающие конструкции;
• межквартирные лестничные клетки;
• лестницы;
• лифты, лифтовые и иные шахты;
• коридоры;
• технические этажи;
• подвалы;
• чердаки и крыши;
• внутридомовые инженерные сети и коммуникации;
• механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование и устройства, находящиеся за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения (ст. 6 Закона).
Собственники помещений обязаны ежемесячно оплачивать расходы по содержанию общего имущества, как правило, в денежной форме. Размер обязательных взносов или платежей собственников помещений на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества и благоустройство земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому, устанавливается решением общего собрания (ст. 16 Закона).
Аргументы «За»
Точка зрения жителей, считающих, что домофон относится к общедомовому имуществу, основана на том, что это сложное электронно-механическое устройство, которое устанавливается на входную дверь. Оно используется собственниками более одного помещения. Значит, полагают жители, его можно отнести к механическому и электрическому оборудованию, которое, согласно ст. 6 Закона, входит в состав общедомового имущества.
Контраргументы
Другие придерживаются мнения, что к общему имуществу собственников относится имущество, без которого невозможно нормальное функционирование дома. Домофон – это устройство, связанное с повышением комфортности проживания. Без него жители вполне могут обойтись и состояние общего имущества от этого не ухудшится.
Является ли установка домофона жилищной услугой?
– Установка домофона не является жилищно-коммунальной услугой. Это бытовая услуга, которая подпадает под действие Закона «О защите прав потребителей». Многоквартирный дом является сложным инженерно-техническим объектом. Отсутствие домофона не связано с нарушением прав и интересов граждан, его установка не является обязательной – это добрая воля граждан. Да, это может создавать жителям дискомфорт, но в целом без домофона можно обойтись без ущерба для дома и жильцов.
Когда домофон может быть общим имуществом собственников?
– Домофон может входить в состав общедомового имущества, если он изначально предусмотрен проектом многоквартирного дома. Тогда в случае неисправности его ремонт за счет собственников осуществляет управляющая компания, либо она привлекает сервисную организацию.
Может ли собственник отказаться от домофона?
– Может. На практике вопрос установки домофона инициируют либо орган управления, либо собственники жилых помещений. При этом всегда находятся жители, которые отказываются от него: не хотят платить за установку, тем более за так называемое ежемесячное обслуживание. Даже если общее собрание проголосует большинством голосов за установку домофона, никто не имеет права навязывать его проголосовавшим против.
Не будет ли «отказникам» ограничен вход в дом?
– Отказавшиеся от домофона жители имеют право свободного входа в МКД. Им должны выдать ключи от входной двери без всякой оплаты. В противном случае это будет считаться ограничением их прав, навязыванием бытовой услуги, а в целом – нарушением прав потребителей.
Как оплачиваются стоимость, установка и ремонт домофона?
– Собственники могут либо сами оплачивать стоимость и установку домофона специализированной организации, либо передать эту функцию органу управления. Тот, в свою очередь, рассчитывает затраты, закладывает их в смету доходов и расходов. Размер обязательного взноса или платежа формируется с учетом этих затрат.
Как отказаться от домофона?
– Для тех, кто изначально отказался от установки домофона, из обязательного взноса или платежа орган управления должен исключить затраты на его приобретение и установку. Собственник жилого помещения должен написать заявление на имя руководителя ТСЖ или УК о снижении размера обязательного взноса или платежа на эту сумму.
Что включают в себя расходы на обслуживание домофона и насколько они обоснованы?
– Так называемая плата за обслуживание домофона или абонентская плата является незаконной. Это бытовая услуга, не требующая постоянного технического обслуживания. Жители платят лишь за стоимость и установку домофона. Если произойдет поломка – они могут нанять сервисную организацию и заплатить за ремонт по факту.
Что делать, если в договоре прописана абонентская плата?
– Если домофонная компания или УК навязали жильцам договор, включающий ежемесячную плату за обслуживание, это нарушение законодательства. Это все равно, что платить абонентскую плату за обслуживание кондиционера, стиральной машинки, телевизора и прочей бытовой техники, которая не является общим имуществом собственников. Согласно статье 21 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя и противоречащие законодательству, признаются недействительными. Исполнитель не вправе взимать плату за неоказанные услуги.
Должен ли житель, отказавшийся от оплаты за текущее обслуживание домофона, возвращать УК или домофонной компании ключи от входной двери и переговорные трубки?
– За ключи и переговорные трубки жители заплатили во время установки и подключения домофона, поэтому они являются их собственностью и остаются у собственников помещений.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.