В этом году значительно изменился порядок регулирования таможенного режима транзита. Недавно вступили в силу изменения и дополнения, внесенные постановлением Государственного таможенного комитета (зарегистрировано МЮ 23.09.2013 г. N 577-4) в Положение о таможенном режиме транзита (далее – Положение).
ОТ ТАМОЖНИ ДО ТАМОЖНИ
В международном праве под транзитом понимается следование через территорию какого-либо государства иностранных товаров, багажа, транспортных средств, международных почтовых отправлений по маршруту, который начинается и заканчивается за его пределами. Иными словами, транзит – это перемещение чего-либо через территорию страны между двумя точками ее госграницы.
В отечественном таможенном законодательстве транзит – это режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Республики Узбекистан, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (статья 21 Таможенного кодекса). При этом перемещение товаров по Узбекистану в режиме транзита осуществляется по любым путям и направлениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами республики.
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЙ
Основная часть внесенных в Положение изменений и дополнений направлена на упрощение таможенных процедур посредством сокращения разрешительных норм и исключения положений, противоречащих Закону «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» (от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341). Так, название раздела III «Разрешение на транзит» Положения изменено на «Порядок транзита товаров». Утратили силу три пункта Положения, исключение которых имеет большое значение для перевозчиков.
Так, пункт 9 оговаривал необходимость получать разрешение на транзит товаров, перевозчики которых ранее неоднократно нарушали правила доставки товаров под таможенным контролем. Причем выдавалось оно при условии внесения суммы обеспечения уплаты таможенных платежей на депозитный счет таможенных органов с последующим их возвратом при вывозе транзитного товара за пределы Узбекистана.
Пункт 20 предусматривал получение разрешения ГТК при перевозке с перегрузкой на другой транспорт транзитных подакцизных товаров, предназначенных к выпуску в свободное обращение и подлежащих маркировке акцизными марками. При этом перегрузка должна была производиться на таможенных складах, перечень которых утвержден ГТК.
Пункт 22 определял необходимость получения разрешения на помещение транзитных товаров под другой таможенный режим. Документ выдавал начальник таможенного органа, в зоне деятельности которого расположен таможенный склад, на который помещаются транзитные товары.
Из пункта 6 и абзаца первого пункта 7 исключены положения, также касающиеся получения разрешений. Ранее пункт 6 оговаривал, что разрешение на транзит товаров через Узбекистан предоставляет таможенный орган, расположенный в месте ввоза товаров в республику, и оформляется проставлением разрешительного штампа в транспортных документах и счетах-фактурах (инвойсах). Согласно новой редакции транзит товаров через Узбекистан начинается в таможенном органе, расположенном в месте ввоза товаров в республику и оформляется путем проставления соответствующего штампа в транспортных документах и счетах-фактурах (инвойсах).
Абзац первый пункта 7 прежде гласил, что таможенный орган отправления предоставляет разрешение на транзит товаров при соблюдении условий, указанных в разделе II Положения. Теперь для осуществления их транзита разрешения не требуется, достаточно просто соблюдать упомянутые условия.
Отредактированы некоторые нормы, касающиеся функций таможенного органа. В частности, изменен характер его контрольно-надзорных действий при проведении операций с транзитными товарами. К примеру, прежде для их перегрузки на другое транспортное средство требовалось разрешение таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлялась данная грузовая операция (пункт 14 Положения), теперь же она может производиться просто с участием сотрудника таможенного органа. При этом сохранилось условие, что при невозможности осуществления перегрузки на указанных складах таможенный орган вправе устанавливать другие места перегрузки (таможенные склады либо зоны таможенного контроля), где выполняются требования таможенного контроля.
По всему тексту документа требование разрешения таможенного органа исключено.
Пункт 13 дополнен абзацем, который оговаривает, что ближайший таможенный орган после изучения обстоятельств случившегося составляет акт о дорожно-транспортном происшествии по установленной форме (приложение N 2 к Положению).
НА ЗАМЕТКУ
Раздел I «Общие положения» Положения дополнен новым понятием «транспортные документы». Это – транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие заключение договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров и(или) их перевозка по таможенной территории Республики Узбекистан под таможенным контролем.
НЮАНСЫ ТРАНЗИТА
Теперь об условиях, которые должны быть соблюдены, чтобы поместить товары в режим транзита. Первое – товары не запрещены к ввозу в Узбекистан или транзиту через него. Второе – на них представлены транспортные документы, счет-фактура (инвойс), а также ГТД в случаях, предусмотренных международными договорами Узбекистана, и при перевозке алкогольной или табачной продукции. Третье – при транзите последних на депозитный счет таможенных органов РУз внесена вся сумма денежного обеспечения уплаты таможенных платежей (возвращается после подтверждения вывоза за пределы республики). Четвертое – выполнены требования таможенных органов по соблюдению законодательства о транзите товаров (надлежаще оборудованный транспорт, таможенное сопровождение, перевозка товаров таможенным перевозчиком или обеспечение уплаты таможенных платежей). Пятое – обеспечена возможность идентификации товаров (они должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита). Шестое – товары должны быть доставлены в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления, исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не превышающие предельного срока.
К сведению! В случае невыполнения этих условий помещение товаров под режим транзита не допускается. При этом таможенные органы отправления не препятствуют перевозчикам возвратить их за границу.
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Транзит – такой же таможенный режим, как, например, режим экспорта. Соответственно, при помещении под него применяются все положения, касающиеся декларирования товаров. Напоминаем, что принятым в начале года постановлением ГТК (зарегистрировано МЮ 11.01.2013 г. N 577-3) внесены изменения и дополнения в порядок декларирования транзитных товаров.
Так, из пункта 28 Положения исключен абзац, оговаривавший, что на товары, перевозимые транзитом через таможенную территорию Узбекистана в соответствии с Конвенцией международных дорожных перевозок (Конвенция МДП, 1975 г., Карнет-ТИР), ГТД не заполняется. Он дополнен абзацем, который предусматривает заполнение грузовой таможенной декларации при перемещении транзитом через Узбекистан алкогольной и табачной продукции.
К сведению! Транзитное перемещение через территорию нашей страны алкогольной и табачной продукции автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется по разрешению Кабинета Министров при условии:
внесения перевозчиком на депозитный счет таможенных органов всей суммы денежного обеспечения уплаты соответствующих таможенных платежей;
наличия сертификата страны происхождения товара, контракта (договора) на поставку товара, графика перевозок при осуществлении транзита несколькими партиями.
При заполнении ГТД на помещаемые под таможенный режим транзита товары следует обратить внимание на изменение редакции следующих граф: 5 «Всего наименований товаров»; 22 «Валюта и общая фактурная стоимость товара»; 33 «Код товара»; 35 «Вес брутто (кг)»; 38 «Вес нетто (кг)». Теперь в этих графах не учитываются товары, указанные в приложенных спецификациях, упаковочных листах или списках.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спец. корр.