Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 8 / Вестник аудитора

К нам едет аудитор? – Добро пожаловать!

Выступая 18 января на годовом заседании Кабинета Министров, Президент Ислам Каримов определил важнейшим условием и источником реализации мер по модернизации и обновлению страны активную инвестиционную политику. В нашей стране создана уникальная система гарантий как для самих инвесторов, так и для предприятий с иностранными инвестициями, реализуется комплексная программа, направленная на создание благоприятной деловой среды, обеспечение прозрачности процедур ведения бизнеса в нашей стране.

Одним из составляющих условий решения этих задач является совершенствование аудиторской деятельности. Институт аудита, отметив в конце прошлого года свое 20-летие в Узбекистане, сегодня переживает новый этап своего развития.


Об этом наш корреспондент беседует с Зульфией ШАЙХИИСЛАМОВОЙ, директором ООО «Buxgalter–Audit», которое стало «первой ласточкой» этой деятельности в нашей стране.

– Зульфия Фаридовна, ваша компания стояла у истоков отечественного аудита. Расскажите, с чего все начиналось?

– Наша компания была образована в 1991 году – она тогда называлась МП «Бухгалтер». В 2004 году она была перерегистрирована как «Buxgalter–Audit».

Наш первый учредитель Юрий Маркович Иткин – один из ведущих профессоров в области финансовой науки Узбекистана – стоял у истоков разработки законов «Об аудиторской деятельности» и «О бухгалтерском учете».

С обретением Узбекистаном независимости стало невозможно вести хозяйственную деятельность старыми методами. С появлением частной и акционерной собственности возникают интересы учредителей, которые, не будучи руководителями хозяйствующего субъекта, являются его собственниками или учредителями и хотят знать все о его деятельности, мерах по повышению прибыльности или снижению убыточности. Полную и объективную информацию по этим и другим вопросам может дать только независимый аудит.

Специалисты изучили опыт аудита в других странах и, совместив его с тогдашними реалиями экономики нашей страны, разработали проект закона «Об аудиторской деятельности», создали Ассоциацию бухгалтеров Узбекистана.

– С тех пор прошло два десятилетия, выросло новое поколение специалистов – рыночников. Многие из них уже со студенческой скамьи готовят себя к аудиторской деятельности. По какому принципу вы отбираете сотрудников? Они должны иметь определенный опыт, сертификаты?

– Принимая в нашу фирму людей, мы ориентируемся не только на наличие специального образования или сертификата. Выбираем прежде всего тех, кто хочет учиться. К примеру, сегодня у сотрудника нет сертификата, но есть потенциал и видение своего будущего. Становление аудитора – долгий процесс, в котором очень многое зависит от опыта. Человек должен понимать, что он выбирает себе профессию на всю жизнь. Но, пока он достигнет определенного уровня, позволяющего сказать: «Да, я являюсь специалистом», пройдет достаточно времени. Ведь выпускнику института сертификат аудитора не дают, даже если он обучился на всех курсах, получил CAP. Нет, даются 5 лет, чтобы он, работая помощником, бухгалтером или главным бухгалтером, на практике мог постичь какие-то грани бухучета. Поэтому 5 лет работы – обязательное условие для получения звания аудитора. Но не единственное. Перед тем как подать документы на получение сертификата, нужно пройти обучение по утвержденной Минфином программе, сдать экзамены.

– В процессе аудиторской проверки вы находите ошибки в работе бухгалтера. А это, согласитесь, неприятно тому, кто их совершил. Наверное, в связи с этим возникают трудности? Как вы работаете с бухгалтерами проверяемой компании?

– Даже если бухгалтеры встречают нас настороженно, позже они видят, что к ним пришел специалист, у которого они могут чему-то научиться, и отношение меняется. Мы не ревизоры, целью которых является выявить и наказать. И аудит – не налоговая проверка, хотя многие понимают его как предварительный налоговый контроль. Да, большую часть времени мы тратим на анализ расчетов с госбюджетом и целевыми фондами. Хотя аудит – это подтверждение отчетности не только по налогам, но и по всей жизни предприятия. В его услуги входит все, что касается финансов. А это и консалтинг, и расчет показателей эффективности, и даже в какой-то степени оценка эффективности действий руководства компании.

– Приходится ли вам в своей деятельности использовать международный опыт?

– Одним из наших учредителей является аудиторская фирма «BSK–аудит» из Санкт-Петербурга. Мы обсуждаем проблемы, которые возникают и у нас, и у них. Я интересуюсь, как они подходят к решению тех или иных вопросов, самой методики бухгалтерского учета. Если у «BSK–аудит» появляются новые наработки, они делятся ими с нами, и наоборот. Наши фирмы заинтересованы в таком сотрудничестве. Сейчас мы готовимся к внедрению в Узбекистане международных стандартов аудита: начали обучать персонал по ним работать, участвуем в проектах профессиональных объединений, которые активно работают над внед­рением МСА.

Кроме того, являясь членом Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов, мы активно участвуем во всех организуемых ею семинарах. Например, в 2011 году состоялся очень полезный для нас семинар с участием представителей «Международной большой четверки» – специалистов ООО «Deloitte & Touche». В прошлом году семинар по практике применения МСА провел специалист из BDO International.

– Аудит – это коммерческая деятельность. И ее цель – получение прибыли. Сколько для этого вам надо обслужить клиентов?

– Это зависит не от количества клиентов – им может быть и один. Важны объем документов и время, необходимое для их изучения и анализа. В свою очередь количество документов зависит от числа поставщиков и покупателей, заказчиков и исполнителей. И, конечно, стоимость наших услуг будет выше для компании, у которой документов больше. Еще она зависит от объема внешнеэкономических операций, каких-то нестандартных ситуаций.  Сложной с точки зрения аудита является и строительная деятельность. Многое зависит от состояния самого бухучета. Бывает иногда большое предприятие, но бухучет на нем ведется грамотно, используется современное программное обеспечение, все задокументировано, документооборот отлажен – там нет проблем. А на ином маленьком предприятии и бухучет ведется вручную, небрежно, приходится его восстанавливать. А потому мы потратим здесь времени больше, чем на объекте, у которого солидный оборот, широкий круг партнеров и автоматизированный учет.

К сожалению, руководители некоторых организаций не понимают, что такое аудиторская проверка. Например, на днях к нам обратилась компания для срочного проведения аудиторской проверки по минимальной цене. На вопрос, зачем нужна срочная проверка, ответили: «В марте будет налоговая проверка. Все найденные ошибки будем исправлять в тот же момент». То есть хотят возложить ответственность на аудиторскую организацию, так как из-за срочности аудитор может допустить ошибку. Встречаются случаи, когда нужно только аудиторское заключение, без проверки, так как клиент хочет получить кредит в банке. Хотя аудит – это бизнес, но таких клиентов нельзя принимать на обслуживание.

В то же время до заключения договора мы должны убедиться в порядочности своего клиента. Если он говорит, что ему нужно заключение, а проверка вообще не требуется, то нам такой клиент не нужен. Мы работаем с теми, кто хочет узнать фактическое состояние дел на своем предприятии. Ведь аудиторское заключение так и называется «Мнение аудитора», и в нем говорится о том, что финансовая отчетность соответствует или не соответствует требованиям законодательства.

– Как в вашей компании осуществляется внутренний контроль?

– Обязательность внутреннего контроля предусмотрена законодательством об аудите. В нашем ООО он является многоступенчатым. Аудитор осуществляет надзор за своими помощниками, аудитор по надзору – над основными аудиторами, руководитель – за деятельностью всей компании. Налажен контроль за выдачей задания и его выполнением. Все это выполняется в соответствии с внутренними стандартами. Например, если найдена какая-то ошибка, то почему она не нашла отражения в пробных балансах? Если аудитор утверждает, что это правильная статья расходов, то он должен подтвердить это расчетами, аналитическими процедурами и т.д.

– Как вас находят клиенты?

Один раз в год мы всем потенциальным клиентам рассылаем брошюры с информацией о нашей компании. Кроме того, даем о себе знать в справочниках. А в основном нас рекомендуют наши бывшие клиенты. У нас имеются рекомендательные письма от тех компаний, которым мы оказывали аудиторские услуги, и они подтверждают наш профессионализм.

– «Buxgalter–Audit» участвует в рейтинге аудитор­ских компаний?

– Обязательность участия в рейтинговой оценке аудиторских организаций предусмотрена законом. И мы считаем это правильным. Хотя не во всем согласны с методикой ее проведения. Выстраивание всех по объему выполненных работ подобно команде встать по ранжиру. Но далеко не всегда выполнение большого количества проверок свидетельствует о том, что это самая хорошая фирма, что у нее налажен контроль качества. Объемы работ, оформленные в соответствии с внутренними стандартами, должны идти вкупе с их количеством, подтвержденным внешним контролем качества. Только в этом случае можно говорить, что эта аудиторская организация действительно достойна высокого положения в рейтинге. Но если она не прошла внешний контроль профессиональных общественных организаций, то никто не знает, насколько качественно выполнен ею большой объем работ.

Для меня основными критериями являются объем выполненных работ, сертификат о прохождении внешнего контроля качества и профессиональная подготовка сотрудников.

– Кто осуществляет внешний контроль качества?

– В первый раз внешний контроль качества нашей работы 3 года назад проводила Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов. Он оказал нам большую помощь – мы ясно увидели свои недочеты и направления дальнейшего развития. По итогам контроля методический совет пересмотрел многие внутренние стандарты, и сегодня мы продолжаем эту работу.

ООО «Buxgalter–Audit» является членом двух профессио­нальных общественных организаций – Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов и Палаты аудиторов. В конце 2012 года внешний контроль качества у нас провела Палата аудиторов Узбекистана. В январе его осуществила НАБА Уз.

– Велика ли сегодня конкуренция среди аудиторских компаний?

– Да, велика. Она приводит к снижению цен на аудиторские услуги. И, к сожалению, сегодня сложилась практика выбора дешевого аудитора, которая не служит улучшению качества аудиторских услуг. Впрочем, приходится констатировать, что многих государственных поверенных, управляющих государственным пакетом ценных бумаг в уставном фонде предприятий, подлежащих обязательной аудиторской проверке, оно не интересует. К примеру, в прошлом году мы занимали в рейтинге третье место. Предлагали свои услуги в тендере, в котором участвовали другие организации, имевшие намного меньшие рейтинговые оценки и более дешевые услуги. Клиенты нередко выбирали их. Выбирая низкие цены, предприятие надеется получить весь спектр услуг. Ничего подобного! Заказчик должен понимать, что его не будут консультировать, при проверке никто не будет с ним работать, он не получит методическую помощь. Эти работы не включают то время, которое понадобится для дальнейшего сопровождения. Мы получали звонки от организаций, с которыми не работали. Те просили их проконсультировать по тем или иным вопросам, говоря, что они взяли в этом году недорогую аудиторскую фирму, но она их не консультирует. А потому, выбирая аудитора, нужно смотреть на рекомендательные письма, позвонить предыдущим клиентам аудиторской фирмы, узнать их мнение. Обратить внимание на то, сколько лет она работает на рынке, какие о ней отзывы.

– Сегодня многие уже состоявшиеся бухгалтеры, аудиторы занимаются на курсах повышения квалификации. Насколько, по вашему мнению, они отвечают современным требованиям?

– Многие аудиторы, работая уже по 10–15 лет, получили сертификаты во второй-третий раз. Они должны ежегодно проходить курс повышения квалификации. И я считаю, что это правильно. Но программы этих курсов устарели. В связи с введением в Узбекистане международных стандартов бухучета и аудита их надо перепрофилировать на более высокий уровень. Специалистам надо повышать свою квалификацию на основе международных стандартов.

 

Беседовал

Евгений НИКОЛАЕВ.

Прочитано: 2421 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика