Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 8 / Вестник аудитора

Аудиторам обновят закон

На рассмотрении Законодательной палаты Олий Мажлиса сейчас находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности». Предлагаемые им новации, подготовленные во исполнение Постановления Президента от 26.11.2010 г. N ПП-1438 и Распоряжения Президента от 14.01.2011 г. N Р-3557, направлены на дальнейшее совершенствование сферы аудита, приведение действующего Закона в соответствие с другими нормативно-правовыми актами и международной практикой.


Принятие в 2000 году новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности» позволило в определенной степени систематизировать ранее действовавшие нормы и положения, регулирующие аудиторскую деятельность, и создать на тот момент единую законодательную базу. Внесенные в него на протяжении 2002–2009 годов изменения усовершенствовали отдельные механизмы регулирования аудиторской деятельности, приводя их в соответствие с общепринятыми международными принципами.

Вносимые сейчас изменения и дополнения, в частности, уточняют сферу применения Закона и определяют некоторые основные понятия. Так, часть вторую статьи 1 предложено изложить в следующей редакции:

«Особенности проведения аудиторской проверки банков и иных кредитных организаций определяются Центральным банком Республики Узбекистан». К иным, в частности, относятся микрокредитные организации. Так, исполняя Постановление Президента N ПП-1438, Центробанк в июне 2012 года утвердил Положение о порядке проведения аудиторской проверки в микрокредитных организациях (утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 17.07.2012 г. N 2379).

Следует отметить, что аудиторские проверки банков вправе осуществлять аудиторские организации, имеющие сертификат на право их проведения, который выдается Центробанком. Вышеуказанное Положение N 2379 такого требования для проверки микрокредитной организации не содержит.

Согласно уточняемому законопроектом понятию аудиторской проверкой является проверка аудиторскими организациями финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью установления достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству о бухгалтер­ском учете.

Дополнения в статью 5 «Аудиторские организации», отражающие международный опыт, обеспечат соблюдение основных принципов аудиторской деятельности, при которых аудитор может быть учредителем (участником, акционером) только одной аудиторской организации, в которой он работает, а ее руководителем должен быть только аудитор, для которого данная аудиторская организация является основным местом работы. Кроме того, одна аудиторская организация не может быть учредителем другой аудиторской организации.

Этим же целям служат изменения в статью 16 «Ограничения при проведении аудиторской проверки». Согласно им аудиторская организация не вправе проводить проверку хозсубъекта, работник которого является одновременно ее работником.

Общественные объединения аудиторов за рубежом оказывают консультативную поддержку и правовую защиту аудиторам, контролируют исполнение ими профессиональных обязанностей и качество услуг, разрешают споры между членами объединения и т.д. Для оптимизации деятельности республиканских общественных объединений в соответствии с международными стандартами, повышения их значения в развитии профессии, а также реализации установок Президента в части усиления ответственности аудиторов за качество услуг и совершенствования деятельности объединений в Закон вносятся соответствующие дополнения.

Законопроект также обновляет перечень категорий хозсубъектов, подлежащих обязательной аудиторской проверке. Согласно статье 10 действующего Закона аудит обязаны проходить хозсубъекты, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую государству. Предлагается уточнить, что это же требование распространяется на государственные унитарные предприятия, а также на фондовые и товарные биржи.

На практике возникали случаи, когда организация, планируя оказывать аудиторские и, к примеру, консалтинговые услуги, регистрировала свое название со словом «аудит» или производным от него. В дальнейшем, по каким-либо причинам не получив лицензию на аудиторскую деятельность, она, хотя и не оказывала услуг аудита, продолжала работать под тем же именем. Это вводит в заблуждение заказчиков аудиторских услуг. Исключить подобные ситуации и призвана норма, по которой «фирменное наименование аудиторской организации должно содержать словосочетание «аудиторская организация» и не быть похожим на фирменное наименование других аудиторских организаций. Юридическое лицо, не отвечающее требованиям настоящей статьи, не вправе использовать в своем наименовании словосочетание «аудиторская организация».

Развитие аудита в Узбекистане требует соответствия норм Закона требованиям других законов и нормативно-правовых актов. В частности, это законы «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма». В связи с этим законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений.

В части четвертой статьи 4 уточняется, что время работы в качестве помощника аудитора включается в стаж работы, необходимый для получения квалификационного сертификата аудитора в порядке, установленном законодательством. Внесение этого изменения исключит разногласия, возникающие на практике из-за того, что претенденту на получение квалификационного сертификата аудитора засчитывается стаж работы только после окончания высшего образовательного учреждения.

Чтобы привести Закон в соответствие с требованиями законодательства в сфере страхования, часть седьмая статьи 5 дополняется предложением: «При этом договор об оказании аудиторских услуг может заключаться только при наличии полиса страхования ответственности аудиторской организации». Полис выдается на имя аудиторской организации – субъекта предпринимательской деятельности.

В перечень услуг аудиторских организаций (статья 17 Закона) предлагается добавить «осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора) в случаях, предусмотренных законодательством», что соответствует нормам части второй статьи 45 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

Часть первая статьи 20 уточняет, что аудиторские отчет и заключение, составленные без проведения аудиторской проверки либо составленные по ее результатам, но не соответствующие содержанию документов хозсубъекта, полученных и изученных аудитором (аудиторами) в ходе проверки, признаются ложными только по решению суда. Таким образом, уточняется применение норм, предусмотренных статьей 23 Закона «Об аудиторской деятельности» и пунктом 22 Положения об аудиторских организациях.

Законопроект предусматривает и другие изменения и дополнения. Депутаты отметили, что их принятие позволит усовершенствовать законодательную базу аудита в соответствии с международными принципами и стандартами, повысит роль аудиторской проверки.

В настоящее время законопроект принят в первом чтении. Сейчас ведется работа по его совершенствованию, анализируются предложения депутатов, высказанные в ходе его обсуждения.

 

Равиль САБИРЖАНОВ,

Мавлюда Нишонова,

депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Прочитано: 2425 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика