Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 44 / Вестник аудитора

Положение как инструкция к применению

 

Институт внутреннего аудита в Узбекистане начал формироваться сравнительно недавно. Первые квалификационные экзамены на получение сертификата внутреннего аудитора Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов и Палата аудиторов Узбекистана приняли в декабре 2012 года. Эти профессиональные объединения регулярно проводят курсы по изучению дисциплин внутреннего аудита и квалификационные экзамены, по результатам которых выдаются сертификаты внутреннего аудитора. Получив их, новоиспеченные специалисты могут осуществлять свою деятельность на предприятиях республики.

 

Положением о службе внутреннего аудита на предприятиях (приложение N 2 к Постановлению КМ от 16.10.2006 г. N 215, далее – Положение N 215) установлены единые требования к организации внутреннего аудита на предприятиях с балансовой стоимостью активов более 1 млрд сумов. Руководство предприятия должно быть заинтересовано в регламентации деятельности этой службы – это необходимо для максимально качественной ее работы. А потому следует предусмотреть и документально зафиксировать должностные обязанности и область ответственности службы, в том числе и за эффективность ее деятельности. Для этого рекомендуется утвердить положение о службе внутреннего аудита и закрепить в нем базовые обязанности ее специалистов.

Аудиторская компания ООО «Marikon Audit» разработала такое положение о службе внутреннего аудита для предприятий Узбекистана, соответствующее требованиям Постановления Президента «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» (от 27.09.2006 г. N ПП-475). Оно содержит общие положения; основные задачи и функции службы внутреннего аудита; ее права и обязанности; требования к службе; ее независимость; требования к проведению внутреннего аудита и составлению сводного отчета по его результатам; ответственность службы внутреннего аудита.

 

Рассмотрим некоторые аспекты работы службы, закрепленные в предлагаемом положении. Так, при оценке работы предприятия рекомендуется обратить внимание на выполнение утвержденного бизнес-плана; соблюдение принципов корпоративного управления; состояние бухгалтерского учета и финансовой отчетности; правильность исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; состояние активов и внутреннего контроля. По результатам оценки служба внутреннего аудита готовит сводный отчет о проделанной работе и рекомендации по регулированию деятельности подразделений предприятия. Согласно Положению N 215 он должен состоять из аналитической, итоговой частей и полного пакета подтверждающих документов.

 

В аналитической части рекомендуется отразить информацию о результатах проверок, проведенных внутренними аудиторами, а в итоговой – общую оценку деятельности исполнительного органа и структурных подразделений предприятия, его ликвидности. Также в ней даются рекомендации по устранению выявленных нарушений и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, совершенствованию корпоративного управления.

 

Кроме требований к сводному отчету, в положении, принятом на предприятии, рекомендуется оговорить сроки представления отчета наблюдательному совету. Для его подготовки по результатам ежеквартальной проверки оптимальный срок – 10 дней. При этом следует понимать, что отчет должен быть выполнен с нарастающим итогом, но в нем не следует указывать недочеты, устраненные на предыдущем этапе.

 

Помимо плановой работы, внутренний аудит может проводиться и по специальным вопросам. Поэтому в положении, принятом на предприятии, следует также отразить сроки представления отчета по результатам спецпроверки – на его подготовку достаточно 3 дней.

 

Особое внимание следует уделить независимости службы внутреннего аудита. Это принципиальное условие прописано в Положении N 215. Однако существуют факторы, которые необходимо учитывать с целью сохранения независимости службы. Например, наличие родственных связей. Так, в разработанном ООО «Marikon Audit» документе зафиксированы пункты, согласно которым внутренние аудиторы не должны состоять в близком родстве с сотрудниками, занимающими руководящие должности, а также с работающими в финансовой службе предприятия. Критерием успешности внутреннего аудита является оптимизация деятельности предприятия и реализация предложений по устранению недочетов, найденных в ходе аудиторской проверки.

 

Однако не следует забывать об ответственности, которую также необходимо закрепить в положении, принятом на предприятии. Так, искажение результатов проверок; несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, которая была предоставлена внутренним аудиторам или стала известна им в связи с выполнением служебных обязанностей; необеспечение сохранности и возврата полученных документов; недостаточность мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе аудита; неэффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это принципиальные факторы, вызывающие наложение мер ответственности на службу.

 

Образец положения о службе внутреннего аудита, разработанного компанией ООО «Marikon Audit», в свободном доступе размещен на портале norma.uz.

Наталья КОНДРАТОВА,

финансовый директор
ООО «
Marikon Audit». 

 

Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова.

Прочитано: 2702 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика