Многие потребители продолжают жаловаться на проблемы с подключением электроэнергии после оплаты задолженности. Электросчетчики, подключенные к системе автоматизированного контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), автоматически отключают абонента от подачи электроэнергии за неуплату. А вот подключение после уплаты долга не всегда происходит оперативно. Некоторым приходится целый день (а иногда и больше) ждать, звонить, жаловаться, нервничать, тратить время, идти в электроснабжающую организацию и разбираться, в чем дело. Кроме того, некоторых отключают даже при наличии авансовых платежей.
Возмущение потребителей, почему АСКУЭ работает в одну сторону, вполне справедливо: «Отключают автоматически, а подключают вручную? Что же это за система, если опять нервотрепка, хождения по коридорам, звонки по инстанциям?».
Нам разъясняли, что с установкой современных «умных» счетчиков и подключением их к системе АСКУЭ эти проблемы будут устранены. Что для потребителя это большое благо – система обеспечивает прозрачность между абонентом и поставщиком в расчетах за отпущенную электроэнергию. Нас информировали, что система будет способствовать улучшению платежной дисциплины, позволит своевременно выявлять сверхнормативное повышение нагрузок на трансформаторных подстанциях и сетях, предотвращать аварии, а следовательно, обеспечивать бесперебойную поставку электроэнергии потребителям.
Но с подключением современных электросчетчиков к АСКУЭ у ряда потребителей продолжают возникать проблемы. «Получается, что не такие они и «умные», эти счетчики, а система АСКУЭ не так совершенна, как нам ее представляют?», – спрашивают потребители.
По сообщению Министерства энергетики, полное подключение системы АСКУЭ, частью которой являются современные приборы учета, запланировано в апреле 2021 года. Система, для которой по всей стране идет установка «умных счетчиков», начнет полноценную работу после 100-процентного охвата абонентов. Сегодня такие счетчики не установлены повсеместно, это может приводить к фактам «ручного» включения поступления электроэнергии после уплаты абонентом имеющегося долга.
Минэнерго информирует, что ждать полноценной работы системы АСКУЭ осталось недолго, учитывая, что большая часть – 5 307 346 абонентов (или 72 % от общего количества) уже оснащены современными приборами учета потребления электроэнергии. При этом около 2,9 млн, или 54 %, потребителей, имеющих эти счетчики, уже подключены к системе биллинга, то есть могут пользоваться всеми плюсами системы АСКУЭ, в том числе автоматическим включением поступления электроэнергии после произведенной оплаты.
Хочется надеяться, что заверения Министерства относительно сроков полного подключения потребителей к системе АСКУЭ обоснованы, опираются на реальные возможности. Пока АСКУЭ не заработала в полную силу, абонентам следует внимательно контролировать показания электросчетчиков. При возникновении недоразумений с подключением электроэнергии после оплаты задолженности необходимо обращаться в колл-центр АО «Региональные электрические сети» по номеру 1154.
Внедрение системы АСКУЭ проводится АО «Региональные электрические сети» на основе постановления Президента «О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли» (N ПП-3981 от 23.10.2018 г.) и постановления КМ «О мерах по ускорению внедрения автоматизированной системы учета и контроля электроэнергии» (N 594 от 28.09.2020 г.).