Правление ТЧСЖ готовится к отчету об итогах деятельности товарищества за прошедший год. На что обратить внимание при составлении отчета?
– Какие основные положения должны быть отражены в отчете о выполнении сметы доходов и расходов за прошлый год?
– ТЧСЖ обязано обеспечивать сохранность и содержание общего имущества, земельного участка и имущества товарищества (статья 16 Закона). Поэтому правление должно отразить в отчете результаты деятельности ТЧСЖ по всем направлениям. Членов товарищества прежде всего интересует, выполнены ли намеченные год назад планы, в полном объеме или нет. Если какие-то из них остались невыполненными, необходимо разъяснить жителям, какие причины повлияли на это. Отчет правления должен быть прозрачным и понятным для собственников жилых помещений. Это позволит обеспечить доброжелательную атмосферу собрания, не превратить его в выяснение отношений и взаимные упреки, как это часто случается.
– Часто планы ТЧСЖ остаются нереализованными из-за того, что жители не хотят вносить взносы и оплачивать запланированные работы. Другими словами, в новый финансовый год часто вступают с задолженностями. Как отразить это в отчете?
– Отчитываясь о деятельности ТЧСЖ за прошедший год, необходимо сопоставить данные о запланированных работах и их реальном исполнении. Если часть из них осталась «за кадром», следует проанализировать причины, по которым смета оказалась невыполненной. Если доходов оказалось меньше запланированных расходов, причинами могут быть повышение цен на стройматериалы и услуги, некомпетентность руководства ТЧСЖ, непредвиденные аварийные работы, которые вышли за рамки сметы. Очень часто дисбаланс доходов и расходов происходит из-за неплатежей собственников жилых помещений. Или правление не смогло убедить жителей повысить размер обязательного взноса, когда это было необходимо. Если главная причина недополучения средств – жители, следует остановиться на этом подробнее и тоже дать оценку. Члены ТЧСЖ должны знать, какие работы оказались сорванными из-за нежелания их финансировать соседями. Можно назвать их поименно, указать сумму долга, а также проинформировать, какие меры предпринимались правлением для сокращения задолженности и полноты сбора. Очень часто всенародно озвученная информация положительно влияет на должников, и они начинают гасить свои долги. Кроме того, на недобросовестных соседей могут повлиять и сами жители.
– На что сделать акцент в отчете, если запланированные работы оказались невыполненными из-за некомпетентности исполнителей?
– В отчете необходимо отразить способ исполнения запланированных работ: выполнялись они силами штатного персонала, привлеченными по разовым договорам работниками, подрядчиками или обслуживающей организацией. Проанализировать причины их срыва, чтобы членам ТЧСЖ было ясно: такой способ выполнения работ оказался неэффективным. Возможно, это позволит принять решение о передаче управления общим имуществом дома в руки профессиональной компании. Согласно статье 19 Закона члены товарищества утверждают на общем собрании способ управления, обслуживания и ремонта общего имущества и имущества ТЧСЖ.
– Следует ли в отчете отражать данные о затратах, связанных с заработной платой штатного и привлекаемого персонала?
– Обязательно. Решением общего собрания члены ТЧСЖ могут устанавливать размер вознаграждения председателю, членам правления и ревизионной комиссии (статья 19 Закона). Они должны утверждать размер зарплаты и положение о премировании работников товарищества, включая управляющего (исполнительного директора). Часто это не делается, что приводит к противоречиям между сторонами. Например, нередко можно слышать от жителей, не довольных своим ТЧСЖ, что его работники установили себе высокую зарплату, тратят на это их взносы, а на выполнение насущных работ денег не хватает. Иногда это имеет основания. Некоторые однодомники создают «натуральные хозяйства», где на оплату персонала и штатных работников уходит порядка 45–50% взносов собственников помещений. Если учесть, что 30% взносов перечисляется в счет будущих капремонтов, 5% идет на канцтовары, 10% – на мелкое оборудование, то на обслуживание дома практически ничего не остается – всего 5–10%. Что на эти деньги можно сделать? Озвучив в отчете затраты на зарплату, можно подвигнуть членов ТЧСЖ передать управление общим имуществом профессиональной организации, сравнив, насколько ее специалисты смогут удешевить расходы товарищества. Если ТЧСЖ работает хорошо и жители довольны правлением, они могут принять решение о поощрении его членов, исполнительного директора. Если в товарищество объединены собственники нескольких домов, то правление вначале отчитывается о проделанной за год работе в каждом доме.
Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.