Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 44 / Вестник аудитора

Нужна ли аудитору биржа?

 

Электронные биржевые торги – явление на нашем рынке сравнительно новое. Они были организованы Постановлением Президента «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» (от 7.02.2011 г. N ПП-1475) для обеспечения нужд госпредприятий. В этом году Постановлением Президента «Об оптимизации системы электронных закупок и расширении доступа к ним субъектов предпринимательства» (от 5.04.2013 г. N ПП-1948) был расширен список участников биржевых торгов за счет субъектов естественных монополий, государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с госдолей в уставном фонде более 50%.

 

 

 

В Палату аудиторов поступил вопрос: входят ли аудиторские услуги в перечень товаров (работ, услуг) отечественных производителей, закупаемых субъектами естественных монополий, предприятиями и организациями, имеющими преобладающую долю государства, на электронных торгах, проводимых Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржей, определяемый специальной Правительственной комиссией по электронным закупкам субъектов естественных монополий, предприятий и организаций, имеющих преобладающую долю государства?

 

Интерес понятен. Анализ деятельности аудиторских организаций за 2012 год показывает, что 51% договоров на проведение аудиторских проверок заключен именно с этим сегментом потребителей. Данная группа обеспечила 64% всей выручки аудиторских организаций республики (в этот расчет не вошла их выручка от оказания профессиональных услуг таким потребителям).

 

Польза субъектам экономики от нововведения очевидна. Это как минимум прозрачность процедур закупок и экономия средств за счет открытой конкуренции. С результатами торгов можно ознакомиться на сайтах Министерства финансов и Госкомконкуренции, а также на портале Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (далее – УзРТСБ).

 

Правительственная комиссия по электронным закупкам создана согласно Постановлению Президента N ПП-1948 при Кабинете Министров. Она своим протокольным решением от 31.07.2013 г. N 1 (далее – Протокол) утвердила Перечень групп товаров (работ, услуг) отечественных производителей, закупаемых этими субъектами на электронных торгах, проводимых УзРТСБ (далее – Перечень) по одному контракту на сумму, эквивалентную от 300 до 100 тысяч долларов США. В него вошло 16 групп товаров (работ, услуг). В него не включены аудиторские услуги. Однако Перечень может быть изменен и дополнен в будущем.

 

Что изменится для аудиторских организаций, если в Перечень войдут и аудиторские услуги?

 

По решению Республиканской комиссии субъектам естественных монополий, организациям, имеющим преобладающую долю государства, предоставлено право исполнить договоры, заключенные до 1 августа 2013 года, в предусмотренные ими сроки, но не позднее конца текущего года (пункт 7 Протокола). Исключением являются случаи, предусмотренные законодательством.

 

В соответствии с законодательством акционерные общества и хозяйствующие субъекты, имеющие преобладающую долю государства в уставном капитале, проводят отчетные общие собрания в сроки, установленные уставом, но не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года. На отчетном общем собрании акционеров (учредителей) в том числе принимаются решения о проведении аудиторской проверки, об определении аудиторской организации и предельного размера оплаты ее услуг. Это означает, что хозяйствующие субъекты, подлежащие обязательной аудиторской проверке, выбирают аудиторские организации, как правило, до 1 августа каждого года. Специфика аудиторских услуг состоит в том, что заключенные в этом году договоры закрываются в следующем – после завершения финансового года и составления финансовой отчетности по его итогам.

 

Поэтому можно сделать предположение, что услуги по обязательным аудиторским проверкам являются исключительным случаем, предусмотренным законодательством, и в соответствии с  Постановлением Президента N ПП-1948 в текущем году, возможно, не войдут в Перечень. А вот профессиональные услуги аудиторских организаций могут быть включены в него в перспективе.

 

Специфика торгов такова, что при выборе той или иной организации, которая будет осуществлять поставку товаров (услуг) заказчику, учитывается цена: чем она ниже, тем больше шансов получить контракт. Приоритет таких торгов – цена. Если аудиторские услуги войдут в Перечень, то аудиторским организациям понадобится заключать договоры с аккредитованными в УзРТСБ брокерскими конторами, грамотно готовить свои оферты и, в частности, ценовое предложение.

 

Здесь необходимо учитывать и специ­фику рынка аудиторских услуг. Сезон выбора поставщика услуг обязательного аудита ежегодно приходится на июль–август. Каждая аудиторская организация, не зная, какие хозсубъекты их выберут в итоге электронных закупок, будет стремиться участвовать во всех торгах. Аудитор теперь может не встречаться с руководством потенциального клиента, не участвовать в общих собраниях. Практически ему достаточно следить за объявлениями биржи и своевременно подать заявку. Гипотетически при демпинговом ценообразовании одна аудиторская организация имеет шанс быть выбранной значительным количеством потребителей и захватить большую часть рынка аудиторских услуг. Последствия такой «победы» для потребителей этих услуг и для самого рынка аудита предугадать несложно.

 

В качестве примера приведу казусную историю из жизни наших коллег одной из стран Прибалтики. Здесь местная аудиторская организация благодаря демпингу цен отхватила 80% заказов на аудиторские услуги.

 

Поэтому в случае включения аудиторских услуг по обязательному аудиту в Перечень целесообразно разработать порядок, который предотвратил бы возможные негативные последствия «тотальной победы» отдельной аудиторской организации в электронных закупках. Например, ограничить массовость участия в них, чтобы при выборе аудитора также учитывались профессиональные качества аудиторов, их квалификация, принадлежность фирмы к международной сети и прочие особенности.

 

Низкая цена – это не синоним качества. Соответственно, существует риск, что аудиторские организации могут снижать качество работы, чтобы для победы на торгах заявить максимально низкую цену.

 

Равшан ХАЙДАРОВ,

председатель
Палаты аудиторов Узбекистана.
 

 

Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова.

Прочитано: 2166 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика