Законодательной палатой Олий Мажлиса рассмотрен и принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Узбекистан». Основная цель предлагаемых им новаций – продолжение курса на улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству.
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Узбекистан» комментирует депутат Законодательной палаты Полянте Свешников.
Многие из предлагаемых законопроектом новаций уже фактически работают на основании постановлений Президента и Правительства и принятых во их исполнение ведомственных нормативных актов. Но внесение позволит не только узаконить эти положения, но и расширить, конкретизировать их.
Так, согласно статье 90 Таможенного кодекса, декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, о таможенных режимах, в которые они будут помещены, и других сведений, необходимых для таможенных целей. Данную норму предлагается дополнить уточнением, согласно которому заявления будут приниматься по установленной форме (письменной, устной, электронной).
Сегодня в работе государственных структур Узбекистана широко используются возможности Интернета для документооборота, интерактивного общения, оказания госуслуг. Современные информационно-коммуникационные технологии активно применяют и таможенные органы. Увеличение международного товарооборота вызвало необходимость в повышении эффективности их работы, достигаемого за счет внедрения системы электронного декларирования товаров. С внесением в Таможенный кодекс предлагаемых новаций эта практика получит «законную прописку».
Законопроект предусматривает закрепление в статье 96 ТК положений о декларировании товаров путем подачи предварительной декларации в таможенные органы до момента их фактического прибытия на таможенную территорию.
Также предлагается внести норму, согласно которой по желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного кода по ТН ВЭД при условии, что ему соответствует наиболее высокая ставка таможенной пошлины. При этом если товарам соответствует несколько классификационных кодов ТН ВЭД, на которые установлены одинаковые ставки таможенных пошлин, указывается тот код товара, которому соответствует наиболее высокая ставка акциза, а если они равны – наиболее высокая ставка налога на добавленную стоимость.
Однако в любом случае при декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода к ним всем применяются соответствующие ему ставки таможенных платежей. Кроме того, следует учитывать сопоставимость сравниваемых видов ставок. Так, невозможно сравнить ставку в процентах к таможенной стоимости товара с той, что определяет денежную сумму за единицу перемещаемого товара. В свою очередь необходимо учитывать и сопоставимость последних – килограммы, литры и т.д.
Таможенный кодекс предлагается дополнить новой статьей 961 «Предварительное декларирование», предусматривающей применение временной и неполной таможенной декларации в целях упрощения таможенного оформления и исчисления таможенных пошлин, налогов. Поскольку с введением вышеупомянутой нормы об отражении одного кода на все товары, соответственно, и единого размера ставки пошлины, акциза и НДС, не надо будет рассчитывать таможенные платежи на отдельно взятый товар (например, при перемещении различных комплектующих, товаров для сборки, строительства, продуктов питания для розничной торговли).
Внедрение механизма предварительного декларирования товаров позволит подавать таможенную декларацию на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Узбекистана и до завершения внутреннего их транзита. Внутренний транзит как новую процедуру таможенной практики предложено определить специальной статьей ТК. Также в соответствии с международной практикой и учетом характера применения таможенный режим «временное хранение» предлагается определить как таможенную процедуру.
Преимущества предварительного декларирования заключаются и в том, что проверенная предварительная таможенная декларация может использоваться (с учетом оплаченных сумм таможенных платежей) в качестве единого документа. Соответственно ее статус равноценен статусу полной таможенной декларации. А при применении таможенных процедур (внутреннего транзита, временного хранения) выпуск товаров будет производиться сразу после их предъявления таможенному органу, то есть немедленно!
Записал
Маъруф УСМАНОВ.