Министерство юстиции в телеграм-канале https://t.me/pravoinf предупреждает, что передача многоквартирных домов управляющей организации (УО) или управляющему без ведома собственников помещений в многоквартирных домах, проведения общего собрания, открытого конкурса противоречит требованиям Закона «Об управлении многоквартирными домами».
В случаях возникновения такой ситуации Минюст просит звонить по «телефону доверия» 1008 или отправить сообщение на электронный адрес info@adliya.uz.
В новом году представители новых УО, хокимиятов, махаллинских комитетов, начальники округов-секторов-штабов и прочих надстроек над собственниками жилых помещений начали активное наступление на многоквартирный жилфонд (МКД) Ташкента. Кампания проходит под флагом профессионализации управления в рамках самовольно объявленных ими экспериментов. Их суть – в насаждении управляющих организаций как единственного способа управления МКД. Кроме того, многие новые управляющие организации, не имеющие серьезной материально-технической базы, предпринимают попытки вытеснения с рынка жилищных услуг успешно работающих УО или слияния с ними.
Все это делается вразрез с Жилищным кодексом, Законом, другими НПА, что может отбросить жилищную сферу назад и окончательно подорвать в собственниках жилья веру в закон и справедливость.
Ташкентской кампании предшествовала «проба пера» в регионах, где менее активное в правовом плане население. Поэтому там практически удалось навязать УО как единственный способ управления. Ташкент выступает за соблюдение Закона, устанавливающего право свободного выбора способа управления общедомовым имуществом.
Профессионализация жилфонда, безусловно, важна, и это одна из главных составляющих эффективного управления МКД. У нас достаточно ТСЖ, работой которых жители недовольны. Успешно работающая УО для них хорошая альтернатива. Вряд ли кто откажется от обслуживания дома профессионалами. Но принимать решение должны квартировладельцы, а не чужие люди. Это не должно быть наступлением на законы и права собственников.
Документов о проведении экспериментов по управлению МКД нет
Чем мотивируют свои действия новые УО и продвигающие их хокимияты? Они вводят граждан в заблуждение, ссылаясь на постановление КМ «О дополнительных мерах по совершенствованию управления жилищно-коммунальной инфраструктурой города Ташкента» (N 5 от 4.01.2019 г.). В нем речь идет о проведении эксперимента по управлению многоквартирным жилфондом в Юнусабадском районе столицы с помощью УО, который чуть позже был распространен и на Чиланзарский район. Он был рассчитан только на один 2019 год, проводился в отсутствии Закона «Об управлении многоквартирными домами», когда только вырабатывались подходы к управлению МКД. Эксперимент не оправдал себя, потому что строился на неправовых подходах. По сути, о нем надо забыть и не вспоминать, а само постановление КМ N 5 отменить специальным решением, потому что эксперимент прекращается с окончанием установленного постановлением срока его проведения. Но тем не менее УО и хокимияты ссылаются на него по сей день, чтобы оправдать незаконные действия по продвижению УО в других районах столицы. Ведь многие не подозревают, что в постановлении КМ N 5 ни слова не говорится о распространении Юнусабадского эксперимента повсеместно.
Закон «Об управлении многоквартирными домами» устанавливает свободу выбора собственниками помещений трех способов управления в МКД (ст. 8). Все эксперименты с его принятием прекращены. Тем не менее УО и хокимияты продолжают рулить и дезинформировать граждан ссылками на постановление КМ N 5, а также на решение хокима г. Ташкента N 30 от 10.01.2019 г. по Юнусабадскому эксперименту. Но они по правовому статусу являются подзаконными актами, которые должны соответствовать Закону.
Получается, что имеющих юридическую силу документов о проведении экспериментов с жилфондом сегодня нет. Хокимияты, новые управляющие и остальные продвиженцы УО вводят граждан в заблуждение. Жалобы жителей остаются без рассмотрения по существу (одни отписки), потому что те, кому жалуются, закрывают глаза на происходящее либо спускают их тем, на кого жалуются. В итоге – небывалая антиправовая вольница, хаос, самоуправство. Наша жилищка такого еще не знала.
Ссылаясь на постановление КМ N 5 (по сути утратившее силу как несоответствующее Закону), райхокимияты столицы проводят конкурсы по отбору УО для управления МКД. Они решают за жителей, кто и каким способом будет обслуживать их дома. По меньшей мере, это выглядит странно. Согласно Закону хокимияты не имеют отношения к выбору УО. Закон дал полномочия МинЖКО выбирать управляющую компанию или управляющего на основе открытого конкурса, но МинЖКО, по сути, устранено из этого процесса.
В новых УО взят курс на укрупнение. Есть гигантские объединения, в которых от 100 и более домов. Удастся ли им наладить эффективное обслуживание, будет ли услышан голос собственников отдельного дома? Не получится ли повторение пройденного – аналога бывших арендных предприятий, разваливших в свое время многоквартирный жилфонд?
Рынок жилищных услуг нуждается в грамотных специалистах
«Норма» не раз поднимала эти проблемы в своих публикациях. В группе «ТЧСЖ и как с ним жить?» на ФБ не прекращаются тревожные посты, вопросы граждан и разъяснения, как противостоять нарушению права собственников на свободный выбор способа управления общим имуществом в МКД. Поток обращений на незаконные действия новых обслуживающих организаций идет в Ассоциацию ТСЖ г.Ташкента:
«Много жалоб жильцов на правовую безграмотность новых управляющих, – говорит председатель Ассоциации Кристина Тантыбаева. – Договоры на содержание и ремонт не отвечают требованиям законодательства. Есть факты, когда в договоре название одной компании, а печать – другой. Многие не имеют представления, что такое содержание многоквартирного жилфонда. Практически повсеместно собственников принуждают заключать договоры без проведения общих собраний, протоколов решений и подписей квартировладельцев.
Хочу подчеркнуть, что речь идет не поголовно обо всех вновь создаваемых УО, а о тех, у кого нет опыта, правовых знаний, навыков. Есть факты, когда руководителей товариществ, не прошедших процедуру ликвидации, заставляют сдавать новым управляющим документацию, печати. Банкирам дают распоряжения закрывать расчетные счета действующих ТСЖ. Банки ломают голову, как перекинуть дебиторскую задолженность с расчетного счета ТСЖ на счет УО, если они обслуживаются в разных банках. Не решен вопрос с непогашенными и просроченными кредитами товариществ.
Бывает, что представители новых УО, заключившие договоры с собственниками, собирают платежи за услуги путем поквартирного обхода, в то время как товарищество еще не ликвидировано. В результате жители платят УО, одновременно у них растет задолженность по обязательным взносам в ТСЖ. Или обманным путем собирают подписи жильцов, а потом выдают их за согласие перейти в УО.
Жители жалуются, что представители УО вводят их в заблуждение. Например, говорят, что вышел документ, устанавливающий ликвидацию всех ТСЖ, отменяющий управление МКД коллективом собственников и повсеместно устанавливающий лишь один способ управления с помощью УО. Сам документ или ссылку на него не предоставляют, потому что его нет. Или, чтобы склонить жильцов к подписанию договора, обещают «золотые горы»: снизить размер взноса, заморозить кредит, все отремонтировать-благоустроить-построить. Вопрос: за какие деньги, если уставный фонд некоторых из них составляет порядка 300 000 сум.? Ведь многие из них не имеют материально-технической базы. Профессионализация управления жилфондом сегодня очень важна. Рынок жилищных услуг должен развиваться, но прирастать обученными, грамотными специалистами».
* * *
Будет ли предел этому беспределу? Пока надлежащую, правовую оценку происходящему дал единственный государственный орган – Минюст. Значит, нас услышали. Значит, мы все-таки защищены. А вот услышат ли те, кто вопреки законам и здравому смыслу устанавливают в жилищке свои правила?