Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 21 / Общественный сектор

Цели достигнуты. Что дальше?

или О ликвидации общественных фондов

 

ОСНОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНЫ

Вопросы ликвидации таких организа­ционно-правовых форм негосударственных некоммерческих организаций (далее – ННО), как общественный фонд (далее – Фонд), остаются одними из самых распространенных и одновременно сложных в плане законодательного регулирования. Общественным фондом признается не имеющая членства ННО, созданная физическими и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, социальные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных национальным законодательством и соответствующих целям Фонда, которые предусмотрены его уставом.

Порядок ликвидации общественных фондов регулируется Гражданским кодексом (ГК), Законом «О негосударственных некоммерческих организациях» (от 14.04.1999 г. N 763-I, далее – Закон N 763-I) и Законом «Об общественных фондах» (от 29.08.2003 г. N 527-II, далее – Закон N 527-II).

Перечень оснований ликвидации фондов приведен в части второй статьи 37 Закона N 527-II и определяет, что Фонд может быть ликвидирован:

в связи с достижением цели, для которой он был создан;

в связи с истечением срока его деятельности;

если его имущество недостаточно для достижения его целей и осуществления его задач, а вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если его цели не могут быть достигнуты, а необходимые изменения указанных целей не могут быть произведены;

в случае его уклонения от уставных целей и задач;

в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью третьей статьи 37 Закона N 527-II ликвидация фондов вне зависимости от ее основания производится в порядке, предусмотренном законодательством. При этом в настоящий момент не существует нормативно-правовых актов, регламентирующих эту процедуру. Однако, как и во всех остальных отраслях деятельности, существует сложившаяся правоприменительная практика, которую мы и постараемся последовательно изложить. В данном материале мы рассмотрим первое основание, предусмотренное частью второй статьи 37 Закона, то есть порядок ликвидации Фонда при достижении им своих уставных целей и задач как наиболее часто встречаемое явление на практике.

Согласно части первой статьи 37 Закона N 527-II ликвидация Фонда осуществляется только по решению суда на основании заявления заинтересованных лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением о его ликвидации. При этом ни в одном из нормативно-правовых актов не установлен перечень таких лиц. Как правило, лицами, заинтересованными в ликвидации Фонда, являются учредители или попечительский совет Фонда. Зачастую именно последний принимает решение о ликвидации. Одно из основных полномочий попечительского совета – осуществление надзора за деятельностью Фонда и ее соответствием законодательству и уставу, решениям попечительского совета. Исходя из этой функции становится ясно, что именно попечительский совет как высший орган управления правомочен обратиться в суд с заявлением о ликвидации. Конечно, в соответствии с законом подобным правом обладают и иные заинтересованные лица, которые могут быть представлены очень широкой категорией, начиная от граждан и заканчивая государственными органами. Однако всей реальной полнотой информации о выполнении и(или) достижении уставных целей и задач могут обладать только органы Фонда (в первую очередь попечительский совет) или его учредители в зависимости от тех полномочий, которые могут быть им предоставлены уставом.

 

ВСЕ ПО ПОРЯДКУ

На первом этапе на заседании общего собрания учредителей или попечительского совета принимается решение о добровольной ликвидации Фонда в связи с достижением им уставных целей и задач. Протокольным решением собрания определяется следующий примерный перечень вопросов:

1. Передача искового заявления о ликвидации в суд.

2. Определение состава ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора (в зависимости от того, какой орган предусмотрен в уставе Фонда). Ликвидационная комиссия – наиболее часто встречаемый на практике орган, осуществляющий ликвидацию. В состав ликвидационной комиссии целесообразно включить председателя правления Фонда как лицо, владеющее полной информацией о финансово-хозяйственной деятельности и обладающее правом первой подписи (что может сэкономить время на заверении новых образцов подписей для банковских карточек), а также иных лиц, владеющих специфическими знаниями о структуре Фонда, его активах и т. д. Это могут быть члены попечительского совета, ревизионной комиссии или правления Фонда, главный бухгалтер, заведующий хозяйством и другие лица.

3. Определение порядка подачи объявления о ликвидации в средствах массовой информации.

4. Определение порядка погашения кредиторской задолженности перед государственным бюджетом и иными кредиторами.

5. Утверждение порядка прекращения трудовых отношений с работниками Фонда с учетом требований действующего трудового законодательства. Следует учитывать, что в данном случае трудовые договоры подлежат прекращению со всеми работниками Фонда по инициативе работодателя в установленном законодательством порядке в соответствии с пунктом 1 части второй статьи 100 Трудового кодекса (ТК). Необходимо произвести все причитающиеся работникам Фонда выплаты, включая заработную плату за фактически отработанное время в соответствии со статьей 154 ТК, компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии с частью первой статьи 151 ТК, выплатить месячное выходное пособие в соответствии с частью первой статьи 67 ТК, а также по согласованию с работниками – соразмерную денежную компенсацию взамен срока предупреждения о ликвидации организации в порядке, предусмотренном статьей 102 ТК.

6. Определение порядка взыскания дебиторской задолженности. В данном случае необходимо расторгнуть с контрагентами все текущие хозяйственные и гражданско-правовые договоры, осуществив оплату фактически оказанных услуг (выполненных работ) на указанную дату расторжения договоров.

7. Передача имущества, в том числе недвижимого, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов. Необходимо отметить, что, согласно части третьей статьи 37 Закона N 527-II, имущество Фонда, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не может быть распределено между учредителями Фонда, а также членами попечительского совета, правления, ревизионной комиссии или работниками Фонда и используется в порядке, предусмотренном уставом Фонда, на цели, для которых он был создан, и(или) на благотворительные цели. В большинстве случаев все имущество фондов, оставшееся после ликвидации, передается в другие негосударственные некоммерческие организации со схожими уставными целями и задачами или в благотворительные учреждения.

8. Сдача ликвидационного баланса, печати Фонда и закрытие всех банковских счетов.

После принятия решения уполномоченное им лицо обращается с исковым заявлением в межрайонный или городской суд по гражданским делам по месту регистрации Фонда и извещает об этом соответствующие органы юстиции как регистрирующий и контролирующий орган. Извещение подается в соответствующее территориальное подразделение органов юстиции по месту регистрации Фонда (в случае если Фонд носил статус республиканского, то уведомляется Министерство юстиции).

 

СУД ДА ДЕЛО

Очень часто фонды ошибочно подают исковые заявления в хозяйственные суды, приравнивая процедуру ликвидации Фонда к процедуре банкротства. Это неверно. Хозсуд рассматривает дела с участием организаций и граждан Узбекистана и других осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан (статья 23 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК). Фонд является некоммерческой организацией и не ставит перед собой цели извлечения прибыли. Конечно, Фонд имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, но и при этом все доходы, полученные от нее, направляются на выполнение уставных целей и задач. При его ликвидации отсутствует имущественный спор экономического характера и, соответственно, дела такого характера не могут быть рассмотрены в хозяйственном суде. Гражданский же суд, являясь судом общей юрисдикции, вправе рассматривать подобные категории дел.

Вместе с исковым заявлением в суд представляются следующие документы:

оригинал протокола заседания учредителей или попечительского совета, на котором принято решение о добровольной ликвидации;

копия устава;

копия свидетельства о регистрации в органах юстиции;

копия свидетельства о регистрации символики;

квитанция об уплате государственной пошлины;

копия извещения в органы юстиции о принятии решения о ликвидации.

После рассмотрения заявления и признания того факта, что общественный Фонд достиг своих целей и задач, решением суда он признается подлежащим ликвидации, устанавливается срок, за который ее должны осуществить. Но на практике бывает сложно определить, когда цель Фонда считается достигнутой, так как некоторые цели могут носить постоянный характер и не иметь логического окончания (например, развитие детского спорта или оказание содействия малоимущим семьям). В большинстве случаев судебные органы при вынесении решения о ликвидации в связи с достижением уставных целей и задач считают, что цель достигнута, если Фондом было проведено хотя бы одно мероприятие, соответствующее его уставу. Необходимо знать, что суд может утвердить представленные в протоколе попечительского совета (учредителей) вопросы, изменить их или исключить, а в некоторых случаях при отсутствии доказательств выполнения уставных целей и задач даже отказать в ликвидации. Закон не ограничивает Фонд и заинтересованных в ликвидации лиц в представлении каких-либо доказательств. Подобными доказательствами могут служить как отчеты о деятельности Фонда, ежегодно публикуемые в СМИ и представляемые органам юстиции, так и иные факты (например, сведения интернет-ресурсов, разрешения соответствующих органов власти на местах о проводимых массовых мероприятиях, свидетельские показания и т. д.).

Кроме того, возможна ситуация, когда в протоколе попечительского совета (учредителей) указывается, что решение о ликвидации будет принято в процессе заседания суда по ходатайству лиц, участвующих в деле. Так, например, попечительский совет может поручить правлению Фонда направить соответствующие документы в суд и решить все процессуальные и организационные моменты ликвидационного процесса в рамках судебного заседания. Также возможна ситуация, когда и протоколом попечительского совета, и решением суда утверждаются лишь факт ликвидации и состав ликвидационной комиссии. В данном случае все указанные выше вопросы будет решать непосредственно ликвидационная комиссия, принимая соответствующие протокольные решения (либо основываясь на приказах, указаниях и решениях ликвидатора, в случае, если уставом предусмотрен единоличный ликвидационный орган).

 

Алексей НИЯЗМЕТОВ,

Тимур МУМИНОВ,

наши эксперты-юристы.

 

Продолжение следует.

Прочитано: 2850 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика