Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 08 / Уголок потребителя

Как защититься от мошенников при аренде авто

 

830 пострадавших потребителей по всей республике, общая сумма ущерба составляет более 5,5 млрд сум. Такова статистика обращений потребителей с жалобами на деятельность некоторых предпринимательских субъектов, занимающихся незаконным извлечением прибыли через предоставление услуг по аренде авто с последующим выкупом или услуг по лизингу.

 

Подробно о причинах возникновения подобных ситуаций и способах защиты прав потребителей рассказал Элмурот Хаитметов, директор Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете РУз.

 

– Почему в заключаемых договорах не учитываются права потребителя?

– При заключении договора важно четко представлять, какого вида этот договор – аренда с последующим выкупом либо лизинг. Отсюда вытекают последующие обязательства и ответственность сторон.

Компания должна предоставить потребителю свидетельство о регистрации. Если по требованию потребителя договор нотариально не заверяется, то уверенно можно говорить, что заключаемый договор не является лизингом. Таким же признаком может являться отсутствие договора страхования объекта лизинга.

Необходимо внимательно изучить обязательства и ответственность сторон при заключении договора. Как показывает практика, недобросовестные компании прописывают в договорах только ответственность потребителя, приобретающего автотранспортное средство, что впоследствии приводит к ущербу, чаще всего и к лишению автомобиля.

 

– Какие виды правонарушений при заключении договоров в сфере аренды автотранспортных средств были выявлены?

– При изучении договоров об авансовом платеже, а также об аренде автотранспортных средств с правом дальнейшего выкупа Агентством по защите прав потребителей установлено несоответствие Закону «О защите прав потребителей» по ряду пунктов:

1) в договорах об авансовом платеже не определена полная стоимость транспортных средств, а также не указан размер стоимости автомобиля, по которому и определен авансовый платеж. В соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» потребители имеют право на получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге);

2) договором об авансовом платеже предусмотрено взимание с потребителей процента от суммы договора для покрытия расходов, связанных со сбором, подготовкой и оформлением документов для получения аренды. Также есть пункт о взимании для покрытия следующих расходов – в Республиканский дорожный фонд, нотариальные расходы, страхование объекта, расход на регистрацию техпаспорта, счет-справка, банковские расходы, ГСБДД (гараж). Эти расходы частично дублируются, что противоречит части 2 статьи 21 Закона, в соответствии с которым исполнитель не вправе настаивать на предоставлении дополнительных услуг, а также взимать плату за неоказанные услуги;

3) вовсе не прописан размер неустойки, которую выплачивает организация за несвоевременное исполнение или неисполнение своих обязанностей
(ст. 19 Закона);

4) условия договора таковы, что ставят потребителей в зависимое положение, порой даже от настроения руководителя компании, предоставляющей автомобиль в аренду.

 

– На что еще нужно обратить внимание потребителям при аренде автотранспорта?

– Обманутые потребители, которые в течение нескольких месяцев не могли добиться справедливости, обратились в Агентство по защите прав потребителей. Зачастую недобросовестные организации используют такой способ, когда заключается договор об авансовом платеже с одной фирмой, а по аренде авто с последующим выкупом – с другой фирмой. При этом и первая, и вторая фирмы принадлежат одному учредителю. Это не только является грубым нарушением закона, но и намного усложняет процесс рассмотрения обращений и восстановление потребительских прав граждан.

Кроме того, были случаи, когда организация не выдает потребителю в срок заявленный автомобиль либо предоставляет другое автотранспортное средство по заниженной стоимости без перерасчета в пользу плательщика. Также потребителю, который, заплатив первоначальный взнос, на протяжении нескольких месяцев (по договору – 120 рабочих дней) ждет обещанный автомобиль, организация предоставляет на выбор 3 других варианта автомобилей большей стоимости, требования по которым не прописаны в договоре.

Если первое обращение обманутого потребителя по аренде авто с последующим выкупом поступило еще в январе прошлого года, то на сегодня число потребителей, пострадавших от деятельности недобросовестных предпринимательских субъектов, составляет 830. Агентству удалось защитить права потребителей и вернуть ущерб в размере более 5,5 млрд сум.

Процентная ставка по договорам аренды (лизинга) не может быть ниже ставки рефинансирования, установленной ЦБ (по состоянию на февраль текущего года – 14 % годовых). Это просто невыгодно предпринимателю.

Перед заключением договора тщательно изучите его и посоветуйтесь с независимыми юристами. Требуйте составления договора на том языке, который вам лучше понятен, – на узбекском или русском.

Полная стоимость транспортного средства должна быть указана в договоре.

Требуйте нотариального заверения договора аренды транспортного средства, если срок аренды превышает 1 месяц, при этом расходы, связанные с этим, должна оплачивать компания, предоставляющая вам транспортное средство.

Поинтересуйтесь об отзывах клиентов компании, с которой вы планируете заключить договор.

При возникающих вопросах до и после заключения договора обратитесь в Агентство. Уполномоченные сотрудники дадут вам необходимые разъяснения и проконсультируют.

 

Лола Абдуазимова.

Прочитано: 230 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика