Институт внутреннего аудита в Узбекистане начал формироваться сравнительно недавно. Первые квалификационные экзамены на получение сертификата внутреннего аудитора Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов и Палата аудиторов Узбекистана приняли в декабре 2012 года. Эти профессиональные объединения регулярно проводят курсы по изучению дисциплин внутреннего аудита и квалификационные экзамены, по результатам которых выдаются сертификаты внутреннего аудитора. Получив их, новоиспеченные специалисты могут осуществлять свою деятельность на предприятиях республики.
Положением о службе внутреннего аудита на предприятиях (приложение N 2 к Постановлению КМ от 16.10.2006 г. N 215, далее – Положение N 215) установлены единые требования к организации внутреннего аудита на предприятиях с балансовой стоимостью активов более 1 млрд сумов. Руководство предприятия должно быть заинтересовано в регламентации деятельности этой службы – это необходимо для максимально качественной ее работы. А потому следует предусмотреть и документально зафиксировать должностные обязанности и область ответственности службы, в том числе и за эффективность ее деятельности. Для этого рекомендуется утвердить положение о службе внутреннего аудита и закрепить в нем базовые обязанности ее специалистов.
Аудиторская компания ООО «Marikon Audit» разработала такое положение о службе внутреннего аудита для предприятий Узбекистана, соответствующее требованиям Постановления Президента «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» (от 27.09.2006 г. N ПП-475). Оно содержит общие положения; основные задачи и функции службы внутреннего аудита; ее права и обязанности; требования к службе; ее независимость; требования к проведению внутреннего аудита и составлению сводного отчета по его результатам; ответственность службы внутреннего аудита.
Рассмотрим некоторые аспекты работы службы, закрепленные в предлагаемом положении. Так, при оценке работы предприятия рекомендуется обратить внимание на выполнение утвержденного бизнес-плана; соблюдение принципов корпоративного управления; состояние бухгалтерского учета и финансовой отчетности; правильность исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; состояние активов и внутреннего контроля. По результатам оценки служба внутреннего аудита готовит сводный отчет о проделанной работе и рекомендации по регулированию деятельности подразделений предприятия. Согласно Положению N 215 он должен состоять из аналитической, итоговой частей и полного пакета подтверждающих документов.
В аналитической части рекомендуется отразить информацию о результатах проверок, проведенных внутренними аудиторами, а в итоговой – общую оценку деятельности исполнительного органа и структурных подразделений предприятия, его ликвидности. Также в ней даются рекомендации по устранению выявленных нарушений и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, совершенствованию корпоративного управления.
Кроме требований к сводному отчету, в положении, принятом на предприятии, рекомендуется оговорить сроки представления отчета наблюдательному совету. Для его подготовки по результатам ежеквартальной проверки оптимальный срок – 10 дней. При этом следует понимать, что отчет должен быть выполнен с нарастающим итогом, но в нем не следует указывать недочеты, устраненные на предыдущем этапе.
Помимо плановой работы, внутренний аудит может проводиться и по специальным вопросам. Поэтому в положении, принятом на предприятии, следует также отразить сроки представления отчета по результатам спецпроверки – на его подготовку достаточно 3 дней.
Особое внимание следует уделить независимости службы внутреннего аудита. Это принципиальное условие прописано в Положении N 215. Однако существуют факторы, которые необходимо учитывать с целью сохранения независимости службы. Например, наличие родственных связей. Так, в разработанном ООО «Marikon Audit» документе зафиксированы пункты, согласно которым внутренние аудиторы не должны состоять в близком родстве с сотрудниками, занимающими руководящие должности, а также с работающими в финансовой службе предприятия. Критерием успешности внутреннего аудита является оптимизация деятельности предприятия и реализация предложений по устранению недочетов, найденных в ходе аудиторской проверки.
Однако не следует забывать об ответственности, которую также необходимо закрепить в положении, принятом на предприятии. Так, искажение результатов проверок; несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, которая была предоставлена внутренним аудиторам или стала известна им в связи с выполнением служебных обязанностей; необеспечение сохранности и возврата полученных документов; недостаточность мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе аудита; неэффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это принципиальные факторы, вызывающие наложение мер ответственности на службу.
Образец положения о службе внутреннего аудита, разработанного компанией ООО «Marikon Audit», в свободном доступе размещен на портале norma.uz.
Наталья КОНДРАТОВА,
финансовый директор
ООО «Marikon Audit».
Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова.