или ДЕШЕВЫЕ УСЛУГИ СРОДНИ СЫРУ В МЫШЕЛОВКЕ
На 1 мая этого года на рынке Узбекистана осуществляли свою деятельность 104 аудиторские компании. Из них 69 вправе проводить аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов; 12 – инициативные и обязательные аудиторские проверки хозсубъектов, за исключением ОАО, банков и страховых компаний; 23 аудиторские организации могут осуществлять только инициативные аудиторские проверки. В прошлом году рост совокупной выручки аудиторских организаций (32 млрд сумов) составил 8,4%.
Но если учитывать, что в стране имеется достаточное количество предприятий, которым необходим аудит, а также что в республике постоянно открываются новые компании, то совокупная выручка растет очень медленно. Почему так происходит? Ответ найдется у самих аудиторов. Это неправильная ценовая политика аудиторских компаний или полное ее отсутствие.
Отсутствие таковой приводит к тому, что на основании публикуемых в СМИ данных о стоимости проверки хозяйствующего субъекта некоторые аудиторы демпингуют и предлагают стоимость меньшую в сравнении даже с прошлым годом. Можно предположить, что мотивацией такого ценового предложения служит надежда: что, проводя дешевый аудит компании, аудитор привлечет этим клиента и на следующий год увеличит стоимость, компенсируя затраты. Однако на следующий год приходит другая аудиторская компания и дает цену еще ниже прошлогодней. В итоге аудиторские услуги в 2009 году были намного дороже, нежели в 2013-м (и это при условии значительного подорожания услуг связи, информационно-поисковых систем, техподдержки сети и сайта, услуг банка, рекламы и других составляющих успешности аудита). Парадокс. Цены на услуги, которыми пользуются аудиторские организации, заработная плата их сотрудников растут, а цены на аудиторские услуги уменьшаются.
В своем желании выиграть тендер или конкурс на проведение аудита «любой ценой» соискатели готовы снизить стоимость в несколько раз. А может ли качественный аудит стоить дешево? Получит ли покупатель качественный сервис, покупая услуги по цене ниже себестоимости? Какая польза от такого аудита? Какую ответственность может нести тот, кто его осуществляет? Ведь в ходе финансово-хозяйственной деятельности клиента могут возникнуть риски по доначислению налогов или их переплате, что тоже не способствует развитию и улучшению деятельности.
Конечно, не исключены ситуации, когда аудиторская организация готова пойти на продажу услуг ниже себестоимости. Например, знаковому «брендовому клиенту», опыт работы с которым значит для компании намного больше, чем финансовый результат. Но и в таком сотрудничестве заинтересована может быть только небольшая аудиторская компания, только еще выходящая на рынок или качество услуг и надежность которой неизвестны.
Крупная аудиторская компания может пойти на демпинг только ради «затыкания окон» – времени, когда специалисты не имеют гарантированной загрузки. Но в любой момент, как только у нее появляется более выгодный заказ, она может отложить или просто отказаться от выполнения нерентабельного контракта.
Исходя из собственного опыта мы можем посоветовать коллегам разработать калькуляцию стоимости их услуг, в которой следует учесть все расходы компании по проверке того или иного предприятия: заработная плата сотрудников, включая контроль качества и работу менеджеров, затраты на аренду офиса, повышение квалификации сотрудников, ISO 9001:2008, членские взносы, на техническое и нормативно-правовое обеспечение, транспорт и другие.
Отдельная тема – отношение клиентов к дешевому аудиту. Выбирая его, им следует учитывать, что чем ниже цена, тем ниже себестоимость услуг, соответственно, меньше времени затрачивается на проведение аудита. И когда потом слушаешь претензии по поводу невыявленных просчетов в отчетности и учете, так и хочется сказать в ответ: «За что боролись, на то и напоролись!». Не стоит предъявлять аудитору претензии – если он провел аудит дешево, но выборочно, то вполне возможно, что какие-то ошибки остались вне поля его зрения.
Поэтому, приобретя малобюджетные аудиторские услуги, нужно быть готовым к любому повороту событий – невыполнение договора, отказ от завершения работ, некачественный сервис, отсутствие гарантий, банкротство поставщика и прочие, прочие «подарки».
Это именно тот случай, в котором следует руководствоваться принципом: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Из года в год, участвуя в тендерах на аудит предприятий с государственной долей, мы можем отметить снижение стоимости услуг. В таком случае непонятно, как может аудиторская компания, имеющая 10–15 сотрудников, провести аудит предприятия с более 100 подразделениями, а еще работать с десятками других клиентов.
Как и любой товар, выбор поставщика аудиторских услуг лучше проводить по принципу оптимального соотношения цена/качество. Ведь в отличие от товара, потребительские свойства которого можно оценить перед покупкой, качество аудиторской услуги оценить бывает сложно даже после ее оказания. Нередко оно видно только во время проверки предприятий контролирующими органами.
Хорошая работа аудиторов и ее гарантии не могут стоить дешево. И если клиент хочет, чтобы на предприятии бухгалтерский учет был в порядке и соответствовал действующему законодательству, в первую очередь необходимо смотреть на такие показатели аудиторской компании, как количество сотрудников, сроки проведения аудиторской проверки, указанные в договоре и плане аудита, и адекватную стоимость. Также мы рекомендуем обращать внимание на пункты в договоре, предусматривающие ответственность аудиторской организации и сопровождение при проверках контролирующими органами.
Многие предприятия уже проводят аудиторские проверки поквартально – это дает им возможность устранять недостатки в ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА, А НЕ ПОСЛЕ ГОДОВОЙ ПРОВЕРКИ. Кроме того, поквартальное аудиторское сопровождение гарантирует постоянную работу аудиторам в течение года.
Виктория ПЕТРЯЕВА,
директор/аудитор ООО «Marikon Audit».
Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова.