Что делать предпринимателю, если виртуальная касса или онлайн-ККМ вышли из строя? Кто и за что отвечает в такой ситуации? Почему Центр обеспечения технического обслуживания (ЦОТУ) может не выдать вам документ, подтверждающий факт изъятия таких устройств на ремонт?
Формально нужно руководствоваться Положением о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением (прил. N 1 к ПКМ N 943 от 23.11.2019 г.).
Ответственность за текущее исправное состояние онлайн-ККМ или виртуальной кассы, а также за качество Интернета персонально возлагается на субъекта предпринимательства. Исключение – отдельные технические проблемы интернет-провайдера или оператора мобильной связи
(п. 34 Положения).
Гарантийное непрерывное техническое обслуживание онлайн-ККМ
и (или) виртуальной кассы осуществляется на основании договора между ЦОТУ и субъектом предпринимательства (п. 9 Положения).
Если в процессе расчетов с покупателями произошел сбой в сети Интернет или возникли другие технические проблемы, не позволяющие отправлять сведения оператору фискальных данных (то есть ваша касса работает в режиме оффлайн), то выдавайте покупателям чеки. Помните, что в такой ситуации вы в течение ближайших 24 часов обязаны обеспечить передачу оператору чеков, сформированных оффлайн
(п. 31 Положения).
При неисправности онлайн-ККМ или виртуальной кассы субъект предпринимательства должен сообщить об этом оператору сall-центра ЦОТУ. Также допускается сделать это в явочном порядке или через персональный кабинет налогоплательщика. ЦОТУ в течение 1 часа со времени поступления информации через специальную информационную сеть уведомляет о поломке налоговый орган по месту расположения стационарного пункта торговли (оказания услуг)
(п. 32 Положения).
На период ремонта ЦОТУ в течение 1 дня устанавливает вам резервную онлайн-ККМ или виртуальную кассу. До этого момента субъект предпринимательства рассчитывается с покупателями с помощью книжки квитанций, зарегистрированной в налоговых органах (пп. 11, 33 Положения).
Имейте в виду, что, забирая вашу онлайн-ККМ на ремонт, сотрудник ЦОТУ может не выдать вам никакого документа об этом. Положение не обязывает ЦОТУ это делать.
Поэтому, если вам все-таки важно получить на руки акт о том, что ваша товарно-материальная ценность временно покинула пределы организации, пропишите этот момент в договоре с ЦОТУ. Например, что изъятие на ремонт устройства будет оформляться актом приема-передачи.
Ведущий специалист ООО «Марон» Рустам ЯКУБОВ:
– ЦОТУ обеспечены всем необходимым, чтобы в случае поломки принять ваше устройство на ремонт и выдать взамен на этот период резервную кассу. Однако на практике до серьезного ремонта дело редко доходит. Чаще всего просто предприниматель еще до конца не освоил работу с новой техникой и что-то делает не так. И большинство неполадок можно устранить на месте и довольно быстро. В ряде случаев – даже дистанционно, в ходе консультации по телефону.
Во всех случаях, когда онлайн-ККМ или виртуальная касса перестала работать, нужно звонить в ЦОТУ, с которым у вас заключен договор на обслуживание. Если решить проблему по телефону не получается, то в зависимости от договоренностей либо к вам приедет мастер, либо вы сами должны будете привезти ККМ в ЦОТУ.
Проще всего обслуживать кнопочные онлайн-ККМ отечественного производства, потому что нет проблем с комплектующими. Заменить вышедший из строя блок – дело 10–15 минут.
Ремонт может затянуться в 2 случаях:
1) неисправен фискальный модуль, а у ЦТО нет в наличии нового модуля;
2) произошла серьезная поломка планшетной кассы, которую не исправить без участия производителя. В этом случае на устранение неисправности может уйти до 1 месяца. Однако это случается достаточно редко. В моей практике с начала года было всего 2 таких ситуации.
При серьезной поломке, конечно, приходится полностью соблюдать регламент, предусмотренный Положением. То есть делать соответствующую отметку в специальной информационной системе и выдавать временную онлайн-ККМ или виртуальную кассу на время ремонта.