Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 8 / Новое в законодательстве

Укрепляются основы законотворчества

О сути и значении Закона, изменениях в законотворческом процессе рассказал начальник Главного управления законодательства Министерства юстиции Нодиржон ЖУРАЕВ.

24 декабря 2012 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», которым утверждена новая редакция Закона «О нормативно-правовых актах».

Она способствует повышению качества нормативно-правовых актов, конкретизации основных требований к их содержанию и обеспечению их эффективной реализации.

В Законе конкретизированы понятие, виды и соотношение нормативно-правовых актов. Таковым является официальный документ, принятый в соответствии с данным Законом, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний.

Нормативно-правовыми актами являются Конституция, законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса, указы, постановления и распоряжения Президента, постановления Кабинета Министров, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах. Из этого вытекает, что нормативно-правовые акты могут быть приняты только вышеперечисленными органами или должностными лицами и в соответствии с данным Законом.

Одним из важных нововведений является планирование подготовки проектов нормативно-правовых актов. Так, согласно статье 17 Закона, органы, принимающие (разрабатывающие) нормативно-правовые акты, заранее планируют подготовку проектов. С этой целью они разрабатывают и утверждают текущие и перспективные планы (программы) подготовки проектов нормативно-правовых актов и на их основе организуют свою деятельность.

Порядок подготовки проекта нормативно-правового акта предусматривает подготовку предложения и принятие решения о его подготовке. В ходе ее изучаются состояние законодательства, практика его применения, выявляются пробелы и противоречия, негативно влияющие на правовое регулирование определенной области общественных отношений, а также потребность в правовом регулировании, причины и условия, влияющие на эффективность законодательства.

В Законе особое внимание уделено вопросам изучения общественного мнения и международной практики, установлен ряд новых правил. Так, определен порядок общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Оно проводится с участием представителей заинтересованных государственных органов, органов самоуправления граждан и иных организаций, ученых и специалистов. При этом участники обсуждения должны быть заблаговременно ознакомлены с текстом проекта. Предложения и замечания, высказанные при его обсуждении, могут быть учтены при доработке проекта, а по неучтенным предложениям и замечаниям составляется справка. Материалы обсуждения вносятся на рассмотрение органа, принимающего нормативно-правовой акт.

Кроме того, установлен порядок изучения положений международных документов и законодательства зарубежных стран и подготовки аналитической сравнительной таблицы по его результатам. Внесенный без нее проект закона не рассматривается.

В правотворческой деятельности особое место отводится правовой, экономической, финансовой, экологической и иной экспертизе нормативно-правового акта. Законом упорядочены аспекты ее проведения, внесены новые правила. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не участвовавшие в подготовке проекта нормативно-правового акта. В ней также могут участвовать местные и зарубежные ученые и специалисты. В оценке проекта нормативно-правового акта эксперты независимы и не связаны с позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.

Исходя из требований сегодняшнего дня Законом предусмотрены 2 новых вида анализа при проведении органами юстиции правовой экспертизы проектов на предмет выявления в них положений и норм, во-первых, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе органов государственной власти и управления, во-вторых, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательства, приводящие к возникновению у них необоснованных расходов. Безусловно, внедрение такого механизма на этапе подготовки проекта будет служить предотвращению различных правонарушений и злоупотреблений в правоприменительной практике.

  Очередное нововведение – закрепление порядка правопреемства в отношении нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами или ведомствами. Согласно Закону в случае реорганизации министерства, государственного комитета или ведомства, наделенного правом принимать нормативно-правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать нормативно-правовые акты переходят также полномочия изменять, дополнять, приостанавливать и прекращать действие ранее принятых.

Законом установлено, что нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, не прошедшие госрегистрацию, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий. Должностные лица этих структур за введение в действие нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, привлекаются к административной ответственности.

Установлена обязательность опубликования электронных версий текстов ведомственных нормативно-правовых актов на официальных веб-сайтах. В правоприменительной практике определение срока вступления в силу нормативно-правового акта играет важную роль. Статьей 30 Закона установлено, что нормативно-правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.

В Законе указаны официальные источники публикаций. Таковыми являются «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан», «Собрание законодательства Республики Узбекистан», газеты «Халк сузи» и «Народное слово». Кроме того, официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, помимо «Собрания законодательства Республики Узбекистан», являются официальные издания этих структур, а решений органов государственной власти на местах – их официальные издания.

Закон «О нормативно-правовых актах», принятый в новой редакции, станет правовой основой для улучшения качества нормативно-правовых актов, устранения несоответствий между нормами законов, недопущения повторений и уменьшения количества отсылочных норм. Это, наряду с обеспечением соответствия принимаемых нормативно-правовых актов действующему законодательству, социально-экономическим, общественно-политическим потребностям, способствует совершенствованию деятельности органов юстиции в этом направлении, повышению эффективности законотворчества.

 

    По материалу УзА.

Прочитано: 2373 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика