Среди документов, которые оформляют отъезжающие на ПМЖ, есть и пенсионное дело. Как показывает практика, пенсионеры при отъезде не всегда придерживаются инструкции, что значительно осложняет их дальнейшее отношение с ПФ по новому месту жительства и влияет на скорейшее получение пенсионных выплат. Чтобы этого не произошло, эксперт ООО «Norma» Зафаржон Хужаев подготовил разъяснение на эту тему.
– Пенсионер меняет постоянное место жительства, например, переезжает в Россию. Какие варианты существуют для передачи пенсионного дела из Узбекистана в РФ?
– В первую очередь необходимо решить вопрос постоянного места жительства в России. Согласно российскому законодательству (как и в Узбекистане) пенсия выплачивается иностранным гражданам в случае их постоянного проживания на территории РФ. Если не урегулировать этот вопрос, то можно лишиться пенсии и в Узбекистане, и в России, так как лицам, выехавшим за границу на ПМЖ, выплата пенсии прекращается (п. 171 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 252 от 8.09.2011 г.).
На период оформления документов для переезда на ПМЖ в Россию, а также продажи недвижимости нужно временно прописаться у родственников или у знакомых и получать пенсию по новому месту жительства. В этом случае пенсионное дело надо поставить на учет в отделе Пенсионного фонда по новому месту жительства, где и будете получать пенсию (п. 49 Инструкции, рег. МЮ N 2282 от 17.11.2011 г.).
Получение пенсии также можно кому-нибудь доверить на основании оформленной в установленном порядке доверенности и выехать в Россию (абз. 1 п. 160 Положения).
Следует помнить, что доверитель должен подтверждать свои права на назначенную пенсию, явившись не менее 1 раза в год в один из отделов Пенсионного фонда (абз. 2 п. 160 Положения).
После получения вида на жительство нужно обратиться в отдел Пенсионного фонда в России за назначением пенсии, который направит в отдел Пенсионного фонда Узбекистана запрос о высылке дела.
– Пенсионер может лично забрать свое дело?
– Да, конечно, может. Более того, это может сделать и его доверитель. В любом случае пенсионеру необходимо написать заявление и оформить доверенность (п. 50 Инструкции). Особо отмечу, что вместе с делом надо обязательно получить аттестат, сопроводительное письмо, акт и расписку о его получении. Это позволит избежать повторного запроса о подтверждении получения дела на руки.
– Эти правила обязательны для всех выезжающих на ПМЖ?
– Нет, эти правила распространяются только на людей, выезжающих на постоянное место жительства в государства – участники Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992 г.) и в государства – участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении.
При выезде пенсионера в государства, с которыми не заключены международные договоры о социальном (пенсионном) обеспечении, пенсионное дело не выдается и хранится в архиве отдела Пенсионного фонда РУз.
– Вы говорили о повторном запросе. Это значит, что запросы могут быть не только о передаче пенсионного дела?
– В отделы Пенсионного фонда поступают запросы о подтверждении стажа, заработка пенсионера, выплаты сумм пенсий и т. д. Для этого копии всех дел при выдаче хранят в архивах отделов Пенсионного фонда. А при необходимости работники ПФ обращаются в архивы республики.
* * *
Пока верстался номер, в редакцию пришло письмо, которое как нельзя кстати дополняет комментарий эксперта. Автор материала не раз сталкивалась с необходимостью получения справок и других документов (по просьбе уехавших на ПМЖ) и, что называется, на собственном опыте знает, как решить эту проблему.
Помоги себе сам
Пенсионеру, выезжающему на ПМЖ в Россию:
1) перед выездом необходимо самостоятельно собрать все справки, подтверждающие трудовую деятельность в периоды до 13 марта 1992 года.
Сначала работавшим в Ташкенте пенсионерам нужно обратиться в Государственный архив г. Ташкента (Учтепинский район, ул. Истирохат, 14) с заявлением о получении архивных справок. К нему приложить копии паспорта и трудовой книжки. А работавшим в регионах – в региональные архивы по месту дислокации предприятий.
После ответа архива либо одновременно недостающие справки надо собирать в действующих организациях, которые не сдавали документы в архивы, или обратиться в ведомственные архивы, самостоятельно организующие хранение документов по тем или иным отраслям (например – архив Академии наук, архив Ташкентского государственного университета, архив Министерства сельского хозяйства и т. п.).
Собранные архивные документы помогут пенсионеру подтвердить свой трудовой стаж по новому месту жительства для оформления пенсии;
2) при снятии с учета в Пенсионном фонде после выписки с постоянного места жительства следует тщательно проверить свое личное пенсионное дело;
3) пенсионный фонд России часто запрашивает подтверждение подлинности представленных пенсионером документов. Зачастую запросы идут в организации не по принадлежности, теряются или, поступив не по адресу, «ждут» своей очереди для пересылки в компетентные организации. На это уходит много времени.
Поэтому для более оперативного исполнения запроса хотелось бы рекомендовать пенсионерам, чтобы они разъясняли работникам Пенсионного фонда России, что правильнее направлять запросы именно в те организации, которые выдали документы пенсионеру на руки:
► документы Госархива – запрашивать в Госархиве;
► документы ведомственных архивов – в ведомственных архивах;
► документы действующих организаций – в действующих организациях;
► документы Пенсионного фонда, такие как пенсионные аттестаты и т. п., – непосредственно во внебюджетном Пенсионном фонде Республики Узбекистан или в его районных отделах, где получал пенсионер пенсию по месту проживания;
4) важно, чтобы запросы шли по точно указанным почтовым адресам, о чем не очень-то задумываются в региональных отделениях Пенсионного фонда России. Поэтому документы долгое время «блуждают» и очень часто не доходят до адресата. Здесь советуем пенсионерам также позаботиться о себе. Самостоятельно через Интернет выяснить точные, действующие на день отправки запросов адреса организаций с указанием почтовых индексов и попросить работника Пенсионного фонда направить запросы по этим адресам;
5) после получения информации из Пенсионного фонда России об отправлении в Узбекистан запросов вы вправе узнать у них исходящий номер письма, дату отправления и номер штрих-кода, проставляемый почтовой организацией при приеме письма на отправку.
С помощью штрих-кода по Интернету можно проследить прохождение письма-запроса от отправителя к адресату. Таким образом, пенсионер будет знать, дошел ли запрос по указанному адресу, и дату его поступления в организацию-исполнитель;
6) далее по телефону или по сети Интернет можно самостоятельно связаться с исполнителями ваших запросов и выяснить их судьбу, вплоть до даты отправки и штрих-кода отправленного письма. И уже, убедившись, что запросы поступили в Пенсионный фонд России, интересоваться «судьбой» своей пенсии.
Валерия Ляндрес,
работник кадровой службы.