Прежде все, что к нам завозилось из-за рубежа, можно было отмечать знаком качества. Люди старшего поколения помнят, что китайские товары народного потребления служили счастливым покупателям десятки лет, и без образования катышек («пилинга»). Поэтому импортный ширпотреб люди расхватывали не глядя.
В нынешние времена, к сожалению, не всегда нам ввозят товары достойного качества. И это касается не только ширпотреба – одежды и обуви, которые разваливаются, не прослужив и сезона. Ввозят и некачественную технику.
Нашим экспертам, в частности товароведам, не раз доводилось исследовать различные товары на предмет их соответствия сертификатам. А порою и мы, трассологи, исследуем ввозимые в страну изделия, чтобы установить, не повреждены ли они при транспортировке, или же изначально изготовлены из старья.
Так, однажды мы с товароведами проводили экспертизу десятка спецавтобусов, поступивших из-за рубежа. Это были обычные автобусы, салоны которых укомплектовали специальным оборудованием. По документам следовало, что это абсолютно новые автобусы, отправленные в нашу страну сразу же после их изготовления. Но у специалистов предприятий, которые их получили, возникли совершенно справедливые сомнения в их новизне.
Вскоре нам поручили провести трассологическую и товароведческую экспертизы, и мы выехали в один из городов, в который эту технику поставили из-за рубежа. Было жаркое лето, почти все автобусы стояли на открытых площадках. А нам предстояло тщательно осмотреть каждый из них, кое-что исследовать с помощью лупы, произвести фотосъемку общего вида всех автобусов и их фрагментов, на которых выявлены признаки, необходимые для решения поставленных вопросов. Надо было также для лабораторного исследования взять соскобы краски с каждого автобуса, да не с одного участка, а с нескольких.
На это ушло 2 трудных жарких дня, но не зря. Было установлено, что все спецавтобусы имели ряд повреждений. Конечно, царапины и ободранную в нескольких местах краску можно было объяснить последствиями неаккуратной транспортировки. Но это все второстепенно. Главным было то, что все автобусы имели признаки сборки из старых деталей и последующей перекраски. Так, некоторые из них обладали явно эксплуатационными дефектами: вмятинами, загибами внутренних краев или углов, грубо зашпаклеванными и закрашенными царапинами и соскобами краски и металла.
Еще при визуальном осмотре было установлено, что на стыках деталей лакокрасочное покрытие было неравномерным, с подтеками, местами со слоем ржавчины. Специальные надписи, нанесенные с помощью трафарета на боках спецавтобусов, имели разные цветовые оттенки. А проведенное позже лабораторное исследование показало, что их детали покрыты неодинаковым количеством слоев лакокраски различного цвета. Даже верхний белый слой имел разные оттенки и толщину. Одни детали имели стандартное лакокрасочное покрытие, другие были покрыты толстым слоем грунтовки, поверх которой нанесли несколько нестандартных слоев краски разных цветов.
Конечно, это указывало на то, что поставленные из-за границы спецавтобусы были изготовлены из разных деталей, в том числе и из тех, которые раньше уже эксплуатировались. Это значило, что считать их новыми было нельзя. Кроме того, детали были подогнаны недостаточно плотно. Даже двери как следует не закрывались. А ведь эти спецавтобусы предстояло эксплуатировать в непростых среднеазиатских условиях.
Вот и такой импорт, оказывается, возможен. Так что заказчикам следует быть очень внимательными, чтобы не получить за свои немалые деньги товар «не первой свежести».
Ольга МАРШАНСКАЯ, государственный судебный
эксперт Республиканского центра судебной экспертизы
при Министерстве юстиции.
Главное и другое: а были привлечены к ответственности лица, которые хотели ввести в страну "автохлам" под видом новой техники?