Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 43 / Острая тема

Проблема одна – решения разные

 

С выходом Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) прошло 3 года. Практика его реализации вызывает различные вопросы.

На массиве Сергели-6 всем торговым точкам и дехканскому базару были отведены земли под недвижимость. Каждая торговая точка сама платила за строительство, имеет свой кадастр на недвижимость и землю. Плата за пользование инфраструктурой предусмотрена за 1 кв.м – 1 600 сумов. Непонятно, о какой инфраструктуре идет речь. Ведь все работы, связанные с деятельностью, выполняют сами юридические лица.

Через 3 года после выхода Постановления наши соседи «Сергели дехкон бозори» направили к нам по почте договор, в котором отсутствуют число, сумма и номер договора (копию договора прилагаем), но есть требование заплатить за пользование инфраструктурой с 2010-го по 2013 годы за 1 кв.м – 9 650 сумов в месяц. Несмотря на отсутствие между нами договора, базар подал на нас иск в хозяйственный суд, первая инстанция которого удовлетворила это требование.

С выходом поправки к Решению хокима от 9.04.2013 г. N 239/4-25 («Норма» N 29 от 23.07.2013 г.) суд изменил свое решение, обязав нас заплатить до 2013 года по ставке 1 600 сумов.

Правомерно ли это решение суда?

Кстати, «Сергели дехкон бозори» подавал в суд аналогичный иск на соседние магазины, находящиеся… на Сергелийской ярмарке. Суд не удовлетворил это требование. Проблема одна, а решения – разные.

Хотелось бы узнать мнение ваших экспертов по данному вопросу.

Копию подписей руководителей организаций прилагаем.

Всего 18 подписей директоров торговых точек.

 

 

– В соответствии с Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) было принято Решение Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов «О введении новых размеров разовых сборов, арендной платы и стоимости оказываемых услуг, взимаемых на рынках и в торговых комплексах в городе Ташкенте» (от 18.04.2012 г. N 144/4-13), которым утверждены минимальные размеры (минимальные ставки) платежей, взимаемых за здания, сооружения и земельные участки на территории рынков и торговых комплексов города Ташкента (за 1 квадратный метр за один месяц). До этого акта действовало Решение Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов «Об утверждении минималь­ных размеров платежей, взимаемых со зданий, сооружений и земельных участков, расположенных на территории рынков и торговых комплексов в городе Ташкенте» (от 10.06.2011 г. N 76/4-13), которым были также утверждены минимальные размеры (минимальные ставки) платежей, взимаемых со зданий, сооружений и земельных участков, расположенных на территории рынков и торговых комплексов в городе Ташкенте.

Правила организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан (приложение N 1 к Постановлению КМ «О дополнительных мерах по упорядочению деятельности рынков и торговых комплексов» от 28.08.2012 г. N 253) не устанавливают требования по уплате платежей за пользование инфраструктурой рынков.

Указанное в пункте 2.1 присланной авторами письма копии договора постановление Министерства финансов и Государственного налогового комитета «Об установлении минимальных размеров разовых сборов, арендной платы и стоимости оказываемых услуг, взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов» (зарегистрировано МЮ 6.03.2012 г. N 2336) утратило силу, но его ставки применяются к платежам прошлых лет. В настоящее время действует аналогичное постановление Министерства финансов  и ГНК, зарегистрированное МЮ 16.01.2013 г. N 2412. Этими документами утверждены минимальные размеры арендных платежей за пользование зданиями, сооружениями и другим имуществом на территории рынков и торговых комплексов и инфраструктурой рынка:

за пользование зданиями, сооружениями и другим имуществом, находящимися на балансе рынков и торговых комплексов (без права собственности на имущество и земельный участок);

с земельных участков, занятых построенными на территории рынков и торговых комплексов зданиями, сооружениями и строениями, принадлежащими хозяйствующим субъектам, а также за пользование инфраструктурой рынка (для объектов без права владения земельным участком);

за пользование инфраструктурой рынка, взимаемых с лиц, имеющих право собственности на земельный участок и имущество (владельцев зданий, сооружений и построек, построенных на территории рынков и торговых комплексов и принадлежащих хозяйствующим субъектам).

По своему характеру эти платежи не являются обязательными. Во-первых, потому что в соответствии с частью второй статьи 12 и частью третьей статьи 23 Налогового кодекса (НК) под обязательными платежами (кроме налогов) понимаются установленные НК обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов. Во-вторых, в вышеуказанных постановлениях Министерства финансов и ГНК речь идет об арендной плате за пользование инфраструктурой рынка с владельцев зданий, сооружений и строений на территории рынков и торговых комплексов. Следовательно, между вами и рынком должен быть заключен договор аренды на использование объектов инфраструктуры, а не как предусмотрено в пунк­те 2.1. «Вид услуг» («Хизмат тури») представленного вами договора, так как услуги являются предметом совершенно другого вида договора – на возмездное оказание услуг. Причем объектом аренды (имущественного найма) в соответствии со статьями 535 и 537 Гражданского кодекса (ГК) может быть только ­имущество (вещи). В силу этого в указанном пункте договора следовало бы конкретно указать, какие объекты инфраструктуры предоставляются в пользование арендатору.

Теперь в отношении заключения договора. Статья 354 ГК предусматривает свободу договора, то есть граждане и юридические лица свободны в своем решении о заключении договора. Согласно части второй этой статьи, понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК, иным законом или принятым обязательством.

Статья 377 ГК устанавливает общие условия заключения договора в обязательном порядке. В соответствии с ней в случаях, когда согласно ГК или иным законам сторона, которой направлена оферта (проект договора), обязана заключить договор, она должна направить другой стороне извещение об акцепте либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты. Если сторона, обязанная заключить договор, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

На ваш вопрос о правомерности решения суда мы не можем дать ответ, поскольку не известны основания, которыми руководствовался суд при его принятии. Но однозначно можем сказать, что такой платеж должен применяться к вышеуказанным объектам, находящимся на территории рынков и торговых комплексов. А так как вы в письме указали, что «Сергели дехкон бозори» – ваши соседи (если ваши объекты действительно расположены вне территории рынка), то это дает основание на постановку вопроса о пересмотре в установленном порядке решения по указанным платежам.

Улугбек АЮБОВ,

наш эксперт-юрист.

Прочитано: 2678 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика