Очередной случай, о котором собираюсь рассказать, произошел достаточно давно в одной из областей нашей республики. В милицию и городскую прокуратуру стали поступать жалобы на то, что на дорогах завелись инспекторы дорожно-постовой службы (ДПС) – полные «беспредельщики». Заявители указывали, что эти «гаишники» внаглую вымогают у водителей немалые деньги за любую провинность. А на предложения выписать квитанцию и законно заплатить штраф они отвечают нецензурной бранью и угрозами довести дело до ареста и суда.
Когда количество обращений – телефонных звонков, подписанных и анонимных писем – превысило какую-то критическую черту, было решено провести провокационную проверку: на дорожных участках, наиболее часто называемых в жалобах, планировалось организовать «злостное нарушение» правил дорожного движения несколькими водителями.
Для проверки необходимо было установить, в какие дни на тех участках дежурили инспекторы ДПС и кто именно. Каково же было удивление проверяющих, узнавших, что в дни, указанные в заявлениях водителей, на те участки никого из сотрудников службы ДПС не направляли…
Тогда стало понятно, что на дорогах действуют не просто нарушители устава, а люди, выдающие себя за инспекторов ДПС. Была спланирована спецоперация по их выявлению и поимке. На это потребовался не один день. Но в итоге были установлены 2 лже-инспектора, которые в форме работников ДПС и с соответствующими жетонами на груди ловили нарушителей в укромных местах на дорогах одного из районов области и обирали их как липку.
Оба они в штате милиции не числились, а их нагрудные знаки (каждый жетон имеет индивидуальный номер) были выданы двум штатным сотрудникам ДПС. Предварительный осмотр обоих жетонов не дал оснований для сомнения в их подлинности. Тогда в отдел кадров службы ДПС пригласили подлинных инспекторов и спросили, кому они отдали свои жетоны. Те очень удивились и заявили, что никому, и предъявили свои нагрудные знаки – такие же жетоны, как и изъятые у лже-инспекторов…
Поэтому возникла версия поддельности жетонов лже-инспекторов. Настоящих владельцев жетонов долго допрашивали, кому они хотя бы на время давали жетоны или кто из их знакомых имел возможность их скопировать. Но сотрудники клялись, что никому не давали свои нагрудные знаки, никто не мог их скопировать. Служебное расследование показало, что они не были знакомы ни с «двойниками», ни с их окружением. Так что оснований для сомнения в их показаниях не было.
Тогда было решено провести экспертизу жетонов. Нам представили нагрудные знаки лже-инспекторов и настоящих, а также несколько других подлинных жетонов. Нам надо было установить, были ли те 2 жетона поддельными и каким способом они изготовлены.
При внешнем экспертном осмотре представленных знаков было видно, что они одинаковы по всем общим признакам: форме, размерам, виду металла, из которого изготовлены, цвету всех элементов.
А на четырех сравниваемых жетонах попарные номера были идентичны, все их цифры имели одинаковую конфигурацию и размеры. При сравнительном их исследовании сначала под микроскопом, а затем на специальном приборе методом наложения одноименных цифр оказалось, что их контуры совпадают полностью, до малейших нюансов, как и контуры других элементов на жетонах.
Совпадение общих и частных признаков свидетельствовало о том, что изъятые у лже-инспекторов жетоны были изготовлены заводским способом – на том же оборудовании, что и принадлежавшие инспекторам ДПС. То есть нагрудные знаки обирал с большой дороги не были поддельными.
Заключение трассологической экспертизы дало основание для проверки совершенно новой версии, согласно которой на заводе – производителе жетонов кто-то изготовил дубликаты, которыми лже-инспекторы пользовались несколько месяцев с целью незаконного обогащения. Но это, как говорится, уже другая история…
Ольга МАРШАНСКАЯ,
государственный судебный эксперт
Республиканского центра
судебной экспертизы
при Министерстве юстиции.